Консультация для родителей "Адаптация к детскому саду детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Илюшенко Лариса Борисовна

            Воспитатель детского сада должен глубоко понимать сущность процесса адаптации (привыкания) ребёнка к условиям общественного воспитания. В. А. Сухомлинский писал: «… твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка» Эти качества души в полной мере  должны               раскрыться воспитателем при общении к вновь поступившим детям.

            Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в ясли отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие чувствуют себя как «рыба в воде»?

            Для того, чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего надо помнить, что организм маленького ребёнка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям внешней среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе.

           Как правило, только к полутора годам дети приобретают привычку проситься на горшок, а приходящие из семьи не редко не владеют этой привычкой и в более старшем возрасте. Случается, что дети, которые дома приучены к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может стать причиной заболевания.

         К полутора – двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно. Однако многие из детей второго третьего года жизни не умеют самостоятельно есть не только жидкую, но и густую пищу. Их надо первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приёма пищи, опрятности, гигиены.

        Чаще и сильнее всего у детей нарушается эмоциональное состояние. У некоторых это выражается бурно – они плачут, кричат. Дети переживают не только разлуку с близкими. Их пугает незнакомая обстановка, пространство, обилие новых предметов, шум.

          Помогает нормализовать настроение детей использование следующих приемов:

  •          Совет родителям принести из дома любимую игрушку, с нею дети преимущественно и играют в первые дни;
  •          Если дети захотят оставить при себе какой – то предмет, напоминающий им о доме, например взять в группу шарфик, косынку, не следует запрещать им это;
  •       В первые дни, если это успокаивает детей, можно ограничить их пребывание среди сверстников, разрешить поиграть в спальне, в приёмной, однако воспитатель и няня ни на секунду не выпускает детей из -  под наблюдения, успокаивают, отвлекают, утешают, занимают.
  •         Разговаривая с детьми, обращают внимание на то, что делается в группе, за окном, наблюдают за рыбками, но избегают разговоров о доме и маме;
  •          Не настаивать на участии детей в общих подвижных играх, постепенно привлекать к участию в занятиях.

        Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребёнка, и на его поведение. При поступлении в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребёнка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движения, словаря, действия с предметами.

       Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребёнком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей – одна из главных задач воспитателя. Следует иметь в виду, что маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребёнок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагировать и на состояние окружающих взрослых. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.

            В период адаптации детей воспитатели свою работу должны организовать, опираясь на следующие педагогические правила:

  1. Необходимо учитывать органические потребности ребёнка в еде, питье, туалете, сне. Если ребёнок хочет спать, надо уложить его, не ожидая положенного времени. Если ребёнок отказался от завтрака, необходимо раньше других накормить его обедом.
  2. Необходимо приучать ребёнка ко всему новому постепенно (в кормлении, умывании, укладывании на сон) В связи с этим воспитателю необходимо знать, какие привычки сложились у ребёнка дома (сосёт соску, засыпает при укачивании) и вести соответствующую работу с родителями. Надо объяснить, что они должны дома перестраивать привычки ребёнка. Однако в первое время надо по мере необходимости сохранять выработанные привычки.
  3. Единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребёнка.  У персонала группы и родителей должна быть твёрдая договорённость о том, что разрешать, а что запрещать ребёнку. Это помогает и ребёнку: при постоянных, единых требованиях взрослых он становится спокойнее, увереннее, быстрее понимает, что значит «нельзя» и что значит «можно»
  4. Требования, предъявляемые ребёнку, должны быть посильны и выполнимы. Если это правило взрослыми не выдерживается, ребёнок становится непослушным, так как слово перестаёт быть регулятором поведения.
  5. Необходимо создавать установку у ребёнка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Машенька будет кушать», «Ванюша будет спать. Вот так. Ложись удобнее. Молодец!» Слова взрослого настраивают ребёнка на предстоящий процесс, в то время, как молчаливое действие обычно пугает его, он не знает, что с ним хотят делать, куда и зачем ведут.
  6. Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребёнку неприятных ощущений.
  7. Нельзя заставлять ребёнка длительно ожидать чего – либо. Например, посадив ребёнка за стол, надо сразу подать ему пищу, раздев, сразу предложить лечь в постель.
  8. Со дня поступления в детский сад важно приучать ребёнка к активному участию в режимных процессах. Всё, что он в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно. Если у ребёнка нет необходимых для его возраста навыков, их необходимо формировать, если навыки временно утрачены, надо помочь восстановить их.
  9. В формировании культурно – гигиенических навыков сначала надо научить ребёнка определённым действиям, используя для этого показ, совместные действия с ребёнком, неоднократное повторение. («Подставь ручки вот так, лодочкой. Посмотри, как я делаю. А теперь, ты! Молодец!») Когда ребёнок справиться самостоятельно с какими – то действиями, важен контроль со стороны взрослого, напоминание, указание, положительная оценка со стороны взрослого. («А ты, Ванюша , уже умылся? Ты, хорошо вытер лицо и руки?» )
  10. Безусловно в формировании режима и культурно – гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых ребёнку.

