Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»
    консультация (подготовительная группа)

    Лабина Елена Вячеславовна

    Консультация 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_rol_did.docx35.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования администрации  города Нижнего Новгорода

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    1. «Детский сад № 85»

    (МБДОУ «Детский сад № 85»)

    Консультация для родителей на тему:

    «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического

    слуха у детей»

    Выполнили воспитатели :

    Лабина Е.В.

    Нижний Новгород

    2017

    В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова, определяет его место в слове, анализирует слоги и слова. Но в период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и использования приобретенных навыков в самостоятельной речи дети не могут справиться с этой задачей, т.к. у них нет навыков свободного, почти неосознаваемого владения речевыми средствами.

    Наша задача - развить, усовершенствовать речевые навыки, используя игры и упражнения, тренирующие речевой слух, память, развивающие четкость восприятия, точность воспроизведения слова.

    Начинать работу необходимо с простых слоговых упражнений, где отрабатываемый согласный звук включался в прямые и обратные слоги «ба-бу-бо».

    Отрабатывая произношение поставленного звука в слогах, мы развиваем у детей способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду (этот слог отмечался ударом руки):

    са-са-са,

    са-са-са,

    са-са-са

    стра-стра-стра,

    стро-стро-стро,

    стру-стру-стру

    скла-скло-склу,

    спла-стла-скла,

    спра-стра-скра

    Для автоматизации поставленного звука в слогах и словах можно использовать специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на игру; в ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.

    Считалки со связным текстом на определенный звук вводятся в игры детей, но нужно следить за правильным произношением звуков и умением детей отмечать ударный слог.

    Кроки-кроки-крокичок,

    Жил за печкою сверчок.

    Ты за печкой не сиди,

    Поиграть к нам выходи.

    Стреко-стреко-стрекоза.

    Изумрудные глаза,

    Крылья быстро разверни,

    Круг наш быстро облети.

    В игре «Договори слово» взрослый произносит первый слог, а ребенок- вто рой. Затем дети называют запомнившиеся слова полностью:

    ши-на

    ти-на

    ми-на

    ра-на

    вет-ка

    сум-ка

    шут-ка

     мар-ка

    Цель таких упражнений - выработать практический навык деления слов на слоги, учить правильно выделять в слове закрытый слог (помня о стремлении детей произносить «ла-пта», «па-рта»),

    В играх «Магнитофон», «В слове слог договори, будь внимательным, смотри» и «Закончи слово, если получится» также вырабатывается навык деления слов на слоги, дается возможность дифференцироватъ поставленные звуки в сходных по звучанию словах.

    После того как дети познакомились с ритмическим строением речи, слоговым составом слова, можно проводить и более сложные игры, которые ставят одно­ временно несколько задач. Так, в играх на автоматизацию звука отрабатывается не только произношение поставленного звука, но и развивается чувство ритма, быстрота реакции, слуховое внимание и память, проводится практическое деление слов на слоги.

    Научившись правильно произносить слова из двух-трех слогов, не осложненных стечением нескольких согласных, дети могут перейти к освоению более сложного звуко-слогового состава. В игре «Подбери похожее слово» взрослый называет слово из двух слогов, а ребенок подбирает к нему слово из трех слогов с таким же окончанием. Если ребенок затрудняется, он может выбрать слово с помощью подобранных к игре и разложенных перед ним картинок:       елка-метелка,

    лейка-наклейка,

    пушка-хлопушка,

    утка-минутка.

    В игре «Эхо» дети повторяют за взрослым вторую половину слова:

       Взрослый                                           Дети

               раскла-душка                             душка, душка

    неза-будка                                  будка, будка

    приба-утка                                  утка, утка

    Речевой материал, представленный в играх «Повтори по парам», «Какой новый звук появился?», «Послушай, запомни, назови» состоит в основном из слов, близких по звучанию. Это дает возможность с наибольшей эффективностью тренировать фонематический слух, концентрировать внимание детей на звуковом составе слова, порядке следования звуков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».

    Семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям.Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры пове­дения, дисциплинированности и организованности, честности и ...

    Консультация для родителей на тему «Роль дидактических игр»

    Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес ...

    Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

    Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

    Консультация для родителей на тему "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"

    Консультация на тему "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"...

    Консультация для родителей на тему: «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»

    Консультация для родителей на тему: «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»...

    Консультация для родителей на тему: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

    Консультация для родителей на тему:«Роль дидактической игры в семье и детском саду»...