Рекомендации для родителей-профилактика плоскостопия!
консультация на тему
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam-profilaktika_ploskostopiya.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Раннее выявление плоскостопия и решение этой проблемы!
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.
Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Стопа является опорой, фундаментом тела. Изменение формы стопы вызывает снижение ее функциональных возможностей, изменяет положение позвоночника. Причиной нарушений осанки у детей дошкольного возраста нередко является плоскостопие.
Решение задачи по проведению своевременной профилактики, снижению негативных последствий данного заболевания, является важным элементом, как сохранения функций стопы, так и всего опорно-двигательного аппарата в целом.
По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам – у 32%, к шести годам – у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы.
Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.
Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или мышц голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний.
Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка.
Крайне неблагоприятно на состояние стоп оказывает ношение плохо подобранной, некачественной обуви. Важно соблюдать правильный гигиенический уход за стопами и правильно подобрать обувь.
Обследование стоп нужно начинать с наружного осмотра обуви. Резкое снашивание каблука указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с внутренней или с наружной стороны свидетельствует о неправильной походке, о боковом искривлении стопы.
Для определения формы стопы при врачебно-педагогических наблюдениях широкое распространение получили методы анализа отпечатков (плантограмм).
Большое значение в предупреждении и лечении различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах.
Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм.
- Ежегодная диагностика состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей. Осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).
- Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды. Предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т.д.).
- Гигиена обуви и правильный ее подбор. Воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, занятиях физическими упражнениями и дают соответствующие рекомендации родителям.
- Регулярное применение природно-оздоровительных факторов: хождение босиком по траве, песку, гальке.
- При проведении закаливающих мероприятий предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствуют укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и являются прекрасным средством профилактики плоскостопия.
- Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, использовать в различных формах физического воспитания.
- Индивидуальная работа с детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, плоскостопие, косолапость.
- Совместная деятельность педагогического коллектива и семьи.
Упражнения проводятся в три этапа.
На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Каждое упражнение имеет свое название, сопровождается художественным словом. Например: повороты стопы вправо, влево.
В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы рыбок нам догнать,
Нужно хвостиком махать.
На втором этапе дети выполняют упражнения с предметами: захватывание пальцами ног мелких предметов, удерживание и выбрасывание их: камушки, прутья, шарики, веревки разной толщины, перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по дорожке - массажеру.
На третьем этапе усложняются двигательные действия ребенка, используется различное оборудование: дорожки с отпечатками стоп, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка и т.д. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений и до 10-12 раз на этапе закрепления и разучивания комплексов.
К таким упражнениям относятся:
- общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
- корригирующие упражнения;
- корригирующие упражнения с применением приспособлений универсального типа;
- упражнения из раздела ЛФК;
- упражнения на массажерах;
- игры, игровые упражнения.
Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности используются различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволяет повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей. Привлечение к данной проблеме родителей позволяет скоординировать усилия и повторять упражнения в домашних условиях.
Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений может помочь избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому, особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте.
Использование нестандартного оборудования в оздоровительной работе с детьми, очень эффективно, т.к. новые игрушки для детей всегда радость, тем более что эти игрушки может ребёнок сделать вместе с мамой и папой.
Проводимая профилактическая работа не становится дополнительной нагрузкой для детей, т.к. проводится в игровой форме, а наоборот, позволяет разнообразить организацию двигательного режима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей: Профилактика и лечебная физкультура при плоскостопии у детей.
Рекомендации для родителей...
Рекомендации для родителей "Профилактика плоскостопия в семье"
Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить. Поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания....
Рекомендации для родителей "Профилактика плоскостопия у ребенка"
Для родителей даны рекомендации с подборкой упражнений по предупреждению развития плоскостопия....
Рекомендации для родителей "Профилактика плоскостопия в семье"
Буклет - Рекомендации для родителей"Профилактика плоскостопия в семье"...
рекомендации для родителей "Профилактика плоскостопия"
ПРЕДУПРЕДЖЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ.1. Диагностика плоскостопия.Если следы обуви имеют форму боба, то это нормальная стопа. Своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию.Если же отпечаталась ...
Рекомендации для родителей "Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста".
Рекомендации для родителей "Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста"....
Рекомендации для родителей: «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников»
Рекомендации для родителей:«Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников»В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологи...