Консультация для родителей КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО
материал
Консультация для родителей КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
Консультация для родителей
« Правила поведения детей на улице и в транспорте»
Воспитатель: Батырова Э.В.
Начинать знакомство детей с правилами дорожного движения следует с раннего возраста. Знание ПДД в этом случае сохраняется на всю жизнь. Дети в первую очередь учатся у своих родителей, подражают им, копируют их. Поэтому родители должны не только хорошо знать правила дорожного движения, соблюдать их, но и убедиться, что их дети владеют необходимыми навыками поведения на улице. Порой родители каждый день нарушают правила и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Дети зачастую просто копируют поведение взрослых на дороге. А как у нас ведут взрослые на дороге – известно. Мама опаздывает на работу, бежит через дорогу в неустановленном месте, не обращая внимание на сигналы светофора. Папа, сидящий за рулем, тоже спешит на работу, обгоняет по встречной полосе, «летит» на красный свет. Везет ребенка без автомобильного кресла.
Доверить ребенку, самостоятельно проводить время на улице можно лишь тогда, когда родители твердо уверены, что ребенок знает и выполняет основные правила безопасного поведения на дорогах. Безопасность движения на улицах города и дорогах достигается только тогда, когда соблюдаются все правила.
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ
Больше всего обсуждений и возмущений родителей – водителей вызывает требование ГИБДД использовать для перевозки детей, не достигших 12 лет, специальные удерживающие устройства – автомобильные кресла. Зачастую водители всеми правдами и неправдами пытаются избежать покупки детского автокресла. Причем практически всегда можно услышать одну и ту же отговорку: «заплатить штраф куда дешевле, чем покупать автомобильное кресло».
Отчасти это действительно так. Однако почему-то эти родители не принимают во внимание тот факт, что дело не в деньгах, а в первую очередь в безопасности ребенка. Опять же, можно предвидеть огромное количество возражений, и самое часто встречающееся – ребенка держит на руках взрослый человек.
Однако для того, чтобы это опровергнуть, можно провести несложный математический подсчет: если ребенок весит 10 килограмм, а машина движется со скоростью 50 км/час, при ударе или резком торможении вес ребенка увеличивается примерно в 15 раз. И уж поверьте – 75 килограмм ни один взрослый не удержит. Кроме того, очень велик риск того, что взрослый человек может придавить ребенка своим весом, также резко увеличившимся в разы.
И что может произойти в результате подобной экстренной ситуации, можно только догадываться. В лучшем случае ребенок может получить серьезные травмы, а в худшем даже погибнуть. В том же случае, если ребенок будет находиться в детском автомобильном кресле, риск его травмирования будет в десятки раз ниже.
ПРАВИЛА ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ТРОТУАРУ
- Придерживайтесь только правой стороны;
- Взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- Ели тротуар находится рядом с дорогой, родители должны крепко держать ребенка за руку;
- При ожидании транспортного средства, не стойте на краю тротуара: можно оступиться или зимой поскользнуться и попасть под колесо;
- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
Спросите у детей:
* Какие виды транспорта ты знаешь?
* Почему нельзя стоять на краю тротуара, когда ожидаешь транспорт?
* Где ожидают маршрутный транспорт?
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТРАНСПОРТЕ
- Входить в транспорт удобнее в заднюю дверь, а выходить в переднюю;
- Входить в общественный транспорт и выходить из него можно только после полной остановки;
- Объясните детям, почему нельзя ходить по салону во время движения;
- Выйдя из транспорта, нужно дойти до пешеходного перехода, и только там переходить улицу;
- При высадке из общественного транспорта взрослый выходит первым.
Спросите у детей:
* Почему нельзя стоять на краю тротуара, когда ожидаешь транспорт?
* Разрешено ли ходить по автобусу, когда он едет, почему?
* Можно ли высовываться в окно или выставлять руку?
