Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Подготовка семьи к обучению в школе».
материал (подготовительная группа)

Криушова Юлия Васильевна

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Подготовка семьи к обучению в школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе

Тема: «Подготовка семьи к обучению в школе».

Цель: Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

• Повышение компетентности родителей: познакомить родителей с критериями готовности к обучению в школе.

• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей, познакомить со способами коррекции.

• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

• Сплочение группы, настрой на совместную работу;

• Обучение эффективным способам общения;

• Развитие навыков рефлексии у родителей.

Участники: родители, воспитатели группы подготовительной

План проведения

1. Вступительная часть. Приветствие. Притча.

2. Теоретическая часть: «Психологическая готовность ребенка к школе»,

«Что ребенок должен знать к 6-7 годам».

3. Практическая часть.

Задания :

Игра – тест: определить в степень беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка.

4. Подведение итогов. Рекомендации родителям.

5. Рефлексия.

Ход собрания

1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Наше собрание хотелось бы начать с такой притчи:

Урок бабочки.  Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. 
     Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. 
     Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! 

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. 
     А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. 
     Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным. 
Наверное, каждый ребенок ожидает, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.

Но то, как он будет учиться и многое другое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.

Нужна ли при этом помощь родителей? Да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т. д.

В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе.

2. Что это такое Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным, это:

• Физиологическая готовность – состояние здоровья;

• Психологическая.

• Социальная – взаимоотношения с окружающими, отношение к самому себе;

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, волевая готовность, коммуникативную способность.

Интеллектуальная готовность – это показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребенку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.

Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка - задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность - это умение ребенка строить свои взаимоотношения с другими людьми:

• играть и общаться с другими ребятами;

• быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

• общаться с взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

• доброжелательность и отсутствие агрессивности.

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению к школе.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ:

Создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.

КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ РЕБЕНОК, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ:

• внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;

• хорошая память;

• сообразительность;

• любознательность;

• развитое воображение;

• начальные навыки чтения, счета, письма;

• волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

• организованность аккуратность;

• дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

ЗАПОМНИТЕ:

При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!

Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребенке, даже если они не в его пользу) Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.

Особое внимание нужно уделить развитию речи и моторики ребенка.

Речь.

Состояние словарного запаса: в словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.

Состояние связной речи :учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций.

Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать

Что должен знать ребёнок 6-7 годам:

Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу.

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения) .

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) .

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут) .

23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

3. «Первоклассник»

Цель: показать родителям, как важно :

- подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма;

- иметь большой словарный запас;

- иметь физическую подготовку;

- уметь пользоваться активной речью.

Родителям предлагается выполнить ряд заданий.

1. Упражнение «Напиши по образцу…» : Педагог-«Для того, чтоб нам как можно лучше было понять своих детей, давайте попробуем с вами написать небольшое слово каллиграфическим почерком. Сложно это или нет – разберемся на месте»!

Цель: показать родителям, как важно подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма.

На экране появляется слайд с образцом написанного слова СЕНТЯБРЬ. Родители должны переписать эти слова : правши –левой рукой, левши-правой.

Обсуждение: было ли комфортно, удобно или сложно выполнять задание.? Какие ощущения испытывали при выполнения задания и т. п.

2. Разрезать ножницами бумагу по контуру.

Родители делятся на пары. Один в паре берет в одну руку ножницы, второй бумагу с контурным выделением. Они в паре должны вырезать фигуру, работая каждый только одной руке. Можно передвигаться.

3. Пройти по кругу.

Родители становятся в круг. Каждый кладет свою руку на плечо соседу и замыкают круг. Не разрывая круг родители должны пройти круг по часовой стрелке. Затем должны присесть и встать все вместе, не разорвав круг.

Здесь важно отметить, как сложно выполнять задания без физической подготовки.

4. Пойми меня.

Родители делятся на пары. Один в паре закрывает уши (либо надевает наушники с музыкой, второй шёпотом произносит ему слово. Задача родителя угадать, что он сказал.

5. Без слов.

Родители делятся на пары. Один в паре читает карточку, на которой изображено слово. Он должен жестом показать это слово. Второй угадать.

Усложнение: одним словом объяснить слово.

Педагог: Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени».

Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка.

Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе.

ИГРА: ТЕСТ . Определить в степень беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка.

• Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.

• Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает умеренное беспокойство;

• Похлопайте в ладоши, только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство;

А как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Ответы родителей)

Педагог-«Беспокоятся и переживают почти все родители за своё чадо, и это вполне нормально. И мы, педагоги тоже беспокоимся за своих выпускников. Мы тоже хотим, чтобы ваши дети хорошо учились в школе, поэтому, нам необходимо общими усилиями как можно лучше подготовить наших детей к этому этапу жизни, найти возможные пути преодоления различного рода трудностей, возникающих на нашем пути».

4. Подведение итогов:

Итак, что же является фундаментом успешной подготовки ребёнка к школе?

1. Физическое здоровье ребёнка.

2. Развитый интеллект ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе « Лучшая подготовка к школе – это игра»

!. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;2. Заинтересовать проблемой;3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи....

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Родительское собрание в подготовительной группеТема: "Развитие речи у детей  подготовительной к школе группе"План: 1.Вступительное слово2. Доклад логопеда Крюковой М.М.3. Сообщение воспитателей г...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «О ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе.«О ПОДГОТОВКЕ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ» Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу под...

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Дошкольное образование – залог успешного обучения в школе!»

Тема: «Дошкольное образование – залог успешного обучения в школе!»Повестка дня:-отметка родителей в листе регистрации,-приветствие, игра «Снежный ком»,-выступление админи...