Главные вкладки

    Что делать, если ребенок вами манипулирует?
    материал на тему

    Пулина Марина Викторовна

    Что такое манипуляция? Как распознать? Почему дети это делают? Какие способы используют? Что нельзя делать и говорить? Как справиться с проблемой?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon buklet_esli_rebenok_manipuliruet.doc142.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как распознать?

    Часто манипуляции детей в отношении жертв-родителей похожи на дефицит любви. Постарайтесь не перепутать.

    Вы - стопроцентная жертва юного манипулятора, если:

    1. У вас нет права выбора. Предложенные манипулятором варианты иллюзорны, они всегда на руку лишь ему самому. Жертва же всегда проигрывает.
    2. Если вы не уверены, хороший ли вы родитель и многое делаете методом проб, часто меняете тактику воспитания ребенка. Хитрые дети (а они такие все без исключения) быстро «схватывают» вашу робость и непостоянство и начинают играть на чувстве вины.
    3. Если ребенок повторяет одну и ту же ситуацию часто, причем в ней точь-в-точь воспроизводит свою мимику, слова, жесты. Помните, это манипуляция!
    4. Если у родителей все чаще возникает ощущение, что их «загнали в угол».
    5. Если каждый раз из маленькой проблемы (например, надеть колготки утром, собираясь в детский сад), малыш устраивает целый спектакль. Если ритуал повторяется каждый день, это означает только одно: юный манипулятор пытается установить свой контроль над родителями (пример: ребенок не хочет ложиться спать, и каждый вечер требует, чтобы ему принесли попить, открыли окно, включили ночник, потом снова принесли попить. И так несколько раз. Это чаще всего - не жажда и не потребность в свежем воздухе. Это попытка отсрочить необходимый сон. Манипуляция.

    Что это такое?

    Манипуляция – это неявная, скрытая тактика воздействия на психику других с целью добиться желаемого. В той или иной мере это делают все. На работе в коллективе, в салоне общественного транспорта, в метро, в семье.

    Родители часто манипулируют детьми: «Купить тебе шоколадку? Тогда убери игрушки!», «Ты меня любишь? Тогда отправляйся с бабушкой на дачу!»…

    Почему дети это делают?

    • Они не умеют пока сотрудничать на равных. Манипуляция в этом случае заменяет им партнерские отношения со взрослыми.
    • Они хотят иметь «палочку-выручалочку» – всегда работающий способ, которым будут добиваться всего желаемого.
    • Они хотят быть взрослее и значимее.

    Какие способы дети используют?

    • Истерика ("оружие" широкого спектра действия - от нытья до припадка).
    • Притворная беспомощность – «мама все сделает сама, потому что непременно пожалеет меня». Дети жалуются, что не могут обуться, одеться, что они устали, у них болит голова. Часто таким способом пользуются, когда не хотят идти в детский сад.
    • Напускная воинственность. Такой способ выбирает манипулятор с характером. Он пытается воздействовать на окружающих драками, ссорами. Обычно спокойный ребенок вдруг может стать настоящим террористом, если очень захочет получить желаемое.
    • Болезнь или ее симуляция. Если малыш прочно усвоил, что мама и папа готовы сделать для него все, когда он болеет, то может начать использоваться это в личных целях. Он будет демонстрировать слабость, жаловаться на головные боли, добровольно ложиться в постель и даже пить микстуру, ведь после этого родители обязательно разрешат ему больше, чем обычно, купят заветную игрушку и сладости.
    • Лесть. Этот способ встречается довольно часто. Прежде чем что-то попросить, малыш наговорит комплиментов, обнимет, поцелует родителей. Но не обольщайтесь, он пошел на лесть, чтобы получить желаемое.

    МАДОУ ЦРР д/с 133

    Заботливым

    родителям!

    Что делать, если ребенок вами манипулирует?

    Педагог-психолог

    Молькова М.В

    Чего нельзя делать и говорить?

    • Не запускайте ситуацию. Учите ребенка договариваться и искать компромисс, не лелейте его манипулятивное поведение.
    • Не вините себя за «жестокость», когда ребенок рыдает посреди улицы, не получив очередную партию машинок. Это не жестокость – это часть воспитательного процесса.
    • Не ругайтесь, не кричите, и ни в коем случае не применяйте физическую силу – никаких шлепков, подзатыльников и воплей «ну я щаз тебе!». Спокойствие и уверенность – ваши главные инструменты воспитания в данной ситуации. Если истерика повторяется, значит, уговоры не действуют – проявите жесткость.
    • Не читайте длинных лекций о «хорошо и плохо», не спорьте. Твердо заявите о своей позиции, четко сформулируйте причину отказа в требовании ребенка и держитесь выбранного пути.
    • Не допускайте ситуации, когда ребенок после ссоры засыпает, так и не помирившись с вами. Ложиться спать и уходить в детский сад, в школу ребенок должен в состоянии осознания, что мама его любит, и все хорошо.
    • Не требуйте от ребенка того, чего сами сделать не в состоянии. Если вы не особо любите заниматься уборкой, не требуйте от ребенка убирать игрушки. Учите чадо на своем примере.
    • Не ограничивайте ребенка во всем и вся. Предоставляйте ему хотя бы небольшую свободу выбора. Например, какую кофточку он хочет надеть, какой гарнир хочет на обед и пр.
    • Не позволяйте ребенку игнорировать ваши собственные потребности. Приучайте его считаться с вашими потребностями и желаниями. И с желаниями ребенка тоже старайтесь считаться.

