Консультация учителя-логопеда для родителей. Если ребенок пишет зеркально (буквы и цифры)
консультация (подготовительная группа) на тему

Моисеева Ирина Сергеевна

Консультация учителя-логопеда для родителей. Если ребенок пишет зеркально (буквы и цифры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_rebenok_pishet_zerkalno.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей.

Если ребенок пишет зеркально (буквы и цифры)

Что такое зеркальное письмо?

Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении.

На самом деле такое явление, как зеркальное письмо - не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

Причины возникновения зеркального письма/написания.

Причина таких отклонений – ведущее полушарие ребенка. Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае сканирование пространства происходит справа налево, отчего и происходит путаница. К моменту начала школьного периода обычно у детей левое полушарие выходит на первый план, при котором сканирование пространства становится как полагается, слева направо. Так что, если вашему ребенку еще нет семи лет, не стоит заранее беспокоиться за его стремление переворачивать буквы. Мягко исправляйте его, обращая внимание, что будет правильнее, если он напишет буквы по-другому.

Но если у ребенка такое письмо повторяется все чаще, начинайте предпринимать необходимые меры:

— Для начала можно обратиться к психологу: возможно причина зеркального письма вашего малыша в ведущем правом полушарии головного мозга. В таком случае не стоит слишком беспокоиться, можно помочь ребенку справиться с этой проблемой.

— Затем стоит обратиться к логопеду. Бывает, что причина зеркального письма является признаком дисграфии — нарушение письменной речи ребенка.

— Если у ребенка одновременно с неправильным письмом замечены нарушения речи или работы опорно-двигательного аппарата, придется проконсультироваться у невропатолога. Возможно, понадобится пройти курс медикаментозного лечения, которое может назначить только специалист.

Чаще всего зеркальное письмо свойственно истинным левшам или детям, которые родились левшами, но сразу были приучены или переучены все делать правой рукой. То есть родившись левшами - сейчас являются правшами. Взрослые могли даже и не знать, что ребенок — левша от рождения!

 Левшество— это характеристика мозга, с которой ребенок уже родился.

 Зеркальное письмо свойственно также детям с недостаточным развитием пространственно-временных представлений .

 В возрасте 5-7 лет наличие зеркальности проявляется особенно отчетливо, потому что ребенок начинает много писать, готовясь к школе.

 Взрослые должны знать, что развитие пространственно-временных представлений- залог будущего грамотного письма, математических успехов и вклад в развитие высших психических функций!

 Работа над зеркальностью должна быть комплексная и систематическая. Это не решается за один день или за один месяц. Добивайтесь уменьшения частоты неправильного написания. Возможно, полностью избавиться от зеркальности до школы не получится. Не отчаивайтесь, продолжайте работу в школьный период.

 Специалисты считают, что в силу особенностей развития мозга ребенок имеет право путать лево-право до 6-7 лет!

Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?

Начните с того, что определитесь, какие именно буквы и цифры ребенок пишет зеркально. В русском языке есть буквы и цифры, которые невозможно написать зеркально (например, А, О, Н, П, М, цифры 8, 0).

Работайте последовательно! Не хватайтесь сразу за все буквы и цифры! Например, несколько дней отрабатывайте одну-две буквы (из тех, которые пишутся зеркально).

 Повесьте правильный графический образ буквы и цифры над столом (вертикальное восприятие), приклейте на самом столе (горизонтальное восприятие), прикрепите на полу (восприятие сверху-вниз).

 Проговаривайте, из чего состоит буква (цифра): сколько палочек, какие они — длинные, короткие, сколько кружочков, куда смотрит кружочек, где он расположен — вверху, внизу.

 Распечатайте из интернета или купите прописи цифр, букв (желательно крупный формат и где есть стрелочки как писать).

 Перед тем как начать писать — пусть ребенок пальцем напишет букву или цифру на столе. А еще лучше — если и проговорит графический образ.

 И пусть ребенок при Вас (!) медленно (!) обводит буквы. Контролируйте движения! Останавливайте неправильные. Берите его руку в свою и обводите вместе. После того как обвел минимум 10 букв по точкам еще столько же напишет сам!

Имейте ввиду, что почти все палочки пишутся сверху-вниз. Чаще все дети с зеркальным письмом рисуют палочки снизу вверх.

