Семинар-практикум для родителей по теме: "Развитие и обогащение словаря ребенка".
консультация (средняя группа) на тему

Цыганкова Жанна Валерьевна

Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx26.09 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.98 МБ
Файл pamyatka.docx495.43 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для родителей отделения РНОУФВ в рамках клуба «Росток».

Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"

Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях.

План:

  1. Сообщение темы.
  2. Информационная часть.
  3. Практическая часть.
  • Обучение практическим умениям родителей: Игра «Шаги»
  • Обучение практическим умениям родителей: Игра «Волшебный мешочек»
  • Педагогический диктант: «Ассоциации»
  • Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»
  1. Заключение.
  • Обратная связь «Памятка для родителей»

Ход занятия

Теоретическая часть семинара

СЛАЙД  1

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Речь у наших детей настолько слабо развита, что значительно затрудняет общение с окружающими людьми.

СЛАЙД 2

Одной из основных особенностей детей с речевым недоразвитием – бедность активного и пассивного словаря.

СЛАЙД  3

Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов.

СЛАЙД  4

У них отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа). Например, при составлении рассказа по плану по теме «Одежда» (название, цвет, из каких частей состоит, для чего предназначена) дети, при помощи наводящих вопросов, расскажут о рубашке примерно так:

-Это что? (Рубашка)

- Рубашка, какая? (Синяя)

- Что можно делать с рубашкой? (Носить)

Вместо: «Это синяя рубашка, ее можно носить».

Характер ответов, как правило, бывает однословный.

А если задать вопрос: «Из каких частей состоит рубашка?», то ответа можно совсем не получить.

СЛАЙД  5

Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать совместными усилиями.

СЛАЙД  6

Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики.

СЛАЙД  7

 Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение.

СЛАЙД  8

Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

СЛАЙД  9

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.

Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста.

СЛАЙД  10

 Для  начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для развития моторики пальчиков.

СЛАЙД   11

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом «А» - «Сравни два яблока» (Одно яблоко большое, а другое маленькое; одно яблоко кислое, а другое сладкое; у первого яблока коричневые семечки, а у второго – белые….и т. д. ) Все зависит от вашей богатой фантазии.

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.

СЛАЙД  12

На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Это поможет обогатить и активизировать словарь ребенка.

 СЛАЙД  13

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

СЛАЙД  14

Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

СЛАЙД  15

На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы ребенок запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

 ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова.

СЛАЙД  16

Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

СЛАЙД  17

ВЫВОД: Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.

СЛАЙД  18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Обучение практическим умениям родителей: Игра «Шаги»

Цель: Обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей.

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в целом.

Ход

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы:

•        "все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),

•        "все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава),

•        «все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит),

•        "Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек…).

•        "Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи ) и т.д.

•        «Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д.

СЛАЙД  19

Обучение практическим умениям родителей: Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Практическое обучение родителей приемам активизация словаря.

Ход: Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон - это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, арбуз, зайчик, лошадка, лягушка и т.д.

 

 СЛАЙД  20

Карточки для самостоятельной работы: «Ассоциации»

Цель: Познакомить родителей со способами активизация словаря.

Родителям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их. Когда все игроки справятся с заданием, разбираем его в форме диалога.

•        Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).

•        Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…).

•        Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).

•        Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…)

•        Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…).

СЛАЙД  21

Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»

Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью вопросов, составление рассказа.

Ход: Игрокам предлагается сюжетная картинка «Мальчик рисует красками». С помощью вопросов педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ.

•         (КОГО?) мы видим на картинке? – мальчика. Мальчик (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – рисует. Мальчик рисует (ЧЕМ?) – красками. Мальчик держит (ЧТО?) – кисточку. Мальчик рисует (ЧТО?) – цветы. Цветы (КАКИЕ?) – красивые, красные, желтые, розовые, разноцветные.

СЛАЙД  22

•        «Мальчик катает снежный ком». (КАКОЕ?) время года на дворе – зима. (КТО?) гуляет на улице? – мальчик. (КАК?) мальчик одет? – тепло, по-зимнему. (ЧТО?) мальчик делает? – катает снежный ком. (ЗАЧЕМ?) мальчик катает снежный ком? – мальчик будет лепить снеговика.

СЛАЙД  23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей.

Для того, чтобы вы не растеряли, приобретенные сегодня навыки, предлагаю вам вот такие памятки (показ), которые помогут вам закрепить речевые навыки ваших детей дома. Играйте в речевые игры со своими детьми.

Желаю вам успеха! Спасибо за внимание!

Опросник для родителей о пройденном семинаре-практикуме

на тему "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка"

1.Как Вы считаете, необходимо ли проводить такие семинары практикумы для родителей. Почему?_____________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Что нового Вы узнали из семинара?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Пригодятся ли Вам полученные на семинаре знания и умения для развития словаря Вашего ребенка?_______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Клуб «Росток» ТЕМА: «РАЗВИТИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ РЕБЕНКА»

Слайд 2

БЕДНОСТЬ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 3

ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ – ЭТО СЛОВА, КОТОРЫЕ РЕБЕНОК ПОНИМАЕТ, НО НЕ УПОТРЕБЛЯЕТ .

