Консультация " Формирование фонематического слуха у детей"
консультация (подготовительная группа) на тему
знакомство родителей с приемами формирования фонематического слуха у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 140.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование фонематического слуха у детей»
консультация для родителей
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию , и элементарный звуковой анализ.
«Речевой и неречевой слух»
Но сначала я попробую познакомить вас , что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.
Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.на определение неречевого слуха можно поиграть с детьми «Угадай, что звучит?» ( включаем несколько записей бытовых и природных шумов, а дети определяют, какие это звуки).
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д.
Фонематическое восприятие- первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-хлет.
Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.
Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах
Игры на диагностику фонематического восприятия и слуха
Помогут в этом следующие несложные игры:
1. Предложите малышу повторить за Вами слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.
Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; бом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа. Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"
3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слоги: та – да – та, ка – га – га, па – ба – ба, ма – на – на; - повторять сходные слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук.
Игра «Слушай и угадывай!» Суть игры сводится к тому, чтобы ребенок угадывал звуки, не видя их источника. Для этого малыш должен повернуться спиной ко взрослому, который позади него будет издавать разные звуки (стучать по столу, пищать игрушкой, шуршать газетой и пр.).
Игра «Три медведя». Эта игра научит ребенка дошкольного возраста отличать звуки по определенным признакам, например по высоте, тембру или мощи. Суть ее сводится к следующему. Дошкольнику нужно будет угадать, голосом какого медведя говорит взрослый (медведя-мамы, медведя-папы или медвежонка).
Игра «Громко-тихо». Суть игры сводится к обучению ребенка навыку регулировать громкость голоса и отличать ее на слух. Можно предложить малышу делать определенные действия при тихом или громком слове, после чего поменяться с ним ролями.
Игра «Лови звук». Сводится к тому, чтобы научить ребенка из множества звуков выделять один. В процессе ребенку нужно будет из ряда произнесенных звуков выбрать заданный и хлопнуть в ладоши, как только он его услышит.
Игра «Угадай, кто это?» По звуку ребенку нужно будет угадать, о ком идет речь. Например, «рррр» — так рычит собака или тигр, «пи-пи» — так пищит цыплёнок, и так далее. Можно внести изменения в игру и предложить малышу самостоятельно произнести звуки, глядя на картинки с животными.
Игра «Хлоп-хлоп». Эта игра помогает изучать слоги. Ребенку предлагают прослушать слоги, в которых есть заданные звук. Хлопнуть малышу нужно будет лишь на тот слог, в котором такого звука нет.
Игра «Определи лишнее». В серию одинаковых слогов взрослый добавляет отличный от них слог, услышав который, ребенок должен хлопнуть или поднять руку. Например, «ка-ка-ка-га» или «по-по-по-пи».
Научить дошкольника выделять звуки в словах можно, произнося несколько слов, среди которых будут и содержащие изучаемый звук. Как только малыш его услышит, ему нужно будет подать условленный ранее знак. Чтобы ребенок научился отличать изучаемый звук в своей речи так же легко, как и в чужой, ему можно предложить поработать с картинками — пусть назовет все, что на них изображено, и отберет те изображения, в названиях которых есть отрабатываемый звук.
Игра «Будь внимательным!»
Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»:л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот,корка,шутка.
Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко , звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» - в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами . Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».
Игра «назови картинки»
Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш.Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.
Игра «Придумай имя»
Задача –учить подбирать слова на заданный звук.
Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.
Игра «Назови последний звук»
Задача – учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е,Ё,Ю),так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).
Игра «Добавлялки»
Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).
Игра «Определи место звука в слове»
Задача - развивать умение определять место звука в слове(начало,середина,конец)
Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).
Игра «Прохлопай слово»
Задача – учить делить слова на слоги.
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на(3 слога).
Напоминаю правило русского языка: « Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз(произнося гласные), столько и слогов в слове.
Таким образом, систематическая работа по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста необходима для освоения детьми правильным произношением, чтением и письменной речью.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"
Тема: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙЧОНКА КУЗИ. Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...
Формирование фонематического слуха у детей 5-6 лет
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха...
Формирование фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста на основе правильного звукопроизношения.
Опыт моей работы...
Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...
Консультация "Формирование фонематического слуха"
Консультация на тему "Формирование фонематического слуха" для родителей детей с ТНР группы компенсирующей направленности....