 

Избегайте упражнений на выбор правильно написанной буквы! Их часто можно встретить в пособиях. Эти задания хороши для детей, не имеющих проблемы с зеркальностью.

 Перед глазами у Вашего ребенка должен быть только один(!) правильно написанный вариант буквы или цифры. Иначе правильный образ так и не закрепится в сознании.

 На начальном этапе не произносите мало говорящие слова «право-лево».

 Пусть ребенок продолжительное время (от нескольких недель до нескольких месяцев) носит на левой руке «браслетик», который будет для него ориентиром: где браслет — там лево. Браслетом может быть резиночка, цепочка, часы. Но снимать его нельзя ни ночью, ни днем.

Определите некий постоянный ориентир для ребенка дома. Например, в его комнате. Ориентируйтесь примерно так: если ты сидишь за столом, то там где окно — там лево, значит с другой стороны — право. Повторяйте это часто. Рано или поздно это усваивается.

 Иногда дети, сидя в другом месте, представляют себя дома за столом и вспоминают, где право, где лево, куда они писали палочку, кружочек.

 Несколько дней лепите букву (цифру) из пластилина, мягкой проволоки, конструируйте из счетных палочек, макарон, веревочек, веточек, рисуйте на песке, манке.

- нарисуйте букву на бумаге и пусть ребенок обведет ее клеем-карандашом. Сразу после этого можно приклеить гречку и ощупывать пальцем объемную букву (цифру).

- рисуйте на спине ребенка пальцем эту букву, а ребенок пусть рисует ее на Вашей спине(как вариант — на ладони, на столе)

- купите мягкие пазлы с буквами (цифрами) и вытащите из него сами буквы (цифры). Они очень удобны для ощупывания с закрытыми глазами. Здесь включаются другие каналы восприятия.

- попробуйте изобразить изучаемую букву с помощью рук, ног, дополнительных атрибутов.

 Не забывайте, что работа должна быть комплексной.

 Поэтому вторым направлением должно стать ориентирование в пространстве и во времени: что видишь впереди, кто остался сзади; что растет справа, слева, между, позади; что раньше, позже; что произошло перед тем как..., а после того как...; кто за кем идет; что находится немного ближе или чуть дальше и т.п.?

 Работайте над графическим образом — реконструируйте буквы (превращайте одну букву в другую, дорисовывайте палочки до букв и т.п.), пусть ребенок ищет буквы среди картинок, зачеркнутых-перечеркнутых-запутанных букв. Эти упражнения ("найди букву") есть в Интернете или сами нарисуйте.

Учите искать букву в обычной жизни! На подъезде, в лифте, в заголовках, рекламе, номерах машины и т.д.

 Ориентирование на плоскости — копирование простых рисунков, копирование точек, рисование с поворотом (нарисовать картинку, как будто она легла спать).

   Работайте над листом — где верх листа, где низ?

Показывайте сами — откуда начинать писать, читать.

Пусть ребенок пальцем показывает направление текста (слева-направо), где текст начинается, где заканчивается, откуда надо читать и писать, если строчка закончилась.

Использованные источники:

  1. https://mother-and-baby.ru/zerkalnoe-pismo.html
  2. http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.com/2014/09/blog-post.html
  3. http://razvitie.mya5.ru/poleznaya-informaciya/esli-rebenok-pishet-zerkalno/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Если ребёнок пишет зеркально"

Рекомендации для родителей, как помочь своему ребёнку решить проблему именно в дошкольном возрасте, не дожидаясь появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их предупредить....

Консультация учителя-логопеда Тема: «Как развить речь ребенка».

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...

Если ребенок пишет зеркально.

Как помочь ребенку правильно писать буквы и цифры?Зеркальное письмо букв и цифр - один из видов оптической дисграфии (нарушение письма, обусловленное несформированностью зрительно-пространственны...

Консультация для педагогов и родителей Если ребенок упрямится

Консультация для педагогов и родителейЕсли ребенок упрямится...

Консультация для педагогов и родителей. "Если ребенок кусается"

Если ребенок кусаетсяПричины: это происходит, когда ребенок • находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта (например, ему жарко или он голоден); • защищает св...