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
- При переходе улицы держат малыша за руку;
- Переходят дорогу на зеленый сигнал светофора;
- На перекрестке сначала смотрят налево, потом направо, потом снова налево и только после этого, если машины далеко, выходят на проезжую часть, спокойно без суеты направляются к противоположной стороне улицы;
- Не перебегают дорогу, потому что «так ближе», даже если спешат, не перелезают через заграждения;
- Не догоняют уходящий автобус, троллейбус, трамвай или маршрутное такси;
- В темное время суток на себя и ребенка надевают световозвращающие элементы (фликеры);
- Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
- Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия 9 почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т.д.)
- Переходить дорогу полагается только шагом.
Спросите у детей:
*На какой свет светофора можно (нельзя) идти?
* Для чего люди надевают световозвращающие элементы (фликеры)?
* Почему опасно играть рядом с дорогой?
* Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?
В КАКИЕ ИГРЫ ПО ПДД МОЖНО ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ ДОМА
Игра — ведущая деятельность в дошкольном детстве. Полноценное развитие ребенка, освоение дошкольником жизненно важных умений и навыков происходит именно в ней. Приведем примеры игр, в которые родители могут играть дома.
Игра «Светофор»
Цель дидактической игры: учить различать сигналы светофора.
Ход игры: Заранее готовятся макет светофора с пустыми отверстиями и два набора кружков красного, желтого и зеленого цветов. Один набор взрослый дает ребенку, другой оставляет себе. Взрослый вставляет один из кружков в соответствующее отверстие макета и предлагает ребенку определить, какой сигнал горит (ребенок поднимает кружок такого же цвета), а также объяснить, что делать пешеходу (красный — стоять на месте, желтый – приготовиться, зеленый — осмотреться по сторонам и идти).
«Игра в слова».
Цель: развитие внимания, умение соотносить слова с заданием ведущего.
Ход игры: Взрослый предлагает хлопнуть в ладоши, когда прозвучат слова, фразы относящиеся:
- к светофору (стоит на перекрестке, стоит дома, красный свет, синий свет, желтый свет, коричневый свет, помогает пешеходу, мешает пешеходу);
- к пешеходу (перекресток, переходит, светофор, кузов, стоит и ждет, руль, тротуар);
- к водителю (руль, кузов, крыло, едет, мотор, летит, колесо, лапы, хвост);
- к пассажиру (автобус, троллейбус, подъезжает к остановке, кровать, табуретка, остановка, показывает билет).
Игра «Отгадай знак».
Цель - закрепить названия и предназначение дорожных знаков.
Ход игры: Взрослый размещает картонные знаки на виду и предлагает отгадать знак по описанию (в произвольном порядке рассказывает о предназначении знаков).
Во время консультации педагог предлагает родителям поиграть, берет на себя роль ведущего.
Уважаемые родители! Будьте примером для своих детей на дорогах улиц, учите этому своих детей и все будет хорошо!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
Консультация «Нужно ли ребёнка учить считать и писать»
Нужно ли учить ребенка считать, писать и читать до школы? Споры о том, чему и как учить будущего школьника не сходят со страниц специальных журналов. Строго говоря, начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки до школы. Здесь ребенка обучают грамоте, письму и математике с самого начала. И все же овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. И не случайно большинство первоклассников, только переступивших порог школы, как правило, умеют читать, владеют счетом. Но самое главное: не объем этих знаний, а их качество. И здесь «полезность» обучения целиком и полностью зависит от того, насколько правильно они сформированы, на какой основе зарождается обучение. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе лишь при условии, что вы научили малыша слышать звуки слова, если он осознает его звуковой состав. Первоклассник должен не просто научиться читать, он должен знать, что наша речь состоит из звуков, что звуки бывают гласными и согласными, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. А само чтение должно быть слитное или, в крайнем случае, послоговое. Побуквенное чтение, напротив, затрудняет работу учителя, так как ребенка придётся переучивать. Поэтому, если вы решили учить ребёнка читать, задумайтесь, как это сделать правильно, чтобы не навредить ребёнку. То же самое и со счетом. Он кажется весьма полезным, если опирается на понимание математических отношений, значений числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен чисто механически. Говорят, математика трудна, запутанна. Именно с этим предметом у большей части родителей и детей возникают проблемы, сложности. Если вы всё-таки решили преподать