Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» 1 младшая группа
материал (младшая группа)

Соколова Наталия Викторовна

Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка

Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Играем пальчиками»750.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками»

1 младшая группа

Воспитатель: Соколова Наталия Викторовна

        

г. п. Малиновский

2018 г.

Семинар – практикум для родителей«Играем пальчиками»

(первая младшая группа)

Цель –построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.

3.Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора(потешек, прибауток, пальчиковых игр).

 4. Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Оборудование:

  • буклеты: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 года»
  • картотека «Пальчиковые игры»
  • выставка игр для развития мелкой моторики
  • на отдельном столе оборудование для творческой работы родителей: пластилин, стеки, салфетки, карточка в виде геометрических фигур, разные крупы
  • презентация: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Ход:

Актуальность.

Работая на группе детей раннего возраста и наблюдая за детьми, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний и т.п.

Как выяснилось из бесед с родителями, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как её развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, но не стимулируют развитие мелкой моторики.Также уделяется мало времени совместным играм с малышами. Большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляция с мелкими предметами. Проанализировав всё это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.

  1. Организационный момент

(Звучит песня (фрагмент) «Волшебная страна»)

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня я хочу предложить вам принять участие в семинаре – практикуме «Играем пальчиками».

Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…

И конфеты были слаще, и мороженое вкуснее. Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…

Беседа с родителями

Вопросы:

  1. Занимались ли Ваширодителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
  2. Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
  3. Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

«Немного теории…»

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

Например,

мизинец – сердце,

безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа (совместно с родителями проводится игротренинг).

Игротренинг

Воспитатель: Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем…

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки).

Пальчиковая гимнастика по сказке «Курочка ряба»

Воспитатель: оказывается нелёгкая задача. Представляете. Каково же малышам. Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребёнком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться.И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

2. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

4. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы. (дать на ответ родителям)

Игры – шнуровки

Воспитатель: Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Вопрос родителям:

Воспитатель:  1.Какие мелкие предметы могут быть доступны детям?

2.Как с ними играть? (родители приводят примеры). Но есть одно правило: ВСЕ ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ ДОЛЖНЫ ПРОИГРЫВАТЬСЯ ПОД ПРИСМОТРОМ ВЗРОСЛОГО.

Воспитатель: Я думаю, у нас есть родители, которые могли бы поделиться с нами своим опытом развития мелкой моторики рук у детей. (Родители делятся опытом).

Игры с бусинами, макаронами

Родитель - Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме. (дать на ответ родителям).

Игры с прищепками

Родитель

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Воспитатель: Все перечисленные  развивающие игры широко применяются в играх с детьми Это – разнообразные шнуровки, игры на застёгивание и расстёгивание, дидактические кубы, разнообразные вкладыши, матрёшки, пирамидки, кубики, конструкторы, мозаики и т.п.Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?Все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т.к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу шнурования, пристёгивания и т.п. если ребёнок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна. Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны.

Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию посмотреть выставку о разнообразии предметов для развития мелкой моторики

Выставка наглядной информации

Все показанные нами игры помогают в каждодневной работе с детьми в реализации поставленной задачи: использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста. В «Уголке для родителей» я предлагаю вашему вниманию информацию об играх и упражнениях на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

«Острое блюдо» - игры на кухне

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили «острое блюдо», т.е. острый вопрос из перечницы. (В перечнице находятся бумажки с вопросами.)

- Если вы получите перечницу с вопросом, это не значит, что обязательно нужно отвечать на него. Если вы не знаете ответа или не хотите высказываться, то можете передать перечницу дальше по кругу. Желающие могут дополнить ответ или дополню я сама.

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из перечницы) (Звучит музыка, перечница движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась перечница.)

1.«Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2.«Тесто»

Лепите все, что захочется.

3.«Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4.«Рис и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5.«Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.

6.«Пшено»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7.«Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

8.«Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

9.«Сухие завтраки- колечки» и т.п.

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

Творческая работа родителей

- Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).

- Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

На этом можно закончить наш семинар, но ещё раз хочу напомнить о том,

что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Будем рады вашему участию в групповом конкурсе по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики у детей.

Большое спасибо за активное участие!

Литература:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
  3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
  4. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

Приложение

   C:\Users\Наталия\Desktop\29.01 Вишенки род собр 2\IMG_0160.JPGC:\Users\Наталия\Desktop\29.01 Вишенки род собр 2\IMG_0147.JPG

 

C:\Users\Наталия\Desktop\29.01 Вишенки род собр 2\IMG_0148.JPGC:\Users\Наталия\Desktop\29.01 Вишенки род собр 2\IMG_0188.JPGC:\Users\Наталия\Desktop\29.01 Вишенки род собр 2\IMG_0197.JPGC:\Users\Наталия\Desktop\29.01 Вишенки род собр 2\IMG_0191.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Предлагаю родителям познакомиться с элементами палчиковой гимнастики. Сформировать у родителей, представление о значении пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики, и её роли в психофизическом ...

Родительские собрания в детском саду Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Родительские собрания в детском садуСеминар – практикум для родителей«Играем пальчиками» (средняя группа)...

Семинар-практикум для родителей "Играем пальчиками" (средняя группа)

И. П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал кинестетическим ощущениям большое значение, ибо они  несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способств...

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками»  (средняя группа)...

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи:Формировать у родителей элементарные предста...

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых....

Родительские собрания в детском саду Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Главная задача построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых....