Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».
    консультация (подготовительная группа) на тему

    В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников  

         В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование.

         В развитии игры а, следовательно, и ребенка, очень важная роль принадлежит родителям. Больших усилий и «затрат» для этого не нужно. Главное - быть ближе к своему ребенку, наблюдать за тем, что он чувствует и переживает в данный момент, и как можно больше играть! Ведь игре можно и нужно учить, вернее, приобщать ребенка к игре: сначала показывая спектакли, затем, передавая ему отдельные роли, а потом, доверяя ему играть самостоятельно.

         Довольно часто дети не играют с игрушками, внутри которых находятся механизмы, с прописанными голосами, запрограммированными движениями и т.д. Причин этому может быть много, но главная заключается в том, что такая говорящая или танцующая кукла не может стать в руках ребенка артистом – она не может выразить его переживания, говорить его голосом, выполнять нужные ему действия. Ребенку для его полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы. И все это помогают сделать игрушки-артисты.

         Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре дети создают свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. ребенока игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.

    Театр Мишки и Куклы

         Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях – спектакль игрушек. Уже в возрасте 6-7 месяцев вы можете «устраивать» представления для своего ребенка. Например, любимый утенок будет приходить и петь песенки. Это простое представление не оставит равнодушным вашего малыша. Он будет улыбаться, пытаться достать утенка и, выразит желание участвовать в этом представлении. Позже, после 1 года, когда ребенок начнет понимать речь, родители могут разыгрывать маленькие сценки перед ним уже между двумя игрушками. Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое ребенок видит, стоит ваших усилий! Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и сопереживает. В возрасте около 2,5 лет, попробуйте разыгрывать классические сюжеты с помощью обычных домашних игрушек. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба» и т.д. Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары, которые могут понадобиться в игре: мячик (его можно катать друг другу), тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т.д.

         Сначала ребенок видит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку в свои руки и заговорить от ее имени. Очень важно играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и «заразительны», то с 3-4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами, имеющимися у них под рукой.

    Театр маленьких пальчиков

         Особой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5-7 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребенку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Их можно найти в продаже.

         Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол - мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей - характерные черты того или иного животного.

         Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное).     Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой.

         Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано.

        Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребенком устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он - живой актер.

         С 3-4 лет можно разыгрывать сказки с более сложным сюжетом: «Теремок», «Коза-дереза», «Бычок, смоляной бочок» и др. Дети с удовольствием самостоятельно показывают спектакли на пальчиках, как по сказкам, так и собственного сочинения.

         В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации. Ширма для пальчикового театра продается в магазине, но ее легко сделать самим. Для этого можно использовать лоскут ткани, накинутый на веревочку, раскрытую книгу или большую коробку из-под обуви.

         И сам театр легко самостоятельно сделать. Здесь может пригодиться все, начиная от пробок от шампуня и заканчивая шляпками от желудей. Кукол можно связать, сшить или вообще скомбинировать из различных материалов. К картонному туловищу, например, можно сшить костюм, а затем приклеить ручки и ножки. Многообразие вариантов бесконечно. Ваш ребенок с удовольствием будет вам помогать, да и любить «своих» кукол он будет гораздо сильнее.

    Игры на столе

         Малыши очень любят настольно-плоскостной театр – это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально, если в семье двое и более детей.

         Настольно-плоскостной театр отечественного производства широко представлен на прилавках магазинов, и в основном «посвящен» какой-либо сказке. Но можно встретить наборы животных, семью насекомых и т.п. Этот вид театра подойдет детям, начиная с четырех лет.

          Сначала этот театр привлекает ребенка не только сюжетными возможностями, но и декорациями. В ходе игры дети увлекаются деталями. Например, Аленушка, убегающая от Бабы Яги, будет долго-долго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попадет домой. Поэтому в комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т.д. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать каждому герою свой неповторимый голос, а это не только звери и люди. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребенка.

