Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: Адаптация детей и родителей к условиям ДОУ".
материал по теме

Ирина Анатольевна Коваленко

   В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период,  активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Адаптация детей и родителей к условиям ДОУ».

   Твердо убеждён, что есть качества души, без 

которых человек не может стать настоящим

воспитателем, и среди этих качеств на первом 

месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка.

Сухомлинский В.А.

   Цель: Познакомиться и познакомить родителей друг с другом, настроить на позитивные взаимоотношения и взаимодействия в группе, рассказать об адаптации к ДОУ и её особенностях в группе раннего возраста, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей, а также собрать необходимую информацию о семьях (воспитанниках и родителях) посредством анкетирования.

   Задачи:  Настроить присутствующих на рабочий лад. Познакомить родителей группы друг с другом.  Обозначить важность адаптационного периода у детей раннего возраста к  условиям пребывания в детском образовательном учреждении.  Рассказать родителям о том, что такое адаптация, и каковы её особенности в  раннем возрасте.  Провести анкетирование родителей.

   Материалы к родительскому собранию:  анкеты;  информационные памятки и буклеты;  инструментарий для мини-тренинга.

                                     Ход родительского собрания.  

  Уважаемые мамы и папы, здравствуйте! Мы очень рады видеть Вас сегодня на первом родительском собрании.  Наша встреча будет состоять из нескольких частей.

 1. Теоретической части. Тема: «Адаптация воспитанников и родителей к условиям ДОУ».

2. Анкетирования родителей.

 3. Практическая  часть.  Мини – тренинг для родителей групп раннего возраста «Давайте знакомиться!».

4. Ответы на интересующие Вас вопросы.

  Одним из важнейших приоритетов дошкольного образования является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребёнка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

   Поступление ребёнка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребёнка, и для родителей.

  Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Чёткому режиму дня, отсутствию родителей, как правило, иному стилю общения, необходимости общения со сверстниками, новому помещению - все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Взрослые окружающие малыша (педагоги и родители) должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребёнка к условиям детского сада, и насколько серьезные последствия для здоровья ребёнка он может спровоцировать.

  Очень важно сделать привыкание ребёнка к детскому саду максимально безболезненным. Комплексный подход в решении проблемы адаптации детей раннего возраста к образовательному учреждению – вот ключ решения данного вопроса. Опираясь на современные психолого-педагогические исследования, под адаптацией понимают приспособление или привыкание организма к новым условиям, обстановке. При этом необходимо помнить, что данный процесс у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально- типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.

     Тем не менее, выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – лёгкую, среднюю и тяжёлую. В основе данной градации лежат такие показатели как:  Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребёнка;  Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;  Наличие интереса к предметному миру;  Частота и длительность острых вирусных заболеваний.

   Легкая адаптация проходит в течение 1-2 недель. Переживания ребёнка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к  окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребёнок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстаётся с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.       При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребёнок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.

    Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок, трудно привыкающий к детскому саду, как правило, подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребёнок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребёнок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.

    Исходя из вышесказанного следует, что факторами, от которых зависит течение адаптационного периода является:  возраст;  состояние здоровья; уровень развития;  умение общаться  со взрослыми и сверстниками; сформированность предметной и игровой деятельности;  приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

     Причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ могут стать:  отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.  Наличие у ребёнка своеобразных привычек. Неумение занять себя игрушкой; не сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков; отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

   Во избежание подобных причин, необходимо:  соблюдать режим дня ребёнка (даже в выходные и праздничные дни). Режим дня должен быть приближен к режиму дня в детском саду.  Создавать в семье спокойную дружескую атмосферу. Устанавливать чёткие требования к ребёнку, быть последовательным в их предъявлении. Быть терпеливым. Формировать у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.  Поощрять игры с другими детьми, расширять круг общения со взрослыми.  Когда ребёнок с вами разговаривает, слушать его внимательно. Вашему вниманию будут предложены информационные памятки для повышения эффективности адаптации детей раннего возраста к детскому саду. В них содержится необходимая информация о том, что такое адаптация, какие виды адаптации бывают. Описаны факторы и причины дезадаптации. А также рекомендации по повышению эффективности адаптационных механизмов (что необходимо сделать и что, категорически делать нельзя). Уважаемые родители!  Двери нашего сада в помощь  Вам всегда открыты.

     Далее, мы предлагаем вам ответить на вопросы анкет, которые помогут воспитателям группы лучше узнать особенности вашего ребёнка для создания благоприятных условий его развития, а также более успешной работы педагогов образовательного учреждения. Первая анкета состоит из 25 вопросов. Она касается особенностей эмоционально-личностного развития малыша, его поведения, изучения ваших взглядов на воспитание ребёнка. Вторая анкета включает в себя 13 вопросов направленных на изучение состояний ребёнка, свойственных ему в привычных домашних условиях.   После того, как анкеты заполнены, переходим к следующей части родительского собрания – мини-тренингу.  Он  проходит всегда очень динамично, позитивно.

3. Мини – тренинг для родителей групп раннего возраста.

1.Упражнение «Здравствуйте, меня зовут…»

 Цель:  настрой на рабочий лад, создание комфортной, доброжелательной обстановки. Знакомство присутствующих членов группы друг с другом и снижение напряжённости.

Содержание:  «Уважаемые родители, сейчас, мы будем знакомиться друг с другом. Ваша задача – назвать своё имя, наша – запомнить. Знакомится, начнём по кругу, по часовой стрелке, следуя небольшому правилу: «У кого мяч, тот и говорит».

Примечание:  Упражнение проводится в кругу. Можно стоя или  в положении сидя. Упражнение может проводится  с мячом или без по желанию.

2.  Упражнение «Мой ребёнок». 

     Цель:   Знакомство родителей с детьми (именами детей) друг с другом, получение информации в непринуждённой обстановке.  

    Содержание:  «Итак, играем с мячом, передаём его против часовой стрелки. Ещё раз называет своё имя и имя своего ребёнка. Например, «Меня зовут …, мою дочь / сына - …»».

     Примечание:  Игра с мячом.

3. Упражнение «Мы такие ….».

Цель:  Положительный настрой,  тренировка умения  выделять необходимые качества личности  повышение самооценки,  самопрезентация.

Содержание: «Каждый участник отмечает 2-3 качества (достоинства), которыми обладает сам и его ребёнок». В данном упражнении действует следующая формула: «Я такая/ой, а мой ребёнок или имя … такой/ая …». Затем переходит к следующему соседу». Например, Я (Марина) активная и весёлая, а Сонечка – ласковая.

Примечание:  В данном упражнении важно долго не обдумывать качества, иначе снижается темп  и участники начинают отключаться.

4.Упражнение «Слова».

 Цель: Актуализация нежных чувств к своему ребёнку посредством вербальных символов.

Содержание: «Я раздам  Вам небольшие листы бумаги, карандаши. Вам необходимо написать минимум 5 ласковых слов, вашему малышу. Можете обратиться к нему нежно, сделать комплимент, сказать ласковое слово».

Примечание: Работа сидя на местах.  Если у  родителей есть желание, они могут озвучить ласковые слова записанные на бумаге.

   Уважаемые родители! Теперь, у вас есть возможность задать интересующие вопросы.  (отвечаем, беседуем).

  Благодарим Вас всех за внимание и активность, надеемся, что наше сотрудничество будет эффективным! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

Сценарий родительского собрания во второй группе раннего возраста "Непредсказуемый мир адаптации"

Сценарий родительского собрания будет интересен воспитателям, чьи воспитанники проходят период адаптации к условиям жизни детского сада....

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему "Адаптация детей к детскому саду"

Данный материал может стать полезным воспитателям групп раннего возраста...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста. Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями....

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему "Здоровье детей в наших руках"

Родительское собрание во второй группе раннего возраста "Здоровье детей в наших руках"...