азы этой давней и прекрасной науки вашему ребёнку, задумайтесь: с чего же лучше начать обучение? В таком случае, советую, познакомьте своих детей с цифрами, со счетом в пределах 20. Покажите, как образуется каждое новое число. Обратите внимание на то, что число предметов не зависит от их размеров, цвета, формы. Научите ребенка пересчитывать, отсчитывать то или иное количество предметов, познакомьте его со знаками +, -, =. Постарайтесь решать вместе с ним простые задачи, которые опираются на личный опыт ребенка, или используйте при решении простых задач наглядность. Когда мы говорим, что «ребенок умеет писать», это значит, что у него есть отчетливое представление о графемах (изображении форм букв), и он умеет правильно передавать их при письме. Но, в свою очередь, это требует овладения целым рядом навыков и умений (сохранение и изменение направления движения руки в соответствии с рисунком графемы, плавное, неотрывное движение). Необходимо также регулировать размах движения руки при письме - важно ведь сохранить одинаковый размер букв, а если нужно, то и произвольно его изменить (прописные буквы). Кроме того, ребенка надо научить правильно размещать буквы на линейке тетради, правильно их соединять. Письмо требует координации движений руки, зрительного контроля за этим движением. Нужно также научить детей владеть орудием письма - правильно держать ручку и правильно ею действовать. Еще очень важно, чтобы ваш ребёнок научился правильно сидеть, не склоняясь низко, сохранить при письме правильную осанку и положение рук, головы.
Обучение письму – это очень трудная задача, и решением этой задачи должна заниматься школа. Можно, чтобы ребёнок печатал буквы, но не писал. Многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как начнёт учиться писать: например, можно познакомить ребёнка с разлиновкой тетради, научить обводить клеточки, писать отдельные элементы букв. Развитию ручной умелости до поступления в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, изготовление различных поделок из бумаги, ткани, проволоки. И не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие в дошкольные годы техникой рисунка, выучиваются писать значительно быстрее своих сверстников. Но самое главное при подготовке детей к школе заключается в следующем. У старших дошкольников необходимо развивать образное мышление, память, внимание, речь и обязательно мелкую моторику рук. Для того, чтобы речь ребёнка была правильной и красивой, помогите ему накопить конкретные представления об окружающем мире. Постарайтесь правильно называть предметы и явления, расширяйте круг слов, обозначающих действия, не упускайте свойства и качества предметов. Учите ребёнка связно описывать то, что он видит, почаще прибегайте к пословицам и поговоркам в вашем повседневном общении - и ребёнок последует вашему примеру и будет говорить красивее. Внимание шестилетнего ребенка в большой степени зависит от поставленной перед ним задачи. Например, ребенок, который привык к тому, что его ведут и перед ним не поставили задачу запоминать дорогу, легко заблудится в любом месте. И совсем иначе концентрирует свое внимание на внешних ориентирах ребенок, которому поставили задачу самостоятельно дойти куда-либо и вернуться. Чтобы развивать внимание ребенка, предлагайте ему посильные задания, требующие точности в движениях, например, разрезные картинки, конструкторы, мозаики. Дайте ему карандаш и попросите подчеркнуть букву «а» в журнальной статье. Предлагайте ему найти изменения в картинках, отличия у предметов. Одним из эффективных упражнений, тренирующих внимание и умение работать по инструкции, является рисование под диктовку. Предложите нарисовать загадочное существо и диктуйте: 1 клетка вправо, 4 клетки вниз… Важным условием развития памяти ребёнка является формирование у него любознательности и интереса к окружающему. Не отмахивайтесь от детских «почему», не проходите мимо интересных событий. Обучайте ребёнка приёмам логического запоминания, таким как смысловое соотнесение и смысловая группировка: разложить по группам, последовательно…Память, также, как и другие познавательные процессы, нуждается в развитии и систематической тренировке: посмотри, запомни, повтори, что изменилось. В развитии мышления ребёнка очень важная роль отводится формированию положительной самооценки, самовосприятия, уверенности в своих способностях и положительном отношении к нему других людей. Кроме наличия явных и отчётливых знаний о предметах, ребёнок должен оперировать догадками и предположениями. Родителям следует организовать жизнь ребёнка так, чтобы могла проявиться его активность (в труде, конструировании, играх…) В этом ребёнку поможет умение сравнивать, анализировать, выделять существенное, обобщать и систематизировать.