         В детских садах часто используют в играх с детьми - конусный театр. Он также имеется в продаже в виде альбома, в котором все необходимые детали вырезаются и склеиваются. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники, а усы – прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т.п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Т.к. поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей. Здесь каждый ребенок может проявить все свои возможности. Особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Как правило, такой театр предпочитают дети старшего дошкольного возраста. Малышам его не рекомендуют, т.к. бумажные куклы очень непрочные и требуют осторожного обращения.

    Удачной альтернативой могут стать куклы-статуэтки или животные, деревянные, сшитые или связанные и наполненные овечьей шерстью. Они теплые, как живые, устойчивые и долговечные. Образцы для изготовления можно найти в журналах для рукоделия.

    Домашний кукольный театр

         Наиболее богатые возможности для игры-драматизации дает настоящий кукольный театр,

    который вполне можно утроить дома с помощью кукол «бибабо». Это перчаточные куклы, которые сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах.. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Все, что может испытывать ваш ребенок, может выразить такая кукла. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Вы одеваете куклу на руку… и в жизнь входит сказка. Возможности этих кукол безграничны. В раннем возрасте вы можете показывать для малыша спектакли, например, «История одного котенка», где единственным действующим персонажем будет кукла «бибабо» – котенок, с которым что-то происходит и он, от избытка чувств, поет и танцует, грустит и ликует. От такого представления не откажется не один ребенок! Дети поменьше воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыш будет обучать ее хорошим манерам и кормить кашей. Дети постарше сами одевают куклу на руку и от ее имени могут сказать то, что в обычной ситуации сказать не решились бы. Внимательно наблюдая за играми ребенка с игрушками-артистами, вы можете безошибочно определить, что его тревожит, чем он огорчен, что его очень впечатлило. Если в доме две куклы «бибабо» - можно разыгрывать с ребенком целые придуманные сценки или истории из жизни.

         Смастерить «бибабошку» самостоятельно в домашних условиях достаточно трудно. Проще такую куклу купить. Они продаются как по одной, так и целыми наборами, и бывают и в виде животных и людей разного возраста: от стариков до младенцев. При покупке обратите внимание на размер головы: она должна быть не большой, не маленькой, не тяжелой. Она должна плотно сидеть на указательном пальце и ребенок должен легко ее удерживать. Это очень важно помнить т.к. куклы «бибабо» изготавливаются как для взрослых, так и для детей. Очень важно, чтобы кукла ребенку понравилась. Поэтому лучше, если вы будете выбирать ее вместе с малышом.

         Несколько слов хочется сказать о двуликой перчаточной кукле. У нее два лица, два настроения и две эмоции. Она особенно хороша в игре с детьми, имеющими нестабильный эмоциональный фон. С одной стороны она может помочь в выявлении настроения, а с другой в закреплении положительных эмоций. Играя, ребенок забывает обо всем. Он забывает о реальном мире, в котором живет. Все его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребенок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры.  Резкий и агрессивный может быть «тихоней» и почувствовать агрессию на себе. Куклы помогают ребенку перевоплотиться. Взять на себя несвойственную для него роль. Как правило, такие игрушки используются в психотерапии для выражения противоположных чувств.

         Перчаточным куклам присуще еще одно очень важное качество: ребенок легко отождествляет себя с куклой. Поэтому этих кукол часто используют психологи, логопеды и воспитатели на занятиях. Терапевтическое воздействие, оказываемое куклами на внутренний мир ребенка неоспоримо и уникально. Кукла может лечить! В разыгрываемых сюжетах есть и напряжение, и хороший конец. Куклотерапия,  используемая психологами на занятиях, может проводиться как с группой детей, так и с одним ребенком. Подобные занятия благотворно влияют на детей страдающих неврозами, речевыми и эмоциональными нарушениями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

    Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

    Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

    Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

    Лего-технология как эффективное средство развития речи дошкольников

    Применение конструктора лего в коррекционной работе логопеда....

    План по самообразованию "Мнемотехника - эффективное средство развития речи дошкольников"

    План по самообразованию составлен на учебный год. В план включена работа с детьми и работа с родителями. В плане запланировано составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на заданную тему...

    "ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста ч...

    «Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР»

    В статье рассказывается о способах развития речи у дошкольников при использовании лего-конструктора, обосновывается актуальность темы, предлагаются разработанные и апробированные на практике дидактиче...