Консультация «Адаптация ребёнка к детскому саду»
консультация (младшая группа)

Васильева Валерия Валерьевна

Консультация дает представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx51.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Адаптация ребёнка к детскому саду»

Васильева Валерия Валерьевна


Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия; нейтрализовать устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды; помочь правильно организовать первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

Задачи: показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности её решения; предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребёнку; создать условия для благополучного включения ребёнка в новую социальную среду; устранить противоречия между возможностями ребёнка и требованиями среды; продумать алгоритм совместных действий с родителями; раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.

Уважаемые родители!

Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребёнка – он идёт в детский сад. И для того чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.

Любые изменения в жизни требуют привыкания, адаптации к этим изменениям, новым условиям. Поступление ребёнка в детский сад – не исключение.

Если вы решили отдать малыша в дошкольное учреждение, представьте, как изменится жизнь и для вас, и для вашего ребенка. Не думайте, что он легко и с радостью будет ходить в детский сад каждый день, а вечерами будет встречать веселый и здоровый. Не стоит планировать, что вы сразу сможете работать в полную силу. К сожалению, будут и слезы, и частые болезни, и постоянное «сидение на больничном».

В возрасте 1, 5-3 лет у ребёнка всё взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст - наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам собирать или разбирать пирамидку, задавать первые вопросы: «почему? », «куда? ». И это далеко не всё. Необходимое развитие в это время малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него – игра.

Хорошо помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Идея методики заключается в том, чтобы подготовить и рассказать ребенку о детском садике на примере игры, а именно самым приятным для ребенка способом. Играть в садик необходимо уже за несколько месяцев до поступления в него вашего малыша. Можно использовать самые разнообразные игры: «Кукла Маша пошла в садик. У Маши в садике будет свой шкафчик. Маша нашла много новых друзей». Подтолкните ребенка наводящими вопросами: «А ты хочешь свой шкафчик? », «Покажи, как ты будешь спать в садике; как будешь играть». Предлагаем такую игру «Иди ко мне”. Ход игры: мама отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший! » Когда ребенок подходит, она его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел! ». Игра повторяется.

Для каждого родителя именно его ребёнок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребёнок привыкнет? Понравится ли ему?

Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев. Но для того чтобы он прошёл без лишних потрясений, мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.

Что же для этого нужно?

Поскольку эмоциональная связь ребёнка с родителями очень крепка, многое в процессе адаптации зависит от состояния и настроя родителей.  Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. От того, как вы сами относитесь к поступлению ребёнка в детский сад, зависит его физическое и психическое здоровье и то, насколько быстро он привыкнет к изменениям в его жизни. Поэтому, в первую очередь, сохраняйте спокойствие.

Малыш любит своих родных и близких, ему не хочется с ними расставаться, ему непонятно, почему его на целый день отводят в какое-то другое место. Ему может показаться, что родители не любят его и не хотят с ним общаться. Чтобы снизить остроту таких реакций, вам необходимо поговорить с ребёнком о детском саде, о том, для чего родители приводят туда своих детей, что он там будет делать, кто будет отводить и забирать ребёнка. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – скоро он сможет пойти сюда. Вы можете рассказать ему несколько забавных историй из своего дошкольного детства. Если вы не помните их, придумайте. Этот разговор со взрослым имеет большое значение для малыша.

Например: детский сад – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, и мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно.

Так же не забудьте поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Ольга Петровна нальет тебе воды». Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.

Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.

Среди трудностей адаптации выделяют отсутствие у ребёнка режима, совпадающего с режимом детского сада. Поэтому постарайтесь максимально приблизить распорядок дня ребёнка и его питание к садовскому. Не поленитесь, проявите последовательность – каждый день в одно и то же время подъём, завтрак, время активности, тихий час и т. д. Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детского сада (даже выходные дни) Так же по возможности приближайте домашний рацион к рациону детского сада. И тогда у вашего ребёнка не будет стресса, связанного с режимными моментами. Т.е чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Известно, что с поступлением в детский сад дети начинают активно болеть. Это связано со стрессом, а также несформированностью иммунной системы (она сформируется только к 6-7 годам). Поэтому очень важно укреплять иммунитет ребёнка закаливанием, прогулками на свежем воздухе, проветриванием комнат. Очень важен полноценный сон и физическая активность, например, утренняя гимнастика. В рационе питания ребёнка обязательно должны быть овощи, фрукты, витамины.

При первых признаках инфекции (чихание, кашель, насморк, оставьте ребенка дома. Ведь спустя пару дней вам все равно придется взять больничный, но тогда вместе с вами на больничный уйдет еще половина группы.

Постарайтесь правильно одевать ребёнка в детский сад: чтобы он не перемерзал и не перегревался. Одежда и обувь должны быть удобными, а застежки максимально простыми. Положите в карман ребёнка носовой платок.