Одним из важнейших признаков готовности ребенка к школе является мотивационная готовность к процессу учебы. Объясните ребенку, что школа – это место, где получают знания и становятся умными людьми. Помогите ребенку сформировать положительное отношение к школе и окружающему миру. Научите его уступать и достойно проигрывать. Объясните ему, что свое «хочу» необходимо подчинить своему же «надо». С такими установками переход к школьной жизни окажется безболезненным.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения
Ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся дети и подростки. Каждый день вы выходите на улицу и становитесь участниками дорожного движения. Очень часто ребята нарушают правила дорожного движения или вовсе их не знают.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
· Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем. Это опасно, потому что даже самый опытный водитель не может остановить машину сразу.
· Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному переходу.
· На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.
· Выйдя из общественного транспорта, не выбегайте на дорогу. Подождите, пока он отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.
· Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках.
· Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.
· Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.
· Умейте пользоваться светофором.
Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать за обстановкой и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
1. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
2. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".
3. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
4. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.
5. Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, это распространенная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
6. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, у ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
7. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.
8. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
9. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.
10. Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.
Помните! Строгое соблюдение Правил дорожного движения позволит защитить Вас и Ваших детей от опасностей на дороге.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
Консультация для родителей
«Что и как дарить малышу на Новый год»
Совет 1
Дети любят, чтобы всего было много. Лучше приготовить много милых мелочей, чем одну красивую куклу, которую бережливая мама еще и не разрешит купать.
Совет 2
Не дарите сразу все. Даже если по традиции нужно положить подарки под елку. Не делайте это сразу, растяните удовольствие ребенка. Неплохо сделать подарок и себе: немного повоспитывать любимое чадо, вспоминая его успехи, приговаривая: “ А это тебе специальные формочки, помнишь, как ты мне помогал печенье печь, вот, поэтому Дед Мороз тебе их и подарил” Подарки разложите и под подушку, чтобы утром нашел, и в башмачок - вот сюрприз перед прогулкой!
Совет 3
Конечно, больше всего вы озабочены здоровьем и развитием ребенка. Помните, что пушистые, цветные предметы развивают зрение, жужжащие, звучащие и даже скрипящие - слух. Не очень полезно постоянно играть с пластмассовыми игрушками. Но это скорее касается самых маленьких, которые еще не разучились все пробовать на зуб. И все-таки спать в обнимку с такой игрушкой не рекомендуется. Будьте внимательны и к пушистым любимцам. Их нужно пылесосить, а если дети - аллергики, то лучше совсем избегать.
Совет 4
Если вы дарите развивающие игры для маленьких, не поленитесь с ними играть. Часто малыш не понимает с первого раза условий игры, от этого сердится, хотя не подает вида, что не понял. ”Повторение - мать учения” - прописная истина. Увлеките игрой, сделайте ее понятной и любимой.
Совет 5
Когда дарите красивые дорогие книжки, помните, что ребенок может порвать книгу. Ни в коем случае не ругайте его, разберитесь в причинах: агрессии. Зачастую этот акт вандализма не что иное, как справедливая борьба со злом. Или вы сами забыли, как, исполненные гневом, черкали черным фломастером физиономию Карабаса-Барабаса или хитрую морду крысы Шушеры.
Совет 6
Гораздо лучше будет подарить новую жизнь старой кукле: купить для нее игрушечную мебель, новый набор кукольной одежды (или сшить самим); то же касается различных конструкторов, железных и автомобильных дорог и т. д.
Совет 7
Ребенок, конечно, обрадуется, когда, проснувшись в праздничный день, обнаружит подарки у кроватки. Но еще интереснее ему будет поискать спрятавшиеся игрушки с помощью подсказок родителей. Получатся настоящие поиски клада - одна из любимых детских игр.