       Важным фактором, влияющим на характер поведения ребёнка в процессе адаптации, является личность самого воспитателя. С момента поступления в детское учреждение ответственность за жизнь и здоровье ребёнка несёт воспитатель. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь его, организовать его внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_adaptatsiii.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

           Воспитатель детского сада должен глубоко понимать сущность процесса адаптации (привыкания) ребёнка к условиям общественного воспитания. В. А. Сухомлинский писал: «… твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка» Эти качества души в полной мере  должны               раскрыться воспитателем при общении к вновь поступившим детям.

            Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в ясли отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие чувствуют себя как «рыба в воде»?

Для того, чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего надо помнить, что организм маленького ребёнка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям внешней среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе.

Как правило, только к полутора годам дети приобретают привычку проситься на горшок, а приходящие из семьи не редко не владеют этой привычкой и в более старшем возрасте. Случается, что дети, которые дома приучены к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может стать причиной заболевания.

К полутора – двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно. Однако многие из детей второго третьего года жизни не умеют самостоятельно есть не только жидкую, но и густую пищу. Их надо первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приёма пищи, опрятности, гигиены.

Чаще и сильнее всего у детей нарушается эмоциональное состояние. У некоторых это выражается бурно – они плачут, кричат. Дети переживают не только разлуку с близкими. Их пугает незнакомая обстановка, пространство, обилие новых предметов, шум.

Помогает нормализовать настроение детей использование следующих приемов:

Совет родителям принести из дома любимую игрушку, с нею дети преимущественно и играют в первые дни;

Если дети захотят оставить при себе какой – то предмет, напоминающий им о доме, например взять в группу шарфик, косынку, не следует запрещать им это;

В первые дни, если это успокаивает детей, можно ограничить их пребывание среди сверстников, разрешить поиграть в спальне, в приёмной, однако воспитатель и няня ни на секунду не выпускает детей из -  под наблюдения, успокаивают, отвлекают, утешают, занимают.

Разговаривая с детьми, обращают внимание на то, что делается в группе, за окном, наблюдают за рыбками, но избегают разговоров о доме и маме;

Не настаивать на участии детей в общих подвижных играх, постепенно привлекать к участию в занятиях.

Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребёнка, и на его поведение. При поступлении в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребёнка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движения, словаря, действия с предметами.

Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребёнком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей – одна из главных задач воспитателя. Следует иметь в виду, что маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребёнок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагировать и на состояние окружающих взрослых. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.

