Почему он не читает?
консультация (подготовительная группа) на тему

Сайт средней группы МБДОУ Детский сад №342 Теремок

Поступая в школу, кто-то из ребят читает бегло и правильно, а кто-то постоянно спотыкается и делает много ошибок. Что такое навык чтения? Он включает в себя скорость, способ чтения, его правильность (то есть техническую сторону), смысловую выразительность чтения и понимание прочитанного текста. Осознание прочитанного зависит от уровня развития речи, от круга интересов, запаса знаний и наблюдений. Читать выразительно – значит, правильно находить нужную интонацию, произносить фразы достаточно внятно и громко, делать паузы и логические ударения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему он не читает?

Поступая в школу, кто-то из ребят читает бегло и правильно, а кто-то постоянно спотыкается и делает много ошибок. Что такое навык чтения? Он включает в себя скорость, способ чтения, его правильность (то есть техническую сторону), смысловую выразительность чтения и понимание прочитанного текста. Осознание прочитанного зависит от уровня развития речи, от круга интересов, запаса знаний и наблюдений. Читать выразительно – значит, правильно находить нужную интонацию, произносить фразы достаточно внятно и громко, делать паузы и логические ударения.

Каждый ребенок начинает читать сначала по слогам, затем произносит короткие слова целиком, потом большую часть слов слитно и лишь некоторые по слогам. На последнем этапе переходит к чтению целых слов и групп слов.

Причины, вызывающие трудности в овладении чтением:

- нарушения артикуляции;

- малое поле зрения;

- низкий уровень развития внимания и памяти;

- недостатки речевого развития: бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха;

- нарушения пространственных представлений у малыша.

Упражнения для успешного овладения чтением
и предупреждения различных нарушений

Тренируем артикуляцию

Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, невнятность произношения могут тормозить скорость чтения. Язык, губы, нижняя челюсть работают несогласованно, плохо переключаются с произнесения одного звука на другой. Поможет решить эту проблему артикуляционная гимнастика, а также чтение чистоговорок и скороговорок. Просите ребенка четко артикулировать слова и увеличивайте скорость их произнесения. Устраивайте такие разминки каждый раз перед чтением в течение 5 минут.

*Шу-шу-шу - я письмо пишу.

*Ры-ры-ры - мы спускаемся с горы.

*Са-са-са - прилетела в сад оса…

*Иван болван молоко болтал. Болтал, болтал, да не выболтал.

*Трут морковь на терке Рае и Егорке.

Расширяем поле зрения

Установлено, что объем поля нашего зрения при восприятии зрительной информации значительно влияет на скорость чтения. Увеличить его помогут несложные упражнения.

«Что вокруг?»

Найдите на стене или в окружающем пространстве какую-либо точку, на которой ребенок зафиксирует взгляд. Попросите, глядя на нее. назвать видимые справа и слева от малыша предметы.

Развиваем внимание и память

Умение сосредоточиться и сконцентрироваться - очень важно для результативности работы. Если внимание вашего ребенка рассеянно, и он не может длительно сосредоточиться на чтении, потренируйтесь в выполнении таких несложных упражнений:

«Запомни, нарисуй»

В течение 2 секунд покажите ребенку карточку с изображенной на ней фигурой, буквой, набором букв, коротким словом (например, «РПНТ», «СТЛШГ», «ДОМ» и т. д.). Попросите его записать, нарисовать то, что он запомнил. Увеличивайте объем материала по мере тренировок.

«Перепутанные линии»

Нарисуйте путаницу из линий, каждая из которых имеет номер в своем начале. Задача ребенка: проследить глазами каждую линию слева направо и в конце поставить ее номер.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26927_a4daa36b468a9d7f6cdac55aad3cff12.jpg.jpg


«Фигуры из спичек» (развитие зрительной памяти)

Выложите фигуру из спичек и накройте ее листом бумаги. На 1-2 секунды приподнимите бумагу, покажите фигуру ребенку, затем спрячьте ее снова. Пусть малыш посчитает, сколько спичек вы использовали, и выложит из них то, что он запомнил.

«Сколько ты запомнишь?»

Предложите вашему будущему школьнику запомнить 3-4 картинки и назвать их по памяти. Затем он должен отыскать их среди 10-12 похожих. Можно использовать карточки с буквами или цифрами, постепенно увеличивая количество запоминаемых картинок.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26927_e588917133e22285f1851d964a95846b.jpg.jpg

Развиваем речь и слух

Дети со сложностями в речевом развитии составляют группу риска при обучении чтению. Это те ребята, которые поздно начинают говорить, имеют проблемы со звукопроизношением, речь их отличается бедностью словарного запаса, неумением грамотно и четко построить предложение, описать какое-то событие или пересказать сказку. Особое внимание уделите развитию фонематического слуха. Здесь вам пригодятся такие игры.