Не забывайте о тайне Дедушки Мороза! В Новый год годится только сюрприз. Не мучьте ребенка долгим походом по магазинам со словами: “Я куплю тебе то, о чем ты мечтаешь”. Во-первых, ребенок устанет, во-вторых, всегда есть риск подцепить вирус в многолюдном месте, в-третьих, не перекладывайте на ребенка тяжкий груз выбора. Ему захочется и одно, и третье, и пятое. Он может уйти с тем, о чем мечтал вчера, но совершенно не удовлетворенный.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
Консультация для родителей:
«Все о развитие речи детей 6- 7 лет»
Наши дети выросли и скоро им идти в школу. Седьмой год жизни ребёнка — последний этап формирования его устной речи. Так что же должны знать и уметь ребята в возрасте подготовительной групп.
Фонематическое восприятие. К подготовительной группе у ребёнка должно быть не только развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие. Он должен уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш]), твёрдые от мягких ([т-ть], [д-дь]) и т.д. Иначе в школе это проявится при письме и станет настоящей бедой.
Для развития фонематического слуха есть много способов, но лучше всего начинать с самого простого. Можно поиграть в «Молчанку». Закрываем глаза и слушаем какое-то время звуки квартиры. Затем открываем глаза и рассказываем, что слышали.
После того как научились слушать звуки квартиры или улицы, можно послушать звуки природы. Для этого совсем не обязательно выезжать в лес. Теперь продаётся огромное количество дисков и аудиокассет с записями звуков природы. Кругозор шести или семилетнего ребёнка развит настолько, что он может легко угадать и журчание ручья, и шум водопада, и кваканье лягушки, и мяуканье кошки.
А после ещё усложняем. В одинаковые баночки, например, от киндер-сюрприза насыпаем горох, фасоль, гречку, манку и другие крупы. Манку кстати, услышать труднее всего. Если ребёнок не слышит её, значит, слух его понижен.
Переходим на слоги
После того как научились слушать звучание окружающего мира, можно заниматься с определёнными звуками.
Есть игра «Послушай и хлопни» или «Хлопушечки» — кому как нравится. Нужно хлопнуть в ладоши, когда взрослый назовёт какой-то звук. Лучше всего начинать с гласных звуков. Но не забывайте, что гласных у нас всего 6: [а], [и], [у], [о], [ы], [э]. А вот е, ё, ю, я — буквы, а не звуки. Потому что они состоят из гласного звука и йотированного й.
Их лучше не брать. Играя в эту игру, я люблю проговаривать один и тот же звук 4 раза подряд. И ребёнок все 4 раза должен хлопнуть в ладоши. Ему в этот момент нужно очень внимательно меня слушать, чтобы не ошибиться.
Когда научились слышать звук среди звуков, переходим на слоги. Даже если ребёнок ещё не знает, что такое слог. Когда мы станем их произносить, он поймёт интуитивно. Просим, например, чтобы хлопнул, когда услышит [у]. И произносим: па, по, пы, пу и т.д.
После слогов переходим к словам. Есть игра «Хитрый фотоаппарат». Нужно «сфотографировать» предмет в комнате, в названии которого слышится, например, [о]. А взрослый говорит, правильно ребёнок «сфотографировал» или нет. Если неправильно, то, чтобы не обидеть, лучше сказать, что плёнка плохая или батарейки сели, и попросить их заменить.
После того как ребёнок хорошо находит звук в слове, учим определять, в каком месте, в начале, середине или в конце слова, он находится. Только нужно сначала объяснить, что такое ряд: как на физкультуре ребята строятся в ряд, так и звуки тоже строятся в ряд и получается слово. И какой-то звук стоит в этом ряду первый, а какой-то последний. Кто не первый и не последний — тот в середине. Чтобы ребёнку понятно было, что даже второй звук всё равно будет находиться в середине. И начинаем играть, например, в «Вагончики». Вырежьте из цветной бумаги красные, синие и зелёные прямоугольники-вагоны. Красный вагончик — начало, зелёный — середина и синий — конец слова. Заранее подготовьте картинки-билетики, на которых нарисованы предметы с определённым звуком. Выдавайте ребёнку билетики, и он должен «поселить» билетик или «сесть» с ним в тот или иной вагончик и объяснить, почему он сел именно туда: потому что слово такое-то, в нём слышится такой-то звук в начале (середине, конце) слова.
