Консультация для родителей на тему: "Мир дне лужи"
консультация на тему

Калашникова Людмила Михайловна

детское экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_mir_na_dne_luzhi.docx616.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение– детский сад №22 №Журавлик» г. Сафоново (МБДОУ ЦРР д/с №22)

Консультация для родителей

«Мир на дне лужи»

              Подготовила:

         воспитатель высшей категории

                    Калашникова Л.М.

                        МБДОУ д/с №22

                         «Журавлик»

                                                         г. Сафоново

Ребенок выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа. В самой середине двора. А что если кинуть в лужу камешек? От камня по воде расходятся круги. Лужа морщится. Надо бы еще что-то бросить. И в воду летит большая глыба почерневшего апрельского снега. Глыба медленно оседает в воде. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши.  На донышке немного краски. Ну-ка, пузырек, отправляйся в лужу. В воде возникают красно-бурые полосы.

Что делал этот малыш? Баловался? Отнюдь нет. Он занимался наисерьезнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны природным любопытством. Задача родителей – поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия. Ребенок, экспериментируя с предметами, получает удовольствие от самого процесса деятельности. Он ведет себя творчески, он инициативен. Ведь стержнем творческой деятельности, согласно представлениям Д.Б. Богоявленского, одного из крупнейших исследователей детской креативности и одаренности, является именно инициатива, связанная с постановкой задач самим ребенком. Сохранить, поддержать, развить это природное качество, помочь ребенку увидеть уже знакомое и новое -  и есть задача взрослых. C:\Users\User\Desktop\ФОТО К ЭКСПЕРИМЕНТУ\Новая папка\49f97be36206979b6fe5d6f0ba14da96.jpg.jpg

Явления и объекты живой и неживой природы постоянно перед глазами детей. Взрослые не замечают их, в то время как дошкольники могут долго наблюдать за движением жука, катать машинку и наблюдать за движением колес, сжимать и разжимать мокрую ладошку, опускать в воду различные предметы и наблюдать за движением тел. Природа – благоприятная основа взаимодействия с естественным окружением. На первый взгляд живая природа обладает значительной привлекательностью и видимостью: мир живых существ ярок и красочен. Вместе с тем, с малых лет дети сталкиваются с объектами неживой природы: песком, глиной, водой. Действуя с ними, у детей закладываются первоначальные представления о свойствах веществ.   Взрослые должны тактично подводить малыша к проблемной ситуации, которая требует, с одной стороны, активного использования всего ранее усвоенного, а с другой – собственного соображения. И если ребенок сам находит выход, то это дороже «усвоения» тысячи готовых решений. Следует помнить, что детям в первую очередь нужен личный опыт миротворчества, а вовсе не заимствованные знания. Самостоятельно освоенное всегда более прочно и перспективно, навязанное быстро уходит из памяти.

Предлагаем вам несколько опытов, которые знакомят детей с живой и неживой природой, со свойствами материалов, организмом человека.

Опыт 1. Лабиринт.

Цель: установить, ка растение ищет свет.

В коробку поместите  клубень, закройте ее, поставьте в теплое место, отверстие к источнику света. Откройте коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассмотрите, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставьте  коробку открытой, продолжайте в течение недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков.

C:\Users\User\Desktop\ФОТО К ЭКСПЕРИМЕНТУ\Новая папка\29271297.jpg

Опыт 2. Необычная скрепка.

Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

Предложите ребенку поднести магнит к скрепке, расскажите, что с ней произошло (притянулась), почему (на нее действуют магнитные силы). Осторожно поднесите скрепку к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Осторожно отсоедините первую скрепку от магнита, вторая держится. Ребенок составляет цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному к ранее намагниченному предмету.

Опыт 3. Умный нос.

Цель: определить по запаху предметы; познакомить с особенностями работы носа.

Материал: продукты( рыба, котлета, хлеб) с характерным запахом, емкости из-под «киндер-сюрпризов», содержащие пахучие вещества (укроп, чеснок, лимон, духи); картинки  с изображением соответствующих продуктов и предметов.

Предложите ребенку определить не глядя, что подносит к нему взрослый. Определив по запаху – найти нужную картинку.

                                          Опыт 4. Откуда берется вода?

Цель: познакомить с процессом конденсации (испарения).

Перед началом опыта поговорите с ребенком о необходимости соблюдения некоторых правил безопасности. Предложите ребенку накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой через некоторое время рассмотрите внутреннюю сторону крышки, потрогайте рукой. Выясните, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Помогите малышу повторить опыт, но теперь уже с теплой крышкой. Ребенок видит, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.


Опыт 5. Загадочные пузырьки.

Цель: обнаружить воздух в других предметах.

Предложите ребенку рассмотреть кусочек ткани, губки, брусочек дерева, комочки земли и глины. Затем погрузите поочередно эти предметы в воду. Обратите внимание ребенка на выделение воздушных пузырьков. Расскажите, что это воздух. Это вода вытеснила воздух из предметов. Рассмотрите, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

C:\Users\User\Desktop\ФОТО К ЭКСПЕРИМЕНТУ\Новая папка\People___Children_The_boy_and_the_bubbles___Children_012759_26.jpg

Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Наблюдения за экспериментирующими детьми привели к выводу: если ребенку предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать с новым материалом, а потом поставить перед ним некую задачу, которую он должен решить на похожем, но несколько отличном материале, он справляется с задачей легко и с интересом. Ребенок, имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается одним-единственным решение, а предлагает различные варианты. Иными словами, если опыт детского экспериментирования востребован в других видах деятельности, это дает замечательные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Безопасность детей дома». Консультация для родителей по теме: «Безопасность детей дома».

Хочу предоставить вашему вниманию консультацию для родителей на тему Безопасность. Опасность подстерегает нас и наших детей везде. Чтобы уберечь детей , вы должны знать простые правила  о безопас...

Консультация для родителей на тему "Семья и книга"Консультация для родителей на тему "Семья и книга"

quot;Семья и книга"Жизнь семьи сложна и многогранна. В процессе воспитания человека, в развитии его духовного богатства, большая роль принадлежит книге, которая дает силу для нравственного созре...

Консультация для родителей "Бодрящая гимнастика после сна" Консультация для родителей на тему: "Малыши и бодрящая гимнастика"

Дневной сон для детей, а тем более для малышей, жизненно необходим для их правильного физического и интеллектуального развития. Однако, малыши после дневного сна часто остаются в полусонном состоянии ...