В период адаптации детей воспитатели свою работу должны организовать, опираясь на следующие педагогические правила:

  1. Необходимо учитывать органические потребности ребёнка в еде, питье, туалете, сне. Если ребёнок хочет спать, надо уложить его, не ожидая положенного времени. Если ребёнок отказался от завтрака, необходимо раньше других накормить его обедом.
  2. Необходимо приучать ребёнка ко всему новому постепенно (в кормлении, умывании, укладывании на сон) В связи с этим воспитателю необходимо знать, какие привычки сложились у ребёнка дома (сосёт соску, засыпает при укачивании) и вести соответствующую работу с родителями. Надо объяснить, что они должны дома перестраивать привычки ребёнка. Однако в первое время надо по мере необходимости сохранять выработанные привычки.
  3. Единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребёнка.  У персонала группы и родителей должна быть твёрдая договорённость о том, что разрешать, а что запрещать ребёнку. Это помогает и ребёнку: при постоянных, единых требованиях взрослых он становится спокойнее, увереннее, быстрее понимает, что значит «нельзя» и что значит «можно»
  4. Требования, предъявляемые ребёнку, должны быть посильны и выполнимы. Если это правило взрослыми не выдерживается, ребёнок становится непослушным, так как слово перестаёт быть регулятором поведения.
  5. Необходимо создавать установку у ребёнка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Машенька будет кушать», «Ванюша будет спать. Вот так. Ложись удобнее. Молодец!» Слова взрослого настраивают ребёнка на предстоящий процесс, в то время, как молчаливое действие обычно пугает его, он не знает, что с ним хотят делать, куда и зачем ведут.
  6. Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребёнку неприятных ощущений.
  7. Нельзя заставлять ребёнка длительно ожидать чего – либо. Например, посадив ребёнка за стол, надо сразу подать ему пищу, раздев, сразу предложить лечь в постель.
  8. Со дня поступления в детский сад важно приучать ребёнка к активному участию в режимных процессах. Всё, что он в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно. Если у ребёнка нет необходимых для его возраста навыков, их необходимо формировать, если навыки временно утрачены, надо помочь восстановить их.
  9. В формировании культурно – гигиенических навыков сначала надо научить ребёнка определённым действиям, используя для этого показ, совместные действия с ребёнком, неоднократное повторение. («Подставь ручки вот так, лодочкой. Посмотри, как я делаю. А теперь, ты! Молодец!») Когда ребёнок справиться самостоятельно с какими – то действиями, важен контроль со стороны взрослого, напоминание, указание, положительная оценка со стороны взрослого. («А ты, Ванюша , уже умылся? Ты, хорошо вытер лицо и руки?» )
  10. Безусловно в формировании режима и культурно – гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых ребёнку.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребёнка в процессе адаптации, является личность самого воспитателя. С момента поступления в детское учреждение ответственность за жизнь и здоровье ребёнка несёт воспитатель. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь его, организовать его внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Цель:    Рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении. Задачи  воспитателя: 1. Создать условия, обеспечивающие ребенку фи...

Организация адаптационной группы кратковременного пребывания в детском саду детей раннего возраста.

Содержание. 1. Введение. 1.1. Развитие видов детской деятельности. 1.2. Роль родителей в развитии ребенка раннего возраста в группе «Я и Мама». 2. Пояснительная записка. 2.1. Адаптационная группа крат...

Презентация к занятию (младшая группа) по теме: АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Цель:    Рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении. Задачи  воспитателя: 1. Создать условия, обеспечивающие ребенку фи...

Методическая разработка на тему адаптация к детскому саду детей раннего возраста

Методическая разработка на тему адаптация к детскому саду....

Консультация для воспитателей ясельной группы "Проблемы адаптации к детскому саду детей раннего возраста"

Что такое адаптация?Адаптация- это привыкание человека к новым обстаятельствам и новой обстановке, в конкретном случае-это привыкания малыша к детскому саду....

Консультация для воспитателей ясельной группы "Проблемы адаптации к детскому саду детей раннего возраста"

Презентация-" Проблемы адаптации к детскому саду детей раннего возроста"...