«Назови слово»

Придумывайте слова на определенные буквы («А», «К», «Т», «3» и т. д.). Пусть слово или начинается на заданную букву, или заканчивается ею.

«Поймай звук»

Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, звук «К» в словах, которые вы ему называете.

«Придумай новое слово»

В этой игре необходимо заменить вторую букву в слове так, чтобы получилось другое слово, например: «ДЫМ – ДОМ», «КОТ – КИТ», «РУКИ – РАКИ».

«Подбери слово»

Попросите дошкольника подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?». Например, яблоко (какое?) - спелое, сочное, румяное, зеленое и т. д. Зима (какая?) - снежная, лютая, морозная, промозглая.
Дом (какой?) - высотный, кирпичный, низкий, разрушенный...

«Один - много»

Это упражнение хорошо тренирует грамматические навыки. Предложите назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами «один – много». Например, один человек - много людей, одна скамейка - много скамеек. Объясните, что есть такие слова, которые нельзя изменить, например «пальто», «пианино», «шоссе».

«Придумай предложение» 

Дайте ребенку задание придумать предложения, используя следующие слова и словосочетания: «холодное лето», «колючий куст», «смешной котенок», «проливной дождь», «веселая поездка», «длинный поезд».

«Закончи фразу»

Начните предложение, не договаривая слово, пусть ребенок угадает конец:

В саду растут ми...
Зимой на улице мо...
Щенок грызет ко...
Ориентировка в пространстве

Дети к началу школьного обучения должны хорошо ориентироваться в схеме своего тела, знать, где право - лево, верх - низ не только на себе, но и в окружающем пространстве, на листе бумаги – это тоже основа для беглого чтения.

«Найди точку»

Попросите дошкольника дотронуться правой рукой до левого уха, потом левой рукой - до правого колена, указательным пальцем правой руки до левого плеча.

«Возьми предмет»

Из разложенных перед ребенком игрушек он должен по команде взять в правую (левую) руку названную игрушку.

«Накрой ладошкой»

Разложите на столе картинки. Предложите накрыть правой рукой, например, яблоко, а левой - машинку. Пусть малыш скажет, что лежит под правой, а что под левой рукой.

«Путешествие ручкой по листу бумаги»

Скажите ребенку, что отправляетесь в путешествие. Для этого в левом верхнем углу листа попросите нарисовать машину. Переместитесь в правый нижний угол, где надо нарисовать домик. От домика вы затем поедете к речке в левый нижний угол.

«Выложи узор»

Выкладывайте буквы и узоры из спичек, счетных палочек. Конструирование букв из спичек - захватывающее занятие. Попросите ребенка, например, переложить спичку так, чтобы из буквы «Н» получилась буква «П».

«Графические диктанты»

Важно научить ребенка ориентироваться на листке в клеточку. Он должен видеть правый, левый, нижний и верхний углы клетки, ее стороны. Попросите малыша поставить точку в левом верхнем углу клетки и двигаться по клеточкам по вашей команде: «Одна клетка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, две клетки вниз, одна вправо, две клетки вверх, одна вправо, две вниз». Дальше пусть малыш продолжит узор до конца строки. Усложняйте узоры. Детям нравится такая игра - всегда интересно знать, что же «за зверь» получится в результате.

Не забывайте постоянно хвалить и поощрять ребенка. Занятия должны вызывать интерес и проходить в игровой форме. Ситуация успеха сейчас совершенно необходима вашему крохе. Пусть ему будет весело и интересно, и тогда вы со временем воспитаете настоящего книгочея!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».

ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...

Кусающиеся дети: почему они делают это и как с этим бороться.

Понимание, почему маленькие дети кусаются, может помочь вам сдерживать это агрессивное поведение и научить ребенка положительным способам выражать свои чувства....

Информационный материал для родителей "Почему заговорить бывает трудно"

Материал для оформления информационных стендов для родителей детей младшего дошкольного возраста....

Почему в космос летают на ракете?

Расширить представление детей о ракете...

"Почему заяц шубу поменял?"

знакомство детей с образом жизни зайца поздней осенью и зимой; формирование представлений о том, что живые сущест­ва приспосабливаются к сезонным изменениям в природе....

«Мама, а почему слон больше верблюда?» «Почему одуванчик желтый?» «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»

laquo;Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»...