Отправляя ребёнка в детский сад, вы можете дать ему с собой его любимую игрушку, и малышу будет не так одиноко в детском саду. Но помните, что не стоит приносить в детский сад слишком дорогие игрушки, ведь если по неосторожности с ними что-нибудь случится, обидно будет ребёнку и неприятно вам. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаясь к ним по имени, просить, а не отбирать игрушки, предлагать свои.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении детского сада в период адаптации, кроме случаев болезни ребёнка. Систематичность и последовательность – главные условия успешной адаптации.

Когда вы приведете ребёнка в сад, помните, что не стоит устраивать долгое прощание перед группой. Опыт показывает что, убеждения, объяснения, почему ребёнок должен остаться в детском саду, долгие объятия только усиливают переживания ребёнка, и это может вылиться в настоящую истерику. Спокойно поцелуйте малыша, помашите ему рукой и «передайте» в надежные руки воспитателя. Оставляя ребенка, главное – не исчезать внезапно. Ребенок должен видеть, что мама уходит и потом придет. Можете договориться о «прощальном ритуале», например, что обязательно помашете ему в окошко, или придумайте с ребенком прощальные знаки внимания (поцеловать друг друга в щечку, обняться) и ему будет проще отпустить вас. В этих ситуациях самое главное – держать себя в руках именно вам. Знайте, что, войдя в группу, малыш увидит интересную игрушку, воспитатель переключит его внимание, и через несколько минут плач прекратится. Помните, что мы всегда рядом, и если ребёнку будет некомфортно и тяжело без вас, воспитатели обязательно позвонят вам и сообщат об этом.

Будьте готовы к тому, что в период адаптации малыш может стать более тревожным, раздражительным, а иногда и агрессивным. Для детей в этот период характерно снижение активности – двигательной, речевой, теряются некоторые навыки, которыми он владел ранее. Многие родители отмечают, что, приходя домой после детского сада, ребенок капризничает по любому поводу, проявляет упрямство и своеволие, и чуть что – сразу в слезы. Помните, что в период адаптации это нормально. Первое время ребенок чувствует себя скованно, кроме того, он устает в детском саду: ведь целый день нужно придерживаться определенного режима, соблюдать дисциплину. Также он может уставать от шума, беготни. И только дома есть возможность расслабиться. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка.

Помните, что на привыкание к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.

Но если вы видите, что ваш ребенок еще не готов к посещению детского  сада, а вам необходимо срочно выйти на работу, наймите няню, попросите родных и друзей, которые примут активное участие в жизни вашего ребенка и сумеют подготовить его к детскому саду. Так вы сбережете нервную систему малыша. Подготовленный и спокойный ребенок, знающий как проводят время детишки в детском саду, сам изъявит желание пойти туда через пол года или год. И в этом случае ему будет легче адаптироваться к жизни в детском саду.

Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день вы приводите ребёнка на несколько часов; во второй день- до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

Но вот ребёнок заплакал, и у родителей возникает вопрос: «Как быть? ». Да ведь это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, «равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребёнок плачет – и успокаивается эмоционально, он даёт «сигнал» обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.

Активно сотрудничайте с коллективом детского сада. 

В процессе нашего с вами общения будут возникать различные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к воспитателям и спрашивайте. Они с удовольствием на них ответят. Ведь вы лучше всех знаете своего ребёнка, и не стесняйтесь сообщать ту информацию о ребёнке, которую считаете важной.

И ещё один маленький, но очень важный момент: перед каждым из вас лежит анкета- знакомство. Для того чтобы мы лучше узнали вашего малыша, помогли ему скорее освоиться в саду, как можно более полно ответьте на вопросы анкеты.

И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!

Анкета- знакомство

1. ФИО ребёнка___

2. Дата рождения___

3. Домашний адрес и телефон (дом., раб.) ___

4. Мама (ФИО, профессия, образование) ___

5. Папа (ФИО, профессия, образование) ___

6. Проживающие в семье бабушка, дедушка, сестра (место работы)

7. Подвержен ли ребёнок простудным заболеваниям? ___

8. Как засыпает? ___

9. Как называют ребёнка дома? ___

10. Навыки самообслуживания______

11. Умеет ли ребёнок играть сам? ___

12. Его любимые игры и игрушки______

13. С желанием ли играет с другими детьми? Делится ли своими игрушками?___

14. Каковы любимые занятия дома? Вне дома? _____

15. Хочет ли посещать детский сад? ___

16. С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании? ___

17. Что бы вы хотели получить от пребывания ребёнка в детском саду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-"Адаптация детей к условиям детского сада"

  Период привыкания к детскому саду – не самый легкий в жизни малыша и его мамы. Вы наверняка будете волноваться о том, как там ваш ребенок, а он первое ...

Консультация Адаптация детей к условиям детского сада

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии дл...

Консультация "Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей"

Адаптационный период.Консультация для родителей. Советы с помощью которых период адаптации более безболезненно проходил и для родителей и для малыша...

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада»

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия....

Консультация "Адаптация ребенка к условиям детского сада"

Подготовка ребенка к детскому саду должна начинаться минимум за месяц до первого посещения. Что лучше всего сделать для минимизации первоначального стресса ?...