Консультация для родителей
консультация на тему

Вануйто Елена Александровна

Родителям о ненецкой культуре и традициях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

    Начало формирования нового социального слоя ненцев (поселковых) относится и связано с изменением среды обитания - переселением тундровиков в стационарные селения (перевод на оседлость). Появление городского слоя ненцев относится к началу 1970-х гг. Новая среда стала естественной, а со временем и традиционной для детей, родившихся и выросших уже в условиях поселковой и городской жизни. Началось формирование национальной интеллигенции из детей, окончивших школу, среднее или высшее учебное заведение. Это учителя, врачи, управленцы.

Указанные социальные инновации находят терминологическое отражение в ненецком языке, где появляются понятия для трёх категорий ненцев: "живущие среди оленей", "живущие в домах", "живущие в больших домах".

В последнее десятилетие среди национальной интеллигенции зарождается новая прослойка, занятая менеджерской и коммерческой деятельностью.

Итак, процесс формирования поселково-городского населения, как значимого слоя ненецкого народа, занимает сравнительно небольшой хронологический отрезок - вторую половину XX века. Это период жизни всего двух поколений и естественно, что за такой срок не могло произойти полного отказа от наследия древней этнической культуры. Более того, можно констатировать, что та часть ненцев, которая официально числится жителями посёлков и городов, всё ещё сопричастна традиционной жизнедеятельности. Практически ещё не сложилась достаточно представительная группа ненецкого этноса, которая была бы полностью оторвана от своих родственников-оленеводов (рыболовов, охотников) и не испытывала бы потребности в физической или духовной связи с ними. Самой осязаемой формой связи служат взаимопосещения - поездки "живущих в домах" к оленеводам в чум, а "живущих среди оленей" - в посёлок или город; во втором случае традиции, образно выражаясь, "доставляются на дом".

Один из важнейших моментов в организации жизни тундровика - правильное хранение одежды из оленьих шкур - сохраняет свою значимость и в поселково-городских условиях. Здесь в качестве хранилища служит холодная кладовка или балкон, а при возможности, традиционный способ воссоздаётся полностью и вещи хранятся в нарте около жилища.

В поселково - городской среде сохраняется утилитарная функция традиционного костюма, но не в качестве повседневного, а надеваемого эпизодически - для поездок в далёкую тундру или на близкие места охоты-рыбалки. В последнее десятилетие всё более утверждается новое назначение традиционной одежды - в качестве праздничной для посещения мероприятий, включающих компоненты национальной культуры (День оленевода, фольклорный фестиваль).

В последние два десятилетия традиционная одежда при функционировании в новой среде претерпевает и существенные изменения, что выражается наиболее наглядно в создании сценических костюмов или новых модификаций малицы, ягушки, обуви, которые лучше приспособлены для ношения в условиях поселково-городского быта. Вместе с тем имеет место и обратное явление, когда события городской жизни (смотры-конкурсы национальной одежды, исполнение обрядов в качестве зрелищного действа) стимулируют возрождение почти забытых типов старинной ненецкой одежды.

Наиболее широкое распространение у поселково-городского населения имеет использование традиционных материалов (камусов оленя) для пошива из меха обуви новых образцов - бурок, ботинок.

В инновационной среде обитания ненцев продолжается частичное функционирование древних верований и обрядов. Поселково-городские ненцы используют некоторые перешедшие от предков обереги (шкурки горностая, спички), верят в переселение семейных духов в дом или квартиру молодой семьи; однако само это новое жилище и находящийся в нём бытовой комплекс не имеет для них сакральной значимости.

Обрядность на личностном и семейном уровнях выполняется по сокращённой схеме, в ней налицо серьёзные видоизменения. Так, из производственно-бытовых обрядов выпадает такой важный момент, как заклание оленя; в похоронном обряде даже крещённых ненцев, сохраняется обычай порчи вещей и установки около могилы нарты и предметов утвари, а после похорон проводится частичное очищение. Ежемесячные очищения у женщин заменяются процедурами в бане, сауне.

Самые яркие проявления сопряжённости древних традиций и новейших форм жизнедеятельности этноса на исследуемой территории реализуются в зрелищных действах, которые организуют и проводят в последнем десятилетии XX в. представители коренных народов Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе. Особо нужно выделить праздничные мероприятия, проводимые во время Дня оленевода, Дня рыбака, в ходе фольклорных фестивалей. При их проведении сознательно моделируются ситуации, позволяющие продемонстрировать какую-либо часть традиционного уклада жизни.

Праздничная жизнедеятельность отражает те формы быта, стереотипы поведения, которые являются традициями в жизни этносов. Это как бы живой учебник этнографии.

Основными функциями народных праздников являются релаксирующе-компенсаторная (снимающая напряжение), коммуникативная, воспитательная, трансмиссионная (передающая), художественная, сакральная.

В структуру праздников, проводимых в посёлках и городах Ямало-Ненецкого автономного округа в последние годы, включаются такие яркие компоненты, как выставка-продажа национальных изделий, спортивные состязания, концерты фольклорных коллективов, конкурс национальной одежды, показ национальной кухни, семинар мастеров декоративного искусства. Они отражают этническое сознание исследуемого народа, поскольку показывают традиционный пласт его современной культуры.

В современных праздниках модернизируются традиции ненцев, новые явления реальной жизни кодируются в праздничной символике, входят в виде новаций в контекст исторически сложившихся форм культуры. Во время праздников наиболее стабильной является структура проводимого обряда (жертвоприношение, обращение к духам, поедание жертвенного мяса, чаепитие). Непосредственное наблюдение, фиксация, опрос участников праздника даёт ценный научный материал для изучения сохранившихся в настоящее время традиционных элементов быта. Полученные сведения требуют дальнейшей проверки в полевых условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...