Консультация для родителей: "Нарушение осанки у детей дошкольного возраста"
консультация на тему
На что нужно обратить внимание родителям в домашних условиях, чтобы сохранить осанку детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narushenie_osanki.docx | 478.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива и легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.
Под осанкой понимается привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника, который имеет в переднезадней плоскости четыре физиологические кривизны. Это шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцовый кифоз. Благодаря такой форме, позвоночник имеет большую устойчивость, увеличиваются его рессорные свойства и обеспечивает возможность сохранять равновесие. Осанку принято делить на пять типов:
- Нормальная осанка
- Плоская спина
- Круглая и кругловогнутая спина
- Сутулость
- Нарушение осанки во фронтальной плоскости (сколиоз)
Нормальная осанка – это умеренно выраженная физиологическая кривизна позвоночника с симметричным расположением всех частей тела. При нормальной осанке голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленном и тазобедренном суставах.
При плоской спине физиологические кривизны развиты слабо, грудная клетка уплощена, крыловидные лопатки, угол наклона таза уменьшен. Такая осанка менее устойчива, и при неблагоприятных условиях часто переходит в сколиоз. В противоположность плоской спине, увеличение физиологической кривизны, угла наклона таза характеризует круглую спину.
Сутулая осанка характеризуется увеличением грудного кифоза и недостаточно выраженным шейным и поясничным лордозом. При таких признаках грудная клетка обычно впалая, живот выпячен, надплечья несколько выступают вперед, колени слегка согнуты при стоянии.
Все перечисленные нарушения осанки, также как и любой двигательный навык, формируются по законам условно-рефлекторной деятельности, и заболеванием так называемым не считаются. Путем тренировки, физических упражнений и соблюдением санитарно-гигиенических норм, все нарушения могут быть устранены.
В отличие от нарушения осанки, сколиоз – это заболевание растущего организма и делится на две группы: врожденные и приобретенные.
К приобретенным относятся: ревматические, которые возникают при заболевании ревматизмом; рахитические – достаточно рано проявляются деформациями опорно-двигательного аппарата (мягкостью костей, слабостью мышц, длительного сидения и тд.); паралитические возникают вследствие детского паралича при одностороннем мышечном поражении; привычные (см. ниже) Лечение зависит от возраста ребенка, степени сколиоза и степени деформации позвоночника.
Навык хорошей осанки имеет не только эстетическое значение, но и способствует нормальной функции внутренних органов. При ее ухудшении нарушаются функции дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушение зрения – астигматизм, близорукость и морфо - функциональные изменения в позвоночнике.
Для сохранения хорошей осанки необходимы: рациональный режим, достаточный сон, равномерное чередование работы и отдыха, бытовые условия, крепкое физическое развитие, правильное питание.
Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, вот лишь некоторые:
1.Мебель не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (лежа на ковре, например);
2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и туже руку;
3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу;
4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком» и тд.;
5.Неправильная поза при сидении – например, наклонившись вперед; закинув руки за спинку стула; подложив под себя ногу;
6. Малоподвижные, ослабленные дети с плохо развитой мускулатурой.
Профилактика нарушений осанки осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, ритмопластике и хореографии, ежедневной утренней гимнастике.
Большое влияние на формирование правильной осанки должны оказывать родители. С первых дней жизни ребенка они выполняют массаж и физические упражнения, направленные на воспитание навыков правильной ходьбы, развитие чувства равновесия, координации движений, формирование и укрепление мышечного корсета спины. И тогда в более старшем возрасте родители лишь осуществляют контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.
Как распознать нарушение осанки:
- Обращать внимание на привычные позы своего ребенка;
- Периодически в игровой форме выполнять тестовые упражнения – «Замок», «Звездочка», «Стойка у стены», «Дотянись», «Наклонись» ;
- Обратиться к специалисту – врачу – ортопеду или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации.
Как лечить нарушение осанки:
- ЛФК (физические упражнения - ОРУ, корригирующие, специальные)
- Массаж
- Гидрокинезотерапия (плавание, аквааэробика)
- Положением
Руководитель физического воспитания – Познахарева И.А.
Используемая литература:
1.Булич Э.Г. «Лечебная физкультура в специальных медицинских группах», Москва, «Высшая школа», 2006г.
2.Калюжнова И.А, Перепелова О.В. «Лечебная физкультура», изд. третье, «Феникс», Ростов на Дону, 2010 г.
3.Матвеев Л.П. «Теория и методика физического воспитания» Москва, «Академия», 2007г.
4. Мингалиева А.Н. Корригирующая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста стр. 69 /журнал «Инструктор по физкультуре» №1 «Сфера», 2012г.
5.Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Формирование осанки у детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в ...
Консультация для родителей “ Нарушение осанки у детей дошкольного возраста и её профилактика”
Осанка - это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы. Формирование осанки начинается с самого раннего возраста, когда ребенок ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Формирование осанки у детей дошкольного возраста
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙФормирование осанки у детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Формирование осанки у детей дошкольного возраста"
Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего дет...
Консультация на тему: "Фрмирование осанки у детей дошкольного возраста"
Консультация на тему: "Формирование оанки у детей дош. возраста"...
Консультация «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста и ее значение в жизни деятельности ребенка»
В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая ро...
Консультация для педагогов "Нарушение осанки у детей дошкольного возраста"
Даны рекомендации для педагогов по нарушению осанки у детей дошкольного возраста...