Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
- «Детский сад № 85»
(МБДОУ «Детский сад № 85»)
Консультация для родителей на тему:
«Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического
слуха у детей»
Выполнили воспитатели :
Лабина Е.В.
Нижний Новгород
2017
В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова, определяет его место в слове, анализирует слоги и слова. Но в период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и использования приобретенных навыков в самостоятельной речи дети не могут справиться с этой задачей, т.к. у них нет навыков свободного, почти неосознаваемого владения речевыми средствами.
Наша задача - развить, усовершенствовать речевые навыки, используя игры и упражнения, тренирующие речевой слух, память, развивающие четкость восприятия, точность воспроизведения слова.
Начинать работу необходимо с простых слоговых упражнений, где отрабатываемый согласный звук включался в прямые и обратные слоги «ба-бу-бо».
Отрабатывая произношение поставленного звука в слогах, мы развиваем у детей способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду (этот слог отмечался ударом руки):
са-са-са,
са-са-са,
са-са-са
стра-стра-стра,
стро-стро-стро,
стру-стру-стру
скла-скло-склу,
спла-стла-скла,
спра-стра-скра
Для автоматизации поставленного звука в слогах и словах можно использовать специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на игру; в ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.
Считалки со связным текстом на определенный звук вводятся в игры детей, но нужно следить за правильным произношением звуков и умением детей отмечать ударный слог.
Кроки-кроки-крокичок, Жил за печкою сверчок. Ты за печкой не сиди, Поиграть к нам выходи. | Стреко-стреко-стрекоза. Изумрудные глаза, Крылья быстро разверни, Круг наш быстро облети. |
В игре «Договори слово» взрослый произносит первый слог, а ребенок- вто рой. Затем дети называют запомнившиеся слова полностью:
ши-на
ти-на
ми-на
ра-на
вет-ка
сум-ка
шут-ка
мар-ка
Цель таких упражнений - выработать практический навык деления слов на слоги, учить правильно выделять в слове закрытый слог (помня о стремлении детей произносить «ла-пта», «па-рта»),
В играх «Магнитофон», «В слове слог договори, будь внимательным, смотри» и «Закончи слово, если получится» также вырабатывается навык деления слов на слоги, дается возможность дифференцироватъ поставленные звуки в сходных по звучанию словах.
После того как дети познакомились с ритмическим строением речи, слоговым составом слова, можно проводить и более сложные игры, которые ставят одно временно несколько задач. Так, в играх на автоматизацию звука отрабатывается не только произношение поставленного звука, но и развивается чувство ритма, быстрота реакции, слуховое внимание и память, проводится практическое деление слов на слоги.
Научившись правильно произносить слова из двух-трех слогов, не осложненных стечением нескольких согласных, дети могут перейти к освоению более сложного звуко-слогового состава. В игре «Подбери похожее слово» взрослый называет слово из двух слогов, а ребенок подбирает к нему слово из трех слогов с таким же окончанием. Если ребенок затрудняется, он может выбрать слово с помощью подобранных к игре и разложенных перед ним картинок: елка-метелка,
лейка-наклейка,
пушка-хлопушка,
утка-минутка.
В игре «Эхо» дети повторяют за взрослым вторую половину слова:
Взрослый Дети
раскла-душка душка, душка
неза-будка будка, будка
приба-утка утка, утка
Речевой материал, представленный в играх «Повтори по парам», «Какой новый звук появился?», «Послушай, запомни, назови» состоит в основном из слов, близких по звучанию. Это дает возможность с наибольшей эффективностью тренировать фонематический слух, концентрировать внимание детей на звуковом составе слова, порядке следования звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»
Материал для родителей...
Консультация для родителей на тему «Роль дидактических игр»
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес ...
Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей по теме "Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей".
Консультация для родителей по теме "Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей" была подготовлена в рамках работы по самообразованию " Воспитание нравственных ка...
Консультация для родителей на тему: «Роль дидактической игры в развитии речи детей»
Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Дети – творцы настоящего и будущего....
Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»
В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова, определяет его место в слове, анализирует слоги...
Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитии речи и воспитании детей младший дошкольный возраста.
Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитии речи и воспитании детей младший дошкольный возраста....