Консультация для родителей по теме: «Адаптация ребенка в детском саду и в школе»
консультация по теме

Калугина Наталья Вадимовна

Адаптация - это процесс приспособления организма к новым условиям, который касается каждого человека в течение всей жизни.  Адаптационный период для ребенка– серьезное испытание. Вызванные адаптацией стрессовые реакции влияют на физическое, психологическое состояние ребенка, а также на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и семье. Поэтому вопрос адаптации детей общепедагогическая проблема, которую следует решать и педагогам и родителям.   Осознанное отношение к вопросу адаптации важно формировать у родителей.

Консультируя родителей педагог не всегда досигает поставленой цели, так как информация бывает не достаточно поняна и интересна.  Важно заинтересовать слушателя, создать такую мотивационную основу, которая бы способствовала восприятию того, о чем вы хотите сказать родителям.   Лучший способ - дать возможность родителям взглянуть на проблему собственными глазами, как бы побывать на месте ребенка в новой сложной ситуации - "войти в образ" принять его чувства и переживания как свои.  

Разрабатывая консультацию на тему "Адаптация детей" я сделала попытку активно мотивировать родителей к восприятию проблемы через собственный опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал №2 «Солнышко» МДОУ детский сад «Родничок» с. Турочак

Консультация для родителей по теме:

 «Адаптация ребенка в детском саду и в школе»

Цель: повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах адаптации ребенка в условиях детского сада и школы.

Вид консультации: групповая (родительское собрание).

Раздаточный материал: буклеты для родителей  младшей группы на тему «Адаптация ребенка в детском саду», буклеты для родителей подготовительной группы на тему «Определение готовности ребенка к школе»-экспресс тест.

  1. Понятие «Адаптация»

Адаптация – от лат. «Приспособляю» - приспособление функций организма к изменениям условий внешней среды.

Можно много привести  примеров  изменений условий внешней среды в жизни человека:

  • Внутриутробное развитие ребенка сменяется условиями воздушной внешней среды…
  • Маленький ребенок многому научается, активно познает окружающий мир в узком семейном кругу, чувствует себя комфортно и защищенно, но перед ним раскрывается неизвестный пугающий мир незнакомых людей – детский сад…
  • А мы с вами, взрослые люди, меняя работу, попадаем в новый коллектив, тоже вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям. А потом пенсионный возраст, который требует от человека усилий для перестройки отношений и образа жизни.

  1. Кому будет интересна данная информация?

Многие подумают: «Эта тема не для меня!»

Проведем небольшой опрос аудитории.

Обращаюсь к родителям малышей – поднимите руку, кому важна тема адаптации ребенка. А теперь родители детей среднего дошкольного возраста, т.е. те, кто уже не первый год посещают детский сад, поднимите руку, для кого тема актуальна. Ну и очередь дошла до родителей будущих первоклассников,…актуальна ли для вас тема адаптации? И конечно, не могу оставить без внимания  воспитателей  и специалистов….

(устный анализ результатов опроса).

Опыт показывает, что вопрос адаптации актуален в каждый новый этап развития человека, особенно ребенка.

  • Малыш только пошел в детский сад – стресс, это видно невооруженным взглядом. Поэтому родители малышей  наиболее заинтересованы этой темой.
  • Но вот, кажется, ребенок уже адаптацию благополучно миновал, привык к условиям детского сада, а тут отпуск родителей или приболел ребенок и на 2-3 недели выпал из режима ДОМ-ДЕТСКИЙ САД. Любой воспитатель подтвердит, что при приеме ребенка после вынужденного отсутствия проблема адаптации, в той или иной степени, возобновляется.  
  • К 6 годам дети становятся устойчивыми к болезням, детский сад посещают постоянно. А родители начинают задумываться о новой проблеме – подготовка к школе. И детей опять ожидает смена внешних условий – ШКОЛА. Как вы думаете, тема адаптации будет актуальна у будущих первоклассников?
  • Педагог, встречая детей в детском саду, тоже учитывает особенности адаптации детей с целью сохранения их здоровья и благополучия.

Любое новое изменение внешних условий среды

вызывает  СТРЕСС -

дети не могут,в силу своих физиологических, психологических особенностей быстро подстраиваться к новым условиям, поэтому необходима целенаправленная работа и родителей и ДОУ по адаптации ребенка.

  1. Сюжетная зарисовка «Поездка в островное королевствоКамбоджа»

(живое обсуждение ситуации с родителями и педагогами)

Для того  чтобы прочувствовать состояние ребенка в новых незнакомых условиях окружающей среды предлагаю воспользоваться воображением и представить такую ситуацию:

«Срочная поездка в островное королевство Камбоджа»!

