Cеминар – практикум для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»
материал (младшая группа) на тему

Юрина Татьяна Константиновна

Цели:

Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.

Задачи:

- создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ;

- способствовать формированию эстетического вкуса;

- приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ;

- осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка, посредством театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx521.58 КБ

Предварительный просмотр:

Cеминар – практикум для родителей

«Развитие детей в театрализованной деятельности»

Цели:

Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.

Задачи:

- создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ;

- способствовать формированию эстетического вкуса;

- приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ;

- осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка, посредством театрализованной деятельности;

  «Волшебный край!» - так когда-то назвал  театр   великий русский поэт       А. С. Пушкин.

  Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

  Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

  На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

  Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.

  Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

  Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. 

 Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

  Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

  Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

  Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

  Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

  Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

   осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).

Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии:

Игры со скороговорками.

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Игра «Испорченный телефон».

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух.

Пальчиковые игры со словами.

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

Пантомимические этюды и упражнения.

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как : 
-вратарь ловит мяч; 
-зоолог ловит бабочку; 
-рыбак ловит большую рыбу; 
-ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить: 
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

  Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

  Родители не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение.  Не надо забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника:

  •      формирование правильного эстетического вкуса;
  •      развитие коммуникативных способностей;
  •      влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;
  •      помогает решить конфликт в процессе игры;
  •      создание положительного эмоционального настроя;
  •      помогает  нравственному воспитанию.

  Важно так же  участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Таким образом, совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях. Хочу особенно отметить, что в процессе занятий активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.

Такого вида консультации способствуют расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

   А сейчас уважаемые родители,  мы предлагаем  вашему вниманию посмотреть постановку детьми русской народной сказки «Колобок». После просмотра мы предложим вам показать пробный вариант инсценировки русской народной сказки «Заюшкина избушка». Пусть для ваших детей это будет сюрпризом.

Воспитатель надевает маски участвующим в сказке.

Воспитатель читает текст  Жили – были дед и баба. Вот дед просит:

Дед: «Бабка, испеки мне колобок».

Бабка: Да, что ты, дед муки – то у нас давно нет.

Дед: А ты по амбару помети, по сусекам поскреби, может и наберёшь.

Воспитатель: так бабка и сделала: по амбару помела, по сусекам поскребла, и набрала муки немножко. Замесила тесто и поставила его в печь. Получился колобок румяный, вкусный. Поставила бабка его на окошко студиться. А колобок лежал, лежал на окошке и скатился на травку, и  покатился по дорожке. А на встречу ему заяц.

Заяц: Колобок, колобок я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, заяц. Хочешь, я тебе песенку спою.

Я, колобок, колобок по амбару метён, по сусекам скребён,

На сметане мешен, на окошке стужен,

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,

От тебя заяц и подавно уйду.

Воспитатель: Укатился колобок от зайца. Заяц только лапы развёл от удивления. Катиться колобок дальше, а на встречу ему волк.

Волк: Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, серый волк. Хочешь, я тебе песенку спою.

Я, колобок, колобок по амбару метён, по сусекам скребён,

На сметане мешен, на окошке стужен,

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,

От тебя серый волк и подавно уйду.

Воспитатель: Укатился колобок от волка. Волк только лапы развёл от удивления. Катиться колобок дальше, а на встречу ему медведь

Медведь: Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, медведь. Хочешь, я тебе песенку спою.

Я, колобок, колобок по амбару метён, по сусекам скребён,

На сметане мешен, на окошке стужен,

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,

От тебя медведь и подавно уйду.

Воспитатель: Укатился колобок и от медведя. Медведь  только лапы развёл от удивления. Катиться колобок дальше, а на встречу ему лиса.

Лиса: Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, лиса. Хочешь, я тебе песенку спою.

Я, колобок, колобок по амбару метён, по сусекам скребён,

На сметане мешен, на окошке стужен,

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,

От тебя лиса тоже уйду.

Лиса: Ох, Колобочек, хорошая твоя песенка. Да только я глуховата и слеповата стала. Сядь ко мне на носик и спой ещё разочек.

Воспитатель: Колобок прыгнул лисе на нос. А лиса его «Ам» и съела.

Все дети – артисты выходят, кланяются. Зрители – родители хлопают.

Воспитатель: Ребятки, ваши родители приготовили для вас сюрприз.

Сейчас, вы будете зрителями, а ваши родители будут артистами. Покажут вам сказку

005

008

«Заюшкина избушка».

Родители договариваются между собой, кто каким героем  будет играть. Берут маски, одевают, рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: жили – были лиса и заяц. Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Наступила весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса к зайцу переночевать, да его и выгнала. Сидит заинька на пенёчке и горько плачет. Идёт медведь.

Медведь: О чем заинька плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать, медведь. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне переночевать, да  и выгнала.

Медведь: Пойдём, зайка я её выгоню.

Воспитатель: Подошли к избушке заяц с медведем. Медведь как зарычит.

Медведь: Эй, лиса, уходи с печи.

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам.

Воспитатель: испугался медведь и убежал, а заинька сел на пенёк и горько заплакал. Бежит мимо собака и спрашивает.

Собака: Гав – гав, о чем заинька плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать, собачка. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне переночевать, да  и выгнала.

Собака: Пойдём, зайка, я её выгоню.

Заяц: Где уж тебе выгнать. Медведь гнал, гнал не выгнал, и ты не выгонешь.

Собака: А я выгоню.

Воспитатель: Подошли к избушке заяц с собакой. Собака как зарычит.

Собака: Эй, лиса, уходи с печи.

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам.

Воспитатель: испугалась собака и убежала, а заинька сел на пенёк и горько заплакал. Идёт мимо петушок – золотой гребешок и спрашивает.

Петушок: Ку-ка-ре-ку, о чем заинька плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать, петушок. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне переночевать, да  и выгнала.

Петушок: Пойдём, зайка, я её выгоню.

Заяц: Где уж тебе выгнать. Медведь гнал, гнал не выгнал, собака гнала, гнала не выгнала, и ты не выгонешь.

Петушок: А я выгоню.

Воспитатель: Подошли к избушке заяц с петушком. Петушок как закричит.

Петушок: Я, петушок – золотой гребешок,

В длинных сапогах, с косой на плечах,

Хочу лису посечь, уходи лиса, с печи.

Воспитатель: испугалась лиса и говорит:

Лиса: Обуваюсь, обуваюсь, петушок.

Воспитатель: А петушок опять кричит:

Петушок: Я, петушок – золотой гребешок,

В длинных сапогах, с косой на плечах,

Хочу лису посечь, уходи лиса, с печи.

Лиса: Одеваюсь, одеваюсь, петушок.

Воспитатель: В третий раз заголосил петушок.

Петушок: Я, петушок – золотой гребешок,

В длинных сапогах, с косой на плечах,

Хочу лису посечь, уходи лиса, с печи.

Воспитатель: Лиса выскочила из избушки и убежала в лес. С тех пор лису никто не видел. А заинька стали жить с петушком вдвоём мирно и дружно.

009

010

Все родители – артисты выходят, кланяются. Зрители –дети хлопают.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие детей в театрализованной деятельности"

В консультации рассказывается в доступной форме о роли театрализованной деятельности в детском саду. Даёся краткая характеристика видов театра используемых в работе с детьми дошкольного возраста....

статья-консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

статья-консультация для родителей о роли театрализованной деятельности дома и семейном посещении театров,их воздействие на этетическое воспитание ребёнка...

Консультация для родителей "Развитие детей в театрализованной деятельности"

Консультация для родителей.Формирование у детей и родителей интерес к театру и совместной театрализованной деятельности....

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Как в домашних условяхможно использовать театрализованные игры для развития дошкольников....

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.На первых порах главную роль в театрализованной де...

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»Цели:1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;2)способствовать повышению педагогическо...