Если Ваш малыш не произносит звук К
консультация (средняя, старшая группа) на тему

Садовникова Галина Сергеевна

Если Ваш малыш заменяет звук К на Т, то необходимо поработать и над фонематическим слухом

 

Сначала развиваем восприятие неречевых звуков. Эта игра очень нравится детям — «Что звучало?» Возьмите 3 разных звучащих предмета (если есть музыкальные инструменты — колокольчик, маракас — будет замечательно), либо замените сподручными. Покажите ребенку, что как звучит, а потом спрячьте за какую-нибудь ширму и позвучите. Эту игру постепенно можно усложнять, добавлять новые предметы, предметы со схожим звучанием. Когда игра будет проходить легко, переходим к следующему этапу. Предлагаем ребенку поймать звук — хлопнуть в ладоши. Начинаем с гласных звуков: со звука А. Произносите ребенку такой ряд звуков: А, Р, А, Ш, О, А, У, М, А, И. Позже, когда ребенок будет легко справляться, предлагаем другие звуки. После гласных можно взять звук Ш — «поймай змейку», Р — «поймай моторчик», а потом уже наш звук К. Когда малыш научится его выделять из ряда звуков, предлагаем слоги с этим звуком, простые слова. Затем учимся различать звуки К-Т. Например, предлагаем ребенку игру: «Если услышишь такой звук — К, хлопни, а если Т- топни». Сначала называйте слоги, а затем слова с этими звуками.

 

Приёмы постановки звука К

 

Упражнение «Язычок-борец»

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_vash_malysh_zamenyaet_zvuk.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Если Ваш малыш заменяет звук К на Т, то необходимо поработать и над фонематическим слухом

Сначала развиваем восприятие неречевых звуков. Эта игра очень нравится детям — «Что звучало?» Возьмите 3 разных звучащих предмета (если есть музыкальные инструменты — колокольчик, маракас — будет замечательно), либо замените сподручными. Покажите ребенку, что как звучит, а потом спрячьте за какую-нибудь ширму и позвучите. Эту игру постепенно можно усложнять, добавлять новые предметы, предметы со схожим звучанием. Когда игра будет проходить легко, переходим к следующему этапу. Предлагаем ребенку поймать звук — хлопнуть в ладоши. Начинаем с гласных звуков: со звука А. Произносите ребенку такой ряд звуков: А, Р, А, Ш, О, А, У, М, А, И. Позже, когда ребенок будет легко справляться, предлагаем другие звуки. После гласных можно взять звук Ш — «поймай змейку», Р — «поймай моторчик», а потом уже наш звук К. Когда малыш научится его выделять из ряда звуков, предлагаем слоги с этим звуком, простые слова. Затем учимся различать звуки К-Т. Например, предлагаем ребенку игру: «Если услышишь такой звук — К, хлопни, а если Т- топни». Сначала называйте слоги, а затем слова с этими звуками.

Приёмы постановки звука К

Упражнение «Язычок-борец»

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

Упражнение «Катание с горы»

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Упражнение «Ложечка»

Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т]. На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить малыша произносить звуки

Многие малыши не выговаривают половину звуков. Чтобы избежать этого, нужно каждый день делать упражнения для артикуляционного аппарата. Есть даже специальная песенка. Она дает хорошую нагрузку губам, ...

КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ

Многие малыши не выговаривают половину звуков. Чтобы избежать этого, нужно каждый день делать упражнения для артикуляционного аппарата....

Как научить малыша произносить звуки

Многие малыши не выговаривают половину звуков. Чтобы избежатьэтого, нужно каждый день делать упражнения для артикуляционного аппарата.Есть даже специальная песенка (чтобы веселей заниматься). Она дает...

КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ

КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ - веселые стишки и потешки...

Советы логопеда! КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ

Многие малыши не выговаривают половину звуков. Чтобы избежать этого, нужно каждый день делать упражнения для артикуляционного аппарата.Есть даже специальная песенка (чтобы веселей заниматься). Она дае...

Консультация для родителей: "Если ребенок не произносит звук Р "

В консультации описаны причины ротазизма, а также представлены упражнения, необходимые для постановки звука Р....