Вас не предупреждали, а поставили перед фактом - утром вылетаем…

Кто представляет, куда Вы отправляетесь?

Чтобы собрать вещи – одна ночь. Что Вы испытываете?

Мобильные интернет устройства исключаем, ведь у ребенка нет этих возможностей.

Вот Вы уже на месте:

  • рядом нет проводника-гида…
  • язык вы не знаете, вас понимает не каждый…
  • куда идти, местности не знаете…
  • хотите поесть- вам предлагают такое, что есть и не захочется!!!...
  • климат Вас выводит из себя, Вы не готовы к таким температурам, да и одежда не та…

Какое Ваше состояние? СТРАХ – СТРЕСС – БОЛЕЗНЬ

Другой вариант событий:

Вас предупредили о поездке за месяц. Выши действия?

В интернете находим полную информацию о стране, традициях, покупаем карты, знакомимся с отзывами и советами опытных туристов и заучиваем основные фразы на языке этого королевства, сделать прививки от опасных заболеваний той местности…

Ваше состояние будет отличаться от первого сценария. Но думаю, возникнет немало проблем т.к. теория всегда корректируется жизненным опытом!

 И третий вариант событий:

Ваша недельная командировка повторяется ежегодно уже в третий раз, Вам многое знакомо, а те проблемы, которые возникали во время первых путешествий Вы, решаете без особых затруднений. При необходимости,Вы готовы провести в королевстве Камбоджа не один месяц.

Эти сценарии нам наглядно демонстрируют сложность адаптационного периода у ребенка в зависимости от подхода к этой проблеме родителей и педагогов ДОУ.

Давайте тезисами выделим основные правила, которые необходимо соблюдать в период адаптации ребёнка к новым условиям:

  • Формировать положительную установку к детскому саду(к школе);
  • За неделю – две до начала посещения детского сада (школы) приучатьребенка крежиму, который установлен учебном учреждении, ввести в рацион ребенка блюда, которые готовят в детском саду;
  • Будьте доброжелательны и научите малыша навыкам общения;
  • Самостоятельность ребенка – залог комфортного самочувствия ребенка в новых условиях;
  • Придерживайтесь в семье здорового образа жизни – это укрепит силы ребенка.

А сейчас позвольте вам представить «взгляд детей» на проблему адаптации, как они видят этот период.

***

Молодой человек (2,5 года) достаточно хорошо развитый для своего возраста, поступил в детский сад.
Первый день... Волнительный для всех: как-то он сложится? Как освоится мальчик в детском коллективе? Как будет себя вести?
Вечером мама спрашивает:
— Ну, сынок, как прошёл день? С кем ты познакомился?
— Ни с кем! — нахмурившись, отвечает малыш.
— Да ну, не может быть! Ты же так любишь деток! Ну, хоть с кем-нибудь ты разговаривал сегодня в садике?
— С кем-нибудь разговаривал...
— И с кем же?
— С воспитательницей, вот с кем!
— Почему?
— Да во всей группе только два человека и умеют говорить — я и воспитательница!

***

Сын (2,5 года) только начал ходить в детский сад. Как у всех детей, первые посещения сопровождались диким плачем и соплями. 
Прошло две недели. Диалог вечером перед сном:
— Пойдешь завтра в детский сад? 
Сын грустно: 
— Да, пойду... 
Я, пытаясь вывести его из грустного настроения: 
— А что ты там будешь делать? 
Малыш, задумчиво перечисляет: 
— Поплачу, с ребятами поиграю...

***

В саду поменялась воспитатель. У нас миленькая и приятная девочка, но у нас каждое утро истерика «не хочу и всё»! Вышли из дома, рыдаем, я её несу на руках и пытаюсь понять, чего ж она так боится нашу Александровну?! На что она мне отвечает:
— Я тебе сегодня скажу, чего я её боюсь. Когда ты уходишь, она меня берёт на ручки и целует, и ещё говорит что любит, и я боюсь, что она станет моей мамой.

***

Врач выписывает Илюшу с больничного и говорит, что можно идти в садик. Реакция сына:
— Ну вот, опять навстречу неприятностям...

***

Забираю Рому (4 года) из сада, замечаю, что девочка Арина плачет. Идём домой и разговариваем:
— А Арина часто плачет?
— Да!
— Её обижают?
— Нет.
— А чего же она плачет?
— Женщины...

***

Сын (3 года 4 месяца) до недавнего времени отличался щедростью и охотно делился своими игрушками на детской площадке. С выходных ребенка как подменили. Спрашиваю:
— Почему ты с другими детками не делишься своими игрушками, а ещё и чужие забираешь?
— Я стал злобным, жадным и вредным!
— Почему?!
— Я к детскому саду готовлюсь!

