Консультация для родителей "Здоровый образ жизни семьи"
консультация (старшая группа)

Хряпенкова Зинаида Михайловна

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_obraz_zhizni_semi.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ

  

Твоё здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься — значит, ты здоров. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума. Когда нет здоровья — молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.

Геродот

Здоровье-наше богатство, и мы должны бережно к нему относиться. Здоровье ребенка начинается со здоровья родителей, и в этом участвует не только наследственный фактор, но и правила поведения, принятые в семье. Ребенок копирует привычки взрослых, поэтому им следует подавать хороший пример и самим вести здоровый образ жизни.

 Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

 

 

РЕЖИМ ДНЯ

  

Правильно организованный распорядок дня повышает эффективность труда и отдыха, позволяет спланировать дела ребенка и родителей, приучает к дисциплине. Равномерное распределение нагрузки не утомляет, а, наоборот, укрепляет детский организм.

Режим дня подразумевает особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течение дня. Соблюдение режима дает возможность наладить функционирование всех органов и систем, облегчить процесс обучения, сделать процессы работы и восстановления организма наиболее эффективными. Именно поэтому режим дня становится основой формирования здоровья с самых первых дней жизни.

 

На чем должны строиться режимные мероприятия детей дошкольного возраста?

 

1.На полноценном удовлетворении потребностей организма ребенка (сон, питание, движение, общение и т.п.).

 

2.На рациональном уходе, в том числе обеспечении чистоты.

 

3.На вовлечении ребенка в трудовые процессы.

 

4.На формировании общепринятых гигиенических навыков.

 

5.На эмоциональном благополучии и общении.

 

6.На учете индивидуальных особенностей ребенка.

К сожалению, индивидуальный подход при планировании любого компонента здорового образа жизни в детском саду практически невозможен: воспитание в группе строится преимущественно на соответствии общим правилам и принципам. Поэтому в дошкольном возрасте индивидуальный подход в построении образа жизни осуществляется преимущественно родителями: в выходные дни и вечером после посещения детского сада. В связи с этим родителям в формировании режима следует придерживаться двух главных принципов: стабильности и гибкости. Стабильность подразумевает постоянство, гибкость – возможность быстрого перестроения режима под меняющиеся потребности интенсивно растущего организма.

  

ПИТАНИЕ

 

 В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям рекомендуют придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении. Конечно, вполне допустимо отклонение от режима питания, обоснованное, например, выездом на природу, однако и в этом случае прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.

Правильный рацион-одна из важных составляющих жизни.

  

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

 Движение-это жизнь! Физическая активность делает наше тело выносливым, крепким и сильным.

Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни. Недопустимо оставлять ребенка весь день дома перед телевизором – это чревато не только проблемами со здоровьем, но и развитием патологического стереотипа, при котором у дошкольника формируется представление об отдыхе именно как о пассивном «лежании» и «ничегонеделании». Старайтесь организовывать выезды на природу, посещать вместе спортзалы и стадионы, а в возрасте 5-6 лет вполне можно начинать заниматься некоторыми видами спорта в секциях.

 Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА

Необходимо с самого раннего возраста научить ребенка следить за своей осанкой. При неправильном положении позвоночник испытывает лишнюю нагрузку и начинает болеть, кроме того, портится фигура, могут возникнуть головные боли.

  

ЗАКАЛИВАНИЕ

 Закаливающие процедуры повышают сопротивляемость организма вирусам и простудам и укрепляют его естественные защитные силы. Главное правило – закаливание должно быть регулярным! Его следует проводить в течение всего года, постепенно увеличивая продолжительность процедур. Начинать закаливание можно в любой сезон, но для наиболее мягкого привыкания лучше приступить к нему в теплое время.

 Несмотря на то, что в будние дни ребенок посещает детский сад, родители при желании могут проводить эффективные закаливающие процедуры. Например, ежедневные обливания прохладной водой могут проводиться утром или вечером. В последнем случае стоит учитывать тонизирующий эффект воздействия холода - в ряде случаев после обливания у ребенка может наблюдаться нарушение засыпания. Впрочем, здоровые дети при достаточной дневной нагрузке легко засыпают при любых обстоятельствах.

 

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И НАВЫКИ

 

Родителям следует как можно раньше научить ребенка соблюдать правила гигиены, чтобы уберечь его от многих проблем со здоровьем. Важно не только объяснить ребенку необходимость поддерживать чистоту, но и своим собственным примером побуждать его к этому.

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Однако, несмотря на все воспитательные мероприятия, стоит учитывать, что ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев нуждается в контроле. Напоминайте ребенку о необходимости мыть руки, контролируйте его умывание, поощряйте его самостоятельность в этих вопросах.

 

Основные гигиенические правила для ребенка дошкольного возраста: 

1.умывание и чистка зубов утром и вечером; 

2.мытье рук после гуляния и перед каждым приемом пищи; 

3.мытье ног и тазовой области (половых органов и заднего прохода) перед сном; 

4.смена нижнего белья один раз в 1-2 дня; 

5.мытье всего тела и волос один раз в 5-7 дней; 

6.замена постельного белья раз в 2-3 недели; 

7.регулярная замена индивидуальных полотенец; 

8.использование туалетной бумаги.

 

Мы перечислили только те моменты, которые касаются чистоты, однако в понятие гигиена входит также соблюдение гигиены зрения (освещение, правильная посадка при чтении и рисовании, ограничение просмотра телевизора), гигиена слуха (сводится преимущественно к ограничению громкости передач и музыки), требования к одежде и обуви (соответствие размера, натуральность тканей, свободный покрой) и некоторые другие показатели.

  

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Родители должны уделять внимание и время не только физическому, но и эстетическому и нравственному развитию ребенка.

Для широкого кругозора необходимо знакомить его с произведениями искусства, рассказывать об их авторах, развивать художественный вкус и творческие таланты. В этом поможет посещение выставок и спектаклей, совместное чтение и дальнейшее обсуждение прочитанного в семейном кругу, интеллектуальные игры, рисование, занятие музыкой и рукоделием.

Полезно посещать тематические кружки, дающие возможность приобрести новые навыки. Но не стоит хвалить за любую проделанную работу, чтобы не тормозить творческое развитие ребенка. Помните, что похвалы заслуживают только действительно отличные результаты. Адекватно оценивая способности ребенка, вы побуждаете его стремиться к лучшему.

БЛАГОПОЛУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

 

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

 Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

 Родителям следует помнить, что детский сад может стать источником серьезных детских переживаний, поэтому ни в коем случае их нельзя игнорировать – проблемы нужно решать. Кстати, конфликтная ситуация в детском саду может сыграть свою положительную роль в воспитании: ребенок, видя заинтересованность родителя в его проблемах и грамотное поведение во время конфликта, получает образец решения проблем, учится находить выход из сложных ситуаций. Поэтому приложите все усилия, чтобы решение конфликта было максимально рациональным и проходило без криков и угроз.

 Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками; самостоятельная деятельность и помощь по дому; тренировка выносливости и навыков самоограничения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Здоровый образ жизни семьи"

Красочная консультация в помощь руководителям физической культуры и воспитателям, для спортивных уголков, в виде наглядной информации....

Консультация для родителей Здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания ребенка

Здоровый образ жизни семьи –  залог успешного воспитания ребенка...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребёнка»

"Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"»Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка, для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоро...

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка"

Формирование ЗОЖ должно начинаться с рождения ребёнка и прежде всего внутри семьи...

Консультация для родителей на тему «Здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания ребенка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениед/с №26  «Ласточка»   Консультация для родителей на тему«Здоровый образ жизни семьи –  залог успешноговоспитания ребенка»...

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни семьи"

Забота о развитии и здоровье ребенка начинается в семье, с решения вести здоровый образ жизни....