    И главное — не игнорируйте ребенка. После того, как инцидент исчерпан, обязательно поцелуйте ребенка и обнимите. Обозначив границы поведения для ребенка, не отдаляйтесь от него!

    Как прекратить?

    Забудьте о жалости – это деструктивное чувство. Оно не идет на пользу ни жалеющему, ни тому, кого жалеют. Будьте милосердными, это подразумевает понимание, отзывчивость, любовь и понимание причины происходящего. Прекращаем жалеть манипулятора и набираемся сил и терпения.

    Если вы уже точно знаете, что вами манипулируют, выбирайте тактику поведения с ним:

    • Медлительных и беспомощных, вечно глядящих на вас жалостливыми заискивающими глазами нужно призвать к самостоятельности и устанавливать им жесткие временные рамки. «Делай это сам. Надеть майку ты можешь сам. И тебе на это 15 минут!». Предупредите о последствиях – «не успеешь одеться, нам придется отложить поход в зоопарк». Главное – решительность и непреклонность всех членов семьи, чтобы никто из домочадцев не изменил своего решения в последний момент и не пошел навстречу ноющему «шантажисту».
    • С детьми, чей любимый инструмент для манипуляции — истерика, следует сохранять нордическое спокойствие. Это трудно, никто не спорит, но только так манипулятор сможет понять, что истериками ситуацию не улучшить, что тот метод не работает.
    • Задир и забияк, которые манипулируют при помощи драк и ссор, нужно поставить на место. Покажите им, что вы не боитесь их, и никто не боится. Боевой задор начнет идти на убыль.

    С имитирующими болезнь все обстоит довольно просто. Ребенок начал жаловаться, укладываться в постель. Сразу вызывайте врача или записывайтесь на прием в поликлинику. Всегда. После любой жалобы. Тут ваша совесть будет чиста: либо обман и манипуляции

    раскроются, либо болезнь, существующую на самом деле, удастся пролечить на ранней стадии. Дети в большинстве своем терпеть не могут врачей и лекарства. Поэтому манипулировать ребенок прекратит довольно быстро.

    • Самые опасные манипуляторы - те, которые начинают делать это в общественном месте. Родителям принародно сложнее сохранить спокойствие и не пойти на поводу. Но сделать это необходимо. Твердое и категоричное «Нет!». И больше никаких пояснений и убеждений.
    • Эмоциональные шантажисты – тоже категория не из простых. Их любимый прием - тяжело вздыхать: «Меня тут никто не любит. Я вам не нужен, зачем вы меня родили?». Они же виртуозно сталкивают родителей лбами. Если что-то запретил один, то второй в ответ на тяжелые вздохи скорее всего уступит и разрешит. Договоритесь с мужем (женой) о единстве намерений.

    Как еще справиться с проблемой:

    • Учится говорить «нет» и быть настойчивым. Ребенок должен иметь ограничения, чтобы повзрослеть. Бурная реакция маленького ребенка на отказ со стороны родителя нормальна. Нужно ее выдержать и убедить ребенка сделать по-своему. Ребенок вырастает, только обучаясь и признавая запреты.
    • Признать, что его поведение нормально. Манипуляция — это естественное поведение ограниченного в своих возможностях человека, который не хочет или не умеет брать на себя ответственность. Дети не умеют быть ответственными, поэтому важно уметь доносить последствия желания ребенка и выполнять их разумные требования.
    • Не менять решения. Вы должны иметь несколько «золотых» правил, от которых нельзя отступать. Кроме того, стоит иметь «серебряные» правила, которые могут меняться, но не значительно. И все остальные субъективные требования, выставляемые по ситуации и которые можно обсудить с сыном или дочерью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. Что делать, если ребенок ворует?

    Статья имеет консультативный характер и предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней рассматриваются причины детского воровства, его возрастные аспекты, а также даны рекомен...

    Что делать,если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?

    Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК-ГИПЕРАКТИВНЫЙ»

    Узнать гиперактивных детей очень легко. Сказать про такого ребенка, что он активен, это еще не сказать ничего. Он ни минуты не сидит спокойно - он вскакивает, бегает, все трогает, извивается, ка...

    Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками

    Ребенок от года до двух лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей, поэтому взрослые, прежде всего должны научить его, как следует общаться, взаимодействовать с...

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЖЕЛАЕТ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ИГРУШКАМИ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ?

    Ребенок от года до полутора лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей. Поэтому взрослые прежде всего должны научить его, как лучше общаться, взаимодействовать с окружающим...

    Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

    Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...