А теперь подробнее рассмотрим, как ребенок адаптируется.

Этапы адаптации ребенка к новым условиям внешнейсреды

  1. Подготовительный.

Начинается не менее чем за 2 месяца до поступления в ДОУ или школу.

Задачи этапа:

  • Закрепление навыков самостоятельности

Малыши

  • Навыки приема пищи, одевания-раздевания
  • уборка игрушек
  • обращения к взрослому (просьба о помощи)
  • Самостоятельное засыпание

Будущие первоклассники

  • Гигиенические навыки
  • Самообслуживания дома
  • Подчинение своего ХОЧУ, понятию НАДО (выполнение требований, умение сосредотачиваться)
  • Ориентирование на улице
  • Правила поведения в общественных местах
  • Умение разговаривать со взрослыми…

  • Знакомство с новыми условиями

малыши

  • Беседы о детском саде
  • Игры в детский сад
  • Посещение ДОУ вместе с родителями
  • ЦИПР
  • Режим дня
  • Питание

Будущие первоклассники

  • Игры в школу
  • Экскурсии в школу
  • Беседы о школьной жизни
  • Развивающие занятия в коллективе детей в ДОУ
  • Режим дня

  1. Основной

Малыши

  • Щадящий режим посещения ДОУ
  • 1нед. - 1-2 часа рядом с родителями
  • 2нед. – без родителей 1-2 часа

Первоклассники

  • Сокращенный режим уроков
  • 5дневка
  • Отсутствие домашних заданий

  1. Заключительный

Малыши

  • Более 3 часов
  • Остается на сон
  • Нормализация настроения, аппетита, сна.

 Первоклассники

Комфортно себя чувствует в школе,

спокоен, собран, доброжелателен

Цель моего сообщения дать возможность, Вам родители, прочувствовать важность вопроса адаптации наших детей к меняющимся условиям. После нашей беседы, возможно, более внимательно присмотритесь к деткам, и каждый из Вас сможет поставить свою внутреннюю задачу – помочь ребенку обрести силы, и облегчить период его адаптации, и совместными усилиями сделать наших детей счастливее!



Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет,

 поступающий в школу:

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.
  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы.  Например, транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  19. Знать печатные буквы русского алфавита.
  20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
  22. Знать понятия "больше, меньше, поровну".
  23. Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей).
  24. Определить лишний предмет,  например, в цепочке: "тарелка, кастрюля, щетка, ложка".
  25. Точно скопировать простой узор.
  26. Описать какой-нибудь произошедший с ним случай.
  27. Легко отвечать на вопросы взрослых.

Дорогие родители!

Постарайтесь дать ответы еще на несколько вопросов:

  • Знает ли ребёнок правила, требования, которые ждут его с первых дней учёбы? Задает ли вам вопросы о школе?
  • Может ли ребёнок в 6–7 лет спокойно высидеть хотя бы 30 минут?
  • Может ли юный ученик внимательно слушать взрослого, подчиняться требованиям и выполнять задания?
  • Может ли сын или дочка самостоятельно контролировать свое поведение?
  • Различает ли маленький проказник места, где можно играть, веселиться и спокойно сидеть, изучать что-то новое?
  • Готов ли ребёнок подчиняться установленным нормам и правилам?
  • На вопрос «Почему ты хочешь пойти в школу?» ребенок в первую очередь ответит: «Чтобы узнать новое, научиться писать», «Чтобы стать доктором» и т.п., а уже потом «Чтобы мне купили красивый портфель», «Чтобы носить школьную форму, как старший брат».
  • Умет ли ладить с другими детками, без кулаков отстаивать своё мнение?

Большинство ответов положительных?

Не переживайте за будущего первоклассника,

 вхождение в учебный процесс пройдёт достаточно гладко.

Чем больше отрицательных ответов,

 тем сильнее нужно задуматься родителям.

Если без пяти минут первоклашка,

 психологически  готов к школе,

он будет чувствовать себя комфортно в новой обстановке.

http://itd1.mycdn.me/image?id=837641864052&t=20&plc=WEB&tkn=*bJmuTySCZqtNHFjT3DsbNXvpCDg

Для Вас, родители будущих первоклассников!

Буклет разработала  Калугина Н.В.



Предварительный просмотр:

   Первые дни в детском саду очень важны. Именно от них зависит, какое отношение к садику сложится у ребенка. А это влияет на то, как часто он будет болеть, и как к нему будут относиться другие детишки. Чтобы ребенок максимально легко прошел адаптацию к детскому саду, необходимо знать следующее:

 Привыкание

 Привыкание к садику должно происходить постепенно: сначала оставляете ребенка в детском саду на час - два, потом до обеда или до тихого часа.  Скорее всего, воспитательница сама вам скажет, когда следует начать оставлять ребенка на дневной сон. Если ему нравится находиться в детском саду, на второй-третьей неделе можно уже забирать его после полдника.