Слайд 4

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ – ЭТО СЛОВА, КОТОРЫЕ РЕБЕНОК НЕ ТОЛЬКО ПОНИМАЕТ, НО И УПОТРЕБЛЯЕТ.

Слайд 5

ПЕДАГОГИ РОДИТЕЛИ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ЦЕЛЬ:

Слайд 6

КАК ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ?

Слайд 7

Поводом или предметом для развития речи может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение.

Слайд 8

Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Слайд 9

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком.

Слайд 10

ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО» Яблоко какое? Сладкое, сочное, круглое, гладкое, блестящее, красное, зеленое, желтое, спелое, душистое, тяжелое, чистое, червивое…

Слайд 11

ИГРА «СРАВНИ ДВА ЯБЛОКА» Одно яблоко зеленое, а другое красное; Одно яблоко большое, а другое маленькое; Одно яблоко кислое, а другое сладкое; У первого яблока коричневые семечки, а у второго – белые….

Слайд 12

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом.

Слайд 13

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д.

Слайд 14

Сюжетно-ролевые игры помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации.

Слайд 15

Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Предлагайте ребёнку всё новые и новые слова, старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов. ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия.

Слайд 16

Поручите ребенку посильную помощь. Пусть он занимается рядом с вами, копирует ваши слова и действия.

Слайд 17

ВЫВОД: мы развиваем словарь ребенка для того, чтобы он мог активно использовать фразовую речь

Слайд 18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Игра «Шаги»

Слайд 19

Игра «Волшебный мешочек»

Слайд 20

Игра «Ассоциации»

Слайд 21

Игра «Придумай рассказ»

Слайд 22

Игра «Придумай рассказ»

Слайд 23

Играйте со своим ребенком в речевые игры!

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

«Развивая речь - мы вступаем на путь познания

Развивая мысль - мы приближаемся к знанию».

А. П. Кондарев

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети дошкольного возраста очень любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребѐнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития - фонетической, лексической, грамматической. Естественное развитие речи не может поднять речь ребёнка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение.

Объединение усилий специалистов и семьи с целью развития речи ребѐнка обязательно приведет к положительным результатам.

Полезные советы

 для развития речи детей

  • СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное - как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание - повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

  • ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует не только терпения, но и специальной подготовки, и новых знаний.

ИГРЫ

НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 «Шаги»

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Все круглое». Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и «Старт!» Другие темы: «Все горячее», «Все мокрое», «Все тяжелое» и т. д.

 «Волшебный мешочек»

Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон - это фрукт, желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус.

Предметы в мешочке могут быть самые разнообразные.

«Слова в дороге»

Если вам с ребѐнком предстоит долгая дорога, то время пролетит незаметно во время игры в слова. По очереди называйте слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: ананас –сурок – книга - автобус и т.д.

 «Назови как можно больше предметов»

Ребенку предлагают назвать как можно больше предметов, которые его окружают.

«Я знаю много названий»

Взрослый начинает, а ребенок продолжает. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…..цветов: мак, роза……овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т.д.

«Придумай рассказ»

Для игры нужна картинка на стене, любая открытка. Если вы сидите в поликлинике в ожидании очереди, обратите внимание ребѐнка на картинки, развешенные на стенах. Попросите его выбрать одну из них и рассказать историю про героев, изображѐнных на картинке. Задавайте наводящие вопросы, которые помогут сделать рассказ более полным и увлекательным. Время пройдѐт очень быстро и ваш ребѐнок будет развивать воображение и речь.

 

«Кто как голос подаёт»

Ведущий – вначале это может быть взрослый, а потом и ребѐнок – называет самые разные живые существа, предметы, природные явления. Задача игроков – быстро сказать, как это существо или предмет звучит. Например: змея - шипит, ветер - воет, стекло - звенит и т.д. Разрешается дополнять ответы другим игрокам. Например: собака не только лает, но и скулит, воет, визжит.

«Скажи наоборот»

В этой игре ребенку нужно как можно быстрее подобрать антонимы к словам, которые вы ему будете говорить. Например: большой - маленький, холодный - горячий, гладкий - шершавый и т.д.

«Какой, какая, какое»

Взрослый называет слова, а ребенку нужно назвать как можно больше определений этого предмета. Например: книга – тонкая, толстая, новая, знакомая, интересная, скучная и т.д.

«Чем закончилось»

Очень важно развивать у ребѐнка связную речь. Одним из способов такого

развития может стать просмотр мультиков. Начните вместе с ребѐнком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, но попросите малыша рассказать вам позже, что произойдѐт в мультфильме.

РАБОТАЯ ВМЕСТЕ –

МЫ ДОБЬЁМСЯ ХОРОШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ!

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"...

Обогащение словаря ребенка в домашних условиях. Рекомендации для родителей

Материал предназначен для родителей детей с речевым отставанием. Рекомендации помогут родителям активизировать словарный запас детей в домашних условиях....

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей це...

Консультация для родителей "Обогащение словаря ребенка в домашних условиях"

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно- печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных вещей це...

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей це...

Доклад на педсовет по теме «Развитие речи и обогащение словаря через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи д...