Консультация для родителей: "Нарушение осанки у детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Познахарева Ирина Алексеевна

На что нужно обратить внимание родителям в домашних условиях, чтобы сохранить осанку детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_osanki.docx478.6 КБ

Предварительный просмотр:

   

          C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\100_2208\IMGP7678.JPG

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\100_2910\IMGP8156.JPG

Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива и легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

 Под осанкой понимается привычное положение тела  непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника, который имеет в переднезадней плоскости четыре физиологические кривизны. Это шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцовый кифоз. Благодаря такой форме, позвоночник имеет большую устойчивость, увеличиваются его рессорные свойства и обеспечивает возможность сохранять равновесие. Осанку принято делить на пять типов:

  1. Нормальная осанка
  2. Плоская спина
  3. Круглая и кругловогнутая спина
  4. Сутулость
  5. Нарушение осанки во фронтальной плоскости (сколиоз)

Нормальная осанка – это умеренно выраженная физиологическая  кривизна позвоночника с симметричным расположением всех частей тела. При нормальной осанке голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленном и тазобедренном суставах.

При плоской спине физиологические кривизны развиты слабо, грудная клетка уплощена, крыловидные лопатки, угол наклона таза уменьшен. Такая осанка менее устойчива, и при неблагоприятных условиях часто переходит в сколиоз. В противоположность плоской  спине, увеличение физиологической кривизны, угла наклона таза характеризует круглую спину.

Сутулая осанка характеризуется увеличением грудного кифоза и недостаточно выраженным шейным и поясничным лордозом. При таких признаках грудная клетка обычно впалая, живот выпячен, надплечья несколько выступают вперед, колени слегка согнуты при стоянии.

Все перечисленные нарушения осанки, также как и любой двигательный навык, формируются по законам условно-рефлекторной деятельности, и заболеванием  так называемым не считаются. Путем тренировки, физических упражнений и соблюдением санитарно-гигиенических норм, все нарушения могут быть устранены.

В отличие от нарушения осанки, сколиоз – это заболевание растущего организма и делится на две группы: врожденные и приобретенные. C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\100_2910\IMGP8161.JPG

К приобретенным относятся: ревматические, которые возникают при заболевании ревматизмом; рахитические – достаточно рано проявляются деформациями опорно-двигательного аппарата (мягкостью костей, слабостью мышц, длительного сидения и тд.); паралитические возникают вследствие детского паралича при одностороннем мышечном поражении; привычные (см. ниже) Лечение зависит от возраста ребенка, степени сколиоза и степени деформации позвоночника.

Навык хорошей осанки имеет не только эстетическое значение, но и способствует нормальной функции внутренних органов. При ее ухудшении нарушаются функции дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушение зрения – астигматизм, близорукость и морфо - функциональные изменения в позвоночнике.

Для сохранения хорошей осанки необходимы: рациональный режим,  достаточный сон, равномерное чередование работы и отдыха, бытовые условия, крепкое физическое развитие, правильное питание.

Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, вот  лишь некоторые:

        1.Мебель не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время  проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (лежа на ковре, например);

        2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и туже руку;

        3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу;

        4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком» и тд.;

        5.Неправильная поза при сидении – например, наклонившись вперед; закинув руки за спинку стула;  подложив под себя ногу;

        6. Малоподвижные, ослабленные дети с плохо развитой мускулатурой.

Профилактика нарушений осанки осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, ритмопластике и хореографии, ежедневной утренней гимнастике.

Большое влияние на формирование правильной осанки должны оказывать  родители. С первых дней жизни ребенка они выполняют массаж и физические упражнения, направленные на воспитание навыков правильной ходьбы, развитие  чувства равновесия, координации движений, формирование и укрепление мышечного корсета спины.  И тогда  в  более старшем возрасте родители  лишь осуществляют контроль  за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Как распознать  нарушение осанки:

  • Обращать внимание на привычные позы своего ребенка;
  • Периодически  в игровой форме выполнять тестовые упражнения  – «Замок», «Звездочка», «Стойка у стены», «Дотянись», «Наклонись» ;
  • Обратиться к специалисту – врачу – ортопеду или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации.

Как лечить нарушение осанки:

  • ЛФК (физические упражнения - ОРУ, корригирующие, специальные)
  • Массаж
  • Гидрокинезотерапия (плавание, аквааэробика)
  • Положением

                              C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\100_2910\IMGP8191.JPG

Руководитель физического воспитания – Познахарева И.А.

                                 

Используемая литература:

 1.Булич Э.Г. «Лечебная физкультура в специальных медицинских группах», Москва, «Высшая школа», 2006г.

2.Калюжнова И.А, Перепелова О.В. «Лечебная физкультура», изд. третье, «Феникс», Ростов на Дону, 2010 г.

        3.Матвеев Л.П. «Теория и методика физического воспитания» Москва, «Академия», 2007г.

        4. Мингалиева А.Н. Корригирующая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста  стр. 69 /журнал «Инструктор по физкультуре» №1 «Сфера», 2012г.

5.Интернет- ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование осанки у детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в ...

Консультация для родителей “ Нарушение осанки у детей дошкольного возраста и её профилактика”

Осанка - это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы. Формирование осанки начинается с самого раннего возраста, когда ребенок ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Формирование осанки у детей дошкольного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙФормирование осанки у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Формирование осанки у детей дошкольного возраста"

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего дет...

Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста»...

Консультация на тему: "Фрмирование осанки у детей дошкольного возраста"

Консультация на тему: "Формирование оанки у детей дош. возраста"...

Консультация «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста и ее значение в жизни деятельности ребенка»

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая ро...