 Дорога в детский сад

·       Начав посещать садик, ходите каждый будний день. Ребенок должен уяснить, что садик теперь будет всегда. Это ускорит его адаптационный период.

·       Если у дверей садика ребенок начинает плакать и просить вернуться, ни в коем случае не делайте этого. Иначе он еще много раз будет устраивать вам такую сцену.

·       Как правило, через 1-2 месяца ребенок привыкает к тому, что теперь ему постоянно надо будет ходить в детский сад.

 

Расставание

Большинство детей плачет при расставании с мамой, потому что под угрозой главная потребность малыша - безопасность и защищенность. Перед тем как отправить его в группу, поцелуйте ребенка, улыбнитесь и скажите, что скоро за ним вернетесь.

    Это даст ему уверенность, что все будет хорошо и с ним ничего не случится.

    Расставание должно быть коротким и радостным. Некоторые дети проще спокойнее расстаются с папами, нежели с мамами. Попробуйте этот вариант, может быть ребенку так будет легче прощаться.

     Очень важно, чтобы у родителей не было сомнений в том, что ребенку нужно обязательно ходить в детский сад. Иначе малыш будет чувствовать ваше беспокойство, а это может повлиять на его адаптацию к детскому саду.

Чаще всего, зайдя в группу, малыш начинает играть и на время забывает о маме. Не переживайте, с вашим ребенком работают опытные воспитатели.

  Как одеть 

 Одевайте ребенка так, чтобы он чувствовал себя раскованно и свободно. Одежда и обувь должна быть удобной и легко застегиваться. Одевайте ребенка в опрятную, недорогую одежду.

  Что взять с собой

 Можно взять в детский сад любимую вещь (чаще всего игрушка). Это поможет малышу чувствовать с собой частичку дома. Оставьте в шкафчике садика носовые платки и запасной комплект одежды.

Дома 

   В первые дни посещения садика происходит сильная нагрузка на нервную систему. Ребенку необходимо быстро приспособиться к постоянному взаимодействию с малознакомыми людьми и к длительному отсутствию мамы.  Так что не нагружайте малыша новыми впечатлениями. Выходные проводите спокойно, в кругу семьи.

    После того, как вы забрали ребенка из садика, играйте и общайтесь с ним. Пусть он забудет о группе и отдыхает. Не спрашивайте, нравится ли ребенку в саду и пойдет ли он туда завтра. Это наведет его на мысли, что возможно ему там будет плохо и в садик можно не ходить. Если вы хотите поговорить о садике, лучше спросить ребенка что он ел и какие игрушки ему понравились.

·       Во время стресса иммунная система замедляет свою активность. Чтобы ребенок реже болел, постарайтесь делать так, чтобы он получал максимум положительных эмоций, хорошо питался и много спал.  Во время адаптационного периода, не наказывайте малыша за капризы и выходки, чаще обнимайте и говорите, что вы его любите.

·       Ни в коем случае не пугайте ребенка походом в сад. Он должен уяснить, что пребывание в садике - это не наказание, а удовольствие.

·       Если у вас есть недовольство садиком, не обсуждайте их в присутствии ребенка.

Как же надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад?

     Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

    Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.

    Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.

    Повысить роль закаливающих мероприятий.

    Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

    Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

    Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.

    Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

    Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

    Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

    Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

    Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?

     

Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

    Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

    Щадить его ослабленную нервную систему.

    Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

    Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

    Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

    Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

    Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

    При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

В добрый путь!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Родничок» филиал №2 детский сад «Солнышко»

памятка для родителей

(советы родителям)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей ."Как правильно подготовить ребенка к детскому саду".

Консультация для родителей .Как правильно подготовить ребенка к детскому саду .Скоро ребенку в детский сад, многие мамы ждут с нетерпением этого момента. Все мамы знают, что адаптация к детскому ...

Консультация для родителей на тему: "Подготовка ребенка к детскому саду".

Советы и рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду....

Консультация для родителей "Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду".

В данной методической разработке даны рекомендации для родителей по облегчению адаптационного периода.. Материал предназначен родителям малышей, будет интересен педагогам, работающим на группе раннего...

Консультация для родителей на тему:"Адаптация детей к условиям детского сада"

Консультация для родителей первой младшей группы «Адаптация детей к условиям детского сада»      При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через ада...

Консультация для родителей на тему:"Адаптация детей к условиям детского сада."

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В при...

Консультация для родителей на тему: "Адаптация младших дошкольников в детском саду"

Консультация для родителей на тему: "Адаптация младших дошкольников в детском саду"...