Нет времени вырезать вагончики и подбирать картинки? Придумайте что-нибудь другое. Например, попросите поднимать руку, когда нужный звук в начале слова или предложите самому придумать слово, в котором звук в середине и т.д. Однако очень сложно найти [у] в конце слова, если только глагол, потому что [у] в конце существительных встречается довольно редко.
Выкладываем символы
Научились определять место звука в слове? Приступайте к определению порядка звуков в слове. Начинать лучше с двух гласных: [ау] (так кричат в лесу, когда заблудились), [уа] (так плачет малыш) или [иа] (так зовут ослика из сказки про Винни Пуха). Выкладываем символы — два красных кружка (гласные принято обозначать красным цветом). Спросите: «Сколько всего кружочков?» — «Два». «Сколько звуков в слове ты услышал?» —
«Два». «И какой будет последний?» Можно ещё спросить, какой второй звук? И если ребёнок сообразительный — моментально отвечает. Не ответил? Уточните: «Если их всего два, так какой второй?» В этом задании ещё и логика развивается.
После того как поймёт, как соединять гласные, переходите к согласной и гласной. Но начинать нужно со слогов, в которых первый гласный звук, а второй согласный. И обязательно скажите, что, например, ан — слог, а вот он или ох — слова, и объясните их значение. Затем спросите: «Сколько звуков в слоге?» — «Два». «Какой первый?» — «А». Выкладываем красный кружок. «А какой второй?» — «Н». Выкладываем синий кружок (согласные принято обозначать синим цветом). Объясняем, что он твёрдый.
А ещё согласные бывают мягкие, звонкие и глухие. Всё это нужно объяснить именно сейчас, чтобы в школе потом легче было усвоить. После того как понимаем, что ребёнок хорошо анализирует слог, переставляем его местами и получится «на». Слияние согласного с гласным даётся ребятам очень сложно, поэтому многие учителя-логопеды учат деток читать как по горочке: забрался звук на горочку — н и спустился, как будто к а приехал, и получилось вместе на.
Хорошо отработали слияние согласного с гласным — переходите к словам. Сначала — к коротким типа нос, кот, кит, сон и т.д., потом из четырёх звуков: папа, мама и др. Но лучше всего не играть с теми словами, где гласные звуки слышатся не так, как пишутся. Это безударные гласные, где под ударением пишется [о], а без ударения — [а].
Например, в слове вода слышится [а], а пишется [о], а в слове воды и слышится, и пишется [о].
Усвоили соединение четырёх звуков — учим стык согласных. Это очень сложно. Как правило, ребята выпускают один звук либо два звука слышат как один. Например, когда разбираем слово «кошка», называют звуки [к], [о], [ш], [а]. Второй звук [к] выпускают.
Чтобы легче было усвоить, предлагаю вырезать из цветной бумаги фишки (но помните: гласные звуки — красные, согласные твёрдые — синие, а мягкие — зелёные). Во время игры, как только слышим звук, выкладываем на стол фишку. Здесь, с одной стороны, зрительно видно количество звуков, а с другой — ребята в уме всё это просчитывают и продумывают. Ну а если чадо уже знает буквы, то, конечно, выкладывать нужно буквы.
К концу подготовительной группы ребёнок уже должен уметь хорошо слышать звук в слове и определить порядок звуков в слове, состоящем из пяти звуков.
Пересказ и составление рассказа
В этом возрасте важно, чтобы ребёнок пересказывал довольно большой текст от начала до конца со всеми художественными особенностями автора. Если делает это хорошо, значит, наша задача выполнена. Если же что-то выпускает, речь его не связна — стоит поработать.
