Сказкотерапия
консультация на тему

Якупова Ирина Анатольевна

Консультации психолога для родителей и педагогов "Сказкотерапия в жизни ребенка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

 “Сказкотерапия как метод развития личности ребенка”

Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на его эмоциональную сферу, напрямую связанную с воображением.

Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Сказкотерапия широко использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения дошкольников.

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключаются в следующем:

* Отсутствие в сказках нравоучений.

* Неопределенность места действия главного героя.

* Образность языка.

* Психологическая защищенность (добро побеждает зло).

* Волшебство и таинственность.

Самое большое, что «позволяет себе» сказка – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

Уже начало сказки «В некотором царстве, в некотором государстве»…  как будто дает нам понять, что такая история могла произойти где угодно. А где именно – это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Гораздо легче перенести себя в какое-то необычное место, в  тридевятое царство, чем в какой-то определенный город. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке.

Главный герой в сказке – это всегда собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это отражено в сказке.

Довольно  часто в сказках главный герой сталкивается с определенным выбором. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого – что выбрать из одежды, до жизненно важного – как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может сделать свои выводы о том, какие последствия могут произойти от того или иного жизненного выбора человека.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять совершенно по-другому.  Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, это связано с тем, что эта  сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит. Но в этом могут помочь сказки. Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину Мира, и в зависимости от этого воспринимает разные ситуации и действует  различным образом.

Признак настоящей сказки – конечно же, хороший конец. Он дает ребенку чувство психологической защищенности, чувство понимания, что что бы ни происходило, все заканчивается хорошо. Малыш делает вывод, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Еще одна из самых главных сторон сказки – это таинственность и волшебство. Волшебная сказка, как живой организм. – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок вживается в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Таким образом, чтение хороших сказок очень благоприятно сказывается на психическом развитии ребенка. Сказки помогают снять физическое и психическое напряжение; преодолеть барьеры в общении, легче вступать в контакт со сверстниками; понять свои переживания и справиться с негативными эмоциями, научиться управлять своими чувствами и правильно выражать их; повысить уверенность в себе; развить волевые качества.

Сказки  дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление ребенка, обогащается его внутренний мир. Эмоционально разряжаясь, переживая вместе с героем  страхи, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...