Семинар-практикум с родителями старшей и подготовительной к школе групп на тему: «Профориентация детей дошкольного возраста».
консультация (подготовительная группа) на тему

Харитонова Наталья Александровна

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_s_roditelyami.docx48.07 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с родителями старшей и подготовительной к школе групп на тему: «Профориентация детей дошкольного возраста».

Цель: Мотивация родителей к решению проблемы профориентации детей дошкольного возраста, привлечение родителей к ознакомлению детей с трудом взрослых дома.

Задачи:

- познакомить родителей с основами профориентации детей дошкольного возраста;

- познакомить родителей с методами и методиками ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями;

- показать практические приемы ознакомления детей с профессиями «повар», «портной-модельер», с местом их работы, профессиональным оборудованием;

- поучаствовать в различных играх, по  ознакомлению с этими профессиями;

- повысить воспитательный потенциал родителей по ознакомлению с различными профессиями в игровой форме дома;

- приобщение детей к труду.

Труд строителя всем нужен

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты, кем хочешь стать?

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –  могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами —  по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги  используют разнообразные  методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них

  • Наглядные (живые образы), к которым относятся:
  • экскурсии
  • наблюдения
  • дидактические пособия
  • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
  • просмотр видеозаписей
  • Словесные, которые включают:
  • художественное слово
  • рассказ воспитателя
  • беседы
  • малые фольклорные формы
  • проблемные ситуации
  • высказывания и сообщения
  • Практические – это:
  • трудовые поручения
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
  • игровые обучающие ситуации
  • сюжетно-ролевые игры
  • Игровые, к которым относятся:
  • дидактические игры
  • игровые упражнения
  • игры с правилами
  • словесные игры
  • игры-воображения
  • игры-шутки
  • сюжетно-ролевые игры
  • сюрпризные моменты

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской  деятельности. Это:

  • показ;
  • объяснение;
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций;
  • обсуждение труда и его результатов;
  • оценка.

Процесс профориентации дошкольников должен быть непрерывен и планомерен, т.е. должен продолжаться и в семье. Поэтому, мы хотели бы показать вам, как в игровой форме можно продолжать знакомить детей с профессиями.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Представьте, что вы дети. Наступило время обеда.

Входит помощник воспитателя в фартуке и косынке с подносом, на котором стоит посуда (кастрюля, половник, вилки, тарелки для салата, ножи).

Воспитатель: Ой, ребята, а что нам принесла Елена Александровна?

Родители: Поднос с посудой.

Воспитатель: А что находится в посуде?

Родители: Наш обед.

Воспитатель: А кто готовит нам обед в детском саду?

Родители: Повар.

Воспитатель: А что нужно повару для работы? (картинки: спец.одежда, посуда, продукты).

Дидактическая игра «Что нужно для работы повара».

Из картинок необходимо выбрать, только те, на которых изображены предметы, нужные для этой профессии.

Воспитатель: А давайте представим, что мы повара и приготовим салаты. Для этого нам необходимо разделиться на две команды, одеть спец.одежду, выбрать необходимые продукты. Одна команда готовит салат из овощей, а вторая из фруктов. Сначала надо придумать свой рецепт салата, а потом приступить к приготовлению.

Пальчиковая гимнастика «Повар» .

Повар готовил обед,              (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет                  (Загибают большие пальцы.)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,      (Загибают средние пальцы.)
Угли бьет поварёшкой.         (Загибают безымянные пальцы.)
Сахар сыплет в бульон.        (Загибают мизинец.)
И очень доволен он.              (Разводят руками)

В конце соревнования, соперники попробуют салаты друг друга и оценят их вкусовые качества и оформление, а может и предложат, что они добавили бы для лучшего вкуса.

       Вот какие умелые повара у нас получились, какие вкусные салаты они приготовили.

 Материалы и оборудование: спец.одежда- 2 повара, остальным фартуки и косынки-8 шт., 10 ножей, 10 вилок, 2 салатницы, салфетки, разделочные доски-10 шт., овощи, фрукты(лук, помидор, огурец, пучок салата, морковь, болгарский перец, редис, раст. масло, соль, яблоко, груша, киви, апельсин, лимон, виноград, йогурт).

Воспитатель: Отгадайте загадку: Мастерица на все руки

                                                       Нам сошьет пиджак и брюки.

                                                       Не закройщик, не ткачиха.

                                                       Кто она, скажи? (Портниха)

А что нужно для работы портнихе. Чтобы это узнать, давайте отгадаем загадки.

 Инструмент бывалый                              Пройдусь слегка горячим я

Не большой, не малый.                                 И гладкой станет простыня.

У него полно забот:                                      Могу поправить недоделки

Он и режет, и стрижет.                                 И навести на брюках стрелки.

/Ножницы/                                                              /Утюг/

Всех на свете обшивает                                 На пальце одном

Что сошьет – не надевает.                            Ведерко вверх дном.

/Игла/                                                                  /Наперсток/

На поляне шерстяной                                 То назад, то вперед

Пляшет тонконожка,                                  Ходит, бродит пароход

Из-под туфельки стальной                          Остановишь – горе!

Выползает стежка.                                       Продырявит море.

/Швейная машина/                                          /Утюг/


Воспитатель: А где работает портниха?

Родители: В ателье?

Воспитатель: . А кто еще работает в ателье? Если вы не знаете, то я вам подскажу: это – модельер, закройщица.

-Модельер придумывает модель платья и выбирает нужную ткань.

- Закройщица измеряет размеры заказчика, рисует выкройку, вырезает из ткани.

- И только потом портной берется за дело: наживляет, примеряет, сшивает готовое платье.

Воспитатель: А теперь мы попробуем стать работниками ателье. Разделимся на две команды закройщиков и поиграем в игру «Придумай модель платья».
 

Игра «Придумай модель платья»

Необходимо выбрать ткань и вырезать модель платья и наклеить на заданный силуэт.

http://www.clipartbest.com/cliparts/eTM/kzg/eTMkzgArc.jpeg

Материал: силуэт-2 шт., образцы тканей, ножницы-10 шт., клей ПВА-2 шт., салфетки.

Воспитатель: Закройщиками мы с вами побыли, а теперь мы станем модельерами. Мы приготовили ткань. Нужно из ткани, не разрезая ее, создать наряд для праздника. А затем мы устроим показ моделей. Приступаем к работе.

Итог занятия: Мы сегодня с вами славно потрудились, приготовили вкусные салаты, придумали красивые платья. А главное мы познакомились с новыми профессиями.

      Итак, дорогие родители, таким образом мы знакомим детей с профессиями взрослых через игру. Предлагаем вам продолжить это знакомство дома.

Список используемой литературы:

        

  1. Олеся Емельянова «Мы в профессии играем» (отрывок)
  2. Сайт :ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-yurevna-potehina/ «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»
  3. Сайты:  nsportal.ru, maam.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...

Семинар-практикум для воспитателей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выпол...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности  способствует нетрадиционное рисование. Каждая техника - это маленькая игра, доставляю...

Консультация для родителей в подготовительной к школе группе «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

О приобщении ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изу...