Самообслуживание в жизни детей 2-3-х лет
консультация (младшая группа) на тему

Уважаемые родители!!! Предлагаем вашему вниманию приблизительрные возрастные ориентиры появления тех или иных умений и навыков самообслуживанияи культурно-гигиенических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobsluzhivanie_v_zhizni_detey_2-3-h_let.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию консультацию:

«Самообслуживание в жизни ребенка»

Вряд ли в мире найдётся хотя бы одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Все эти черты характера можно развивать и при развитиии навыков самообслуживания.

Давайте же разберёмся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?».

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 2-3 лет. Самообслуживание включает в себя освоение навыков:

  • приема пищи;
  • раздевания и одевания;
  • гигиены тела;
  • опрятности.

Каждый ребенок — индивидуальность, и развитие всех навыков у каждого происходит по-своему и в свое время. Но есть приблизительные возрастные ориентиры появления тех или иных умений и навыков.

Мы рассмотрим навыки и умения самообслуживания детей 2- 3 лет

Развитие навыков приема пищи

2 года - сосет жидкость через соломинку

2 г. 6 мес.- переливает жидкость из одной емкости в другую;

Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую;

Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания

3 года - помогает убрать со стола;

Помогает накрыть на стол;

Ест вилкой.

Развитие навыков одевания и раздевания

2 года - снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку…

2 г. 6 мес. - надевает обувь, носки, штаны;

Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию

3 года - расстегивает и застегивает большие пуговицы;

Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки…

Развитие навыков гигиены

2 года - при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;

Активно участвует в мытье и вытирании рук

Самостоятельно моет руки (лицо)

Вытирает нос, когда дают платок

2 г. 6 мес. - при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;

Самостоятельно моет руки с мылом

3 года - с помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой

Самостоятельно пользуется носовым платком

Развитие навыков опрятности

2 года - снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок

Просится в туалет (используя слова)

2 г. 3 мес. - под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам)

3 года - под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу

Следует добавить, что эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся:

- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

На первом этапе ребёнок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься во время игр или просто в бытовых ситуациях.

Желаем удачи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ

ВОСПИТАНИЕ  НАВЫКОВ  САМООБСЛУЖИВАНИЯ  ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ·         Самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой;·...

Воспитание навыков самообслуживания возрастной категории детей 4-го года жизни.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков и т. д.) до сюжетно-ролевых игр с правилам...

Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».

Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка»....

Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».

Повестка родительского собрания:Выступление воспитателя  Акчуриной Людмилы Петровны на тему: «Возрастные особенности детей 3-4 лет», «Самообслуживание в жизни ребенка»Выст...

Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».

Повестка родительского собрания:Выступление воспитателя  Акчуриной Людмилы Петровны на тему: «Возрастные особенности детей 3-4 лет», «Самообслуживание в жизни ребенка»Выст...

«Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».

Протокол №1.Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».Дата проведения: 21 октября  2019 года.Количество присутствующих ______ человек.При...

Родительское собрание. Вторая младшая группа. Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка.

Родительское собрание. Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка....