Главные вкладки

    Буклет для родителей "Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи"
    консультация на тему

    Котова Светлана Вячеславовна

    Упражнения для развития фонематического слуха.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл narodnaya_mudrost_glasit.docx311.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Народная мудрость гласит: «Хочешь узнать человека -  поговори с ним». Наша речь – визитная карточка. Речь человека  развивается уже с рождения, когда ребенок начинает слышать, данным ему природой слухом, не только разные шумы и звуки, но и человеческую речь. Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе у детей встречаются нарушения речи.

                Речевой и неречевой слух – самостоятельные формы слуховой системы. Неречевой слух – это способность ориентироваться в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух способствует тому, что человек может слышать звуки родного или другого языка. В речевом слухе выделяют фонематический слух – способность различать фонемы языка (звук, слог, слово, предложение). Это очень важное понятие для овладения речью, а в дальнейшем необходимое для грамотности письма.

              Фонематический слух предполагает точность фонематического восприятия, звукоразличения, звукового анализирования речи. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации звуков речи и установлению звуковой структуры слова.

                        К 5-6 годам, когда ребенок овладевает грамотой, должна возникнуть новая степень фонематического восприятия - способность ребенка устанавливать звуковой состав слова: количество звуков в слове, их порядок и последовательность.

              Несформированость фонематического восприятия и фонематического слуха может привести к трудностям в обучению русскому языку: смешению и замене звуков на письме, недописыванию окончания слов и предложений и другое.

              Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он развивается в определенной речевой среде и формируется по законом этой среды. Высказывания некоторыми учеными гипотезы о врожденном образовании фонематического восприятия, а дальше формирующемся под влиянием речевого воздействия, не получили подтверждение.

              Фонематический слух у ребенка формируется в процессе его обучения пониманию устной речи. Как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению. Фонематический слух является основой сложной речевой системы.

               На 5 году жизни формируется звуковой анализ и синтез. Который в дальнейшем помогает освоить чтение и письмо.

               Если у взрослых возникли опасения по поводу сформированности фонематического восприятия, первое-надо проверить физический слух.

               Несложная система игр позволит на раннем этапе помочь ребенку овладеть родным языком, если же проблемы с речью уже появились, развитие фонематического слуха будет первым этапом на пути его преодоления.

                Упражнения для развития фонематического слуха построены поэтапно от простого к сложному. Выявив,  на каком уровне ребенок перестает справляться с заданиеми, начинайте с этого уровня.

                 Первый уровень  узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

     - Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

    - Игра «Шумящие мешочки». Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что в нутрии.

     - Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть малыш закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

    - Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

    - Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

                 

                  Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

    - Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его узнать, кто сейчас говорит.

     - Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

     - Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – малыш сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

                  Третий уровень  различение сходных между собой по звучанию слов.

     - Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

    - Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

    Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

                  Четвертый уровень – различение слогов.

     - Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком, интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает длинную, короткую полоску.

    - Игра «Услышишь лишнее-хлопни». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

                 Пятый уровень  различение звуков. Ребенку надо объяснить, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

     - Игра «Кто это?» Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.

    - Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (а-у-И…)

                 Шестой уровень- освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

     - Игра «Сколько звуков». Взрослый называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет 1,2,3 и т.д. звук.

     - Игра «Услышь слово». Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.

     

    МБДОУ Д/С№3 «Ласточка»

    http://tybukbereska.caduk.ru/images/novyiyrisunok-2-.png

    Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи

    http://mdou25.ucoz.ru/ltnb.jpg

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи.

    Презентация для педагогов по развитию фонематического слуха у дошкольников....

    Картотека игр для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи

    Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

    Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи.

    Актуальность. Возрастные нормы. Направления работы....

    Мастер –класс Игры для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи .

    В настоящее время,  в системе воспитания и обучения детей дошкольного вохраста,  увеличивается число  детей, имеющих нарушения речи. Срели них значительную часть составляют дошкольники,...

    ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

    Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. Предлагаются дидактические игры для детей с нарушением речи по формированию фонематического слуха.Применять можно в НОД, в совместной и индивид...