И в первую очередь нужно поработать над составлением рассказа. Причём не только по картинкам, но уже на заданную тему. Например, «Как я гулял зимой». Сначала придумайте план, схематично его зарисуйте. И, глядя на схему, начинайте: «Однажды зимой…» Такое начало рассказа ребёнок уже должен знать из текстов и использовать в речи. А дальше каждая картинка соответствует одному или двум предложениям. Получается рассказ.
Полезны и творческие рассказы из серии фэнтэзи — то, чего не было на свете или что было бы, если бы…
Выберите интересную для ребёнка тему. Например, что будет, если самолёт не взлетит. В этом рассказе появятся сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Если самолёт не взлетит, то… Здесь уже чадо будет учиться доказывать свою точку зрения.
Но помните, дети учатся не только, когда мы с ними занимаемся, но и наблюдая за нашим поведением и слушая нашу речь. Если вы сами разговариваете много и говорите красивыми, распространёнными предложениями, используете юмор, фразеологизмы, пословицы и поговорки, то и ваш ребёнок будет всем этим пользоваться.
А если родители молчуны, то и дети, как правило, тоже немногословны. Причём часто у таких детей есть стойкое недоразвитие речи, много дефектов.
Грамматика
Если говорить о грамматической стороне речи, то всеми её категориями ребёнок к семилетнему возрасту уже овладел полностью. Это все формы множественного числа существительных во всех падежах. Если и допускает ошибки, то небольшие, единичные. Никак не должно быть: стулов, глазы, рукавы, колесов и т.д. Умеет согласовывать в разных падежах существительные с прилагательными, числительными (три озера и пять озёр). Чётко и правильно отвечать на вопросы. Уметь пользоваться ласкательной формой: воробышек, полотенышко. Должен знать детёнышей животных. Бывает, в 3—4 года правильно их называл, а как подрос — всё забыл. Нужно обязательно объяснить значение слов «сливовый» и «сливочный», что хоть они и похожи, но это разные вещи. Значение слов «железный» и «металлический». Но вопрос: ключ сделан из металла, какой он? Ответить металлический, а не железный. В этом возрасте уже можно объяснить, что железо очень дорогое, даже дороже золота, поэтому из железа ключ сделан никогда не будет, только из металла. Если ребёнку не объяснить — он и не запомнит. Самая тяжёлая категория, в которой допускается много ошибок — притяжательные прилагательные. Её нужно обязательно выучить устно. Когда мы спрашиваем: чей хвост? Должны ответить: лисий, медвежий и т.д. Потому что в 1-м классе изучают правила написания мягкого знака и йотированных букв. Отрабатывают написание, а если ребёнок не знает даже, как их озвучить, то на него ложится двойная нагрузка.
Необходимо развить у ребёнка познавательный интерес, связанный с развитием речи и с обучением. Очень важно, зачем ребёнок идёт в школу? Многие дети ведь идут потому, что там не надо спать, или для того, чтобы получать пятёрки. А это очень плохо. Часто родители обращаются ко мне с просьбой научить их детей читать. Я спрашиваю: «Зачем?», «Чтобы в школу пошёл». Вообще-то, мы учим читать, чтобы получать какую-то информацию или удовольствие от художественного произведения. Нужно, чтобы ребёнок испытывал радость от того, что, например, решил задачу: «Она была такой сложной, но я смог, я сумел!» Я бы сказала, получал кураж от того, что что-то узнал и чего-то добился. Вот тогда он будет хотеть ходить в школу всё больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: Капризы и упрямство
Для родителей...
Консультация для родителей " Капризы и упрямство"
Консультация для родителей младших групп о кризисе трёх лет...
Консультация для родителей "Капризы и упрямство"
Данная консультация поможет родителям понять ребёнка...
Работа с родителями Консультации для родителей Капризы и упрямство
Работа с родителямиКонсультации для родителейКапризы и упрямство...
Работа с родителями Консультации для родителей Капризы и упрямство
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже....
Информация для родителей. Консультации для родителей.Капризы и упрямство малыша.
Информация для родителей. Консультации для родителей.Капризы и упрямство....