Главные вкладки

    Консультация для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»
    консультация на тему

    Консультация для родителей

    «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultacija_dlja_roditelej.docx22.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»

    Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый артикуляционный аппарат. Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу.

    Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц],[ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

    Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

    Артикуляционная гимнастика проводится:

    - в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;

    - в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

    - с родителями дома.

    С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию.

    Выполнение упражнений на развитие речевого аппарата нужно начинать в самом раннем возрасте. С малышами до года нужно заниматься во время бодрствования. Простейшее цоканье, уханье, фырканье, писк, разговор разными голосами и с различной громкостью принесут пользу ребёнку, обусловят развитие речи в раннем возрасте и до года.

    Детям 2 -4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести

    целенаправленность движений языка.

    Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной

    гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения

    звукопроизношения.

    Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно давайте ребенку погрызть сухари, жевать целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

    Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

    Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

    Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

    Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно,чётко и красиво.

    Существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики.

    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

    навыки закреплялись и становились более прочными

    1. Каждое упражнение имеет свое название и желательно, чтобы ребенок

    запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны, ему такинтересней, с другой – вам не надо каждый раз объяснять способ

    выполнения, достаточно сказать «Давай сделаем часики» и показать

    картинку с изображением часов.

    3. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.

    4. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.

    5. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.

    6. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.

    7. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

    Для маленького ребёнка речевая гимнастика – это большой труд, поэтому важно превратить выполнение упражнений в интересную игру.

           Игра с язычком – одно из первых  занятий артикуляционной гимнастики, с помощью «Сказка о Веселом Язычке» и начинается игра.

    Родителям (воспитателям) надо зачитать текст сказки,  и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

    Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

    Позевывание.

    Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.

    Полоскание горла.

    Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

    Покашливание.

    В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.  

    Упражнения для нижней челюсти.

    Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

    Жевательные движения.

    Движения нижней челюсти влево-вправо.

    Упражнения для щек.

    Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.

    Перегонка воды из одной щеки в другую.

    Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

    Упражнения для губ и языка.

    «Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.

    «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

    «Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

    «Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

    «Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

    «Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.

    «Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

    «Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

    «Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

    «Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.  

    «Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

    «Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.  

    «Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

    «Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок.

    «Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

    «Гармощка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.  

    «Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. 

    «Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

     «Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.

     «Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

     «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

    Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

     (выполняются с закрытым ртом).

    Опускание головы вниз.

    Запрокидывание головы назад.

    Поворот головы вправо-влево.

    Наклоны головы вправо-влево.

    Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.

    Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

    На самом деле говорить довольно трудно, вы только задумайтесь, при разговоре необходимо согласованное взаимодействие языка, губ, легких, гортани, в русском языке используется более 30 разных звуков.

    Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный  аппарат к правильному произнесению нужных звуков.

    Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Зачем нужна зрительная гимнастика детям"

    Ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывание ребенка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку . Не приносит и пользы иг...

    Консультация для родителей "Зачем нужна артикуляционная гимнастика?"

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«ЗАЧЕМ НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?»Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точност...

    Консультация для родителей "Зачем нужна артикуляционная гимнастика?"

    Значение артикуляционной гимнастики для успешного усвоения детьми предложенного учителем - логопедом материала....

    Консультация для родителей "Зачем нужна пальчиковая гимнастика"

    Данный материал в доступной форме рассказывает родителям о необходимости развивать пальчики малыша с самого раннего возраста и раскрывает последовательность работы по развитию мелкой моторики....

    Консультация для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»

    Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников. Данная информация будет полезна как для родителей детей р...

    Консультация для родителей: Зачем нужна артикуляционная гимнастика

    Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей...