Материалы для оформления информационного стенда психолога
консультация

Кондратьева Анастасия Юрьевна

Информационные материалы для родителей, для оформления уголка психолога, раздаток для родителей по воспросам возрастных особенностей ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация педагога - психолога

Психологические особенности детей 3 – 4 лет

Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также

эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте.

 Однако  ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности.

Ребенок учится общаться со сверстниками. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по 2-3 человека.

В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы дошкольника. В игре, действуя с одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях, может действовать в воображаемой ситуации – попрыгать, как зайчик, идти, переваливаясь, как мишка... Так развивается воображение.

Для детей этого возраста характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально окрашены и реальны для него. Это возраст появления страхов. Так называемая, триада страхов: страх перед сказочными персонажами (Баба яга, Бармалей); усиливается страх темноты; появляется страх одиночества. Также боится крови, уколов, боли и врачей.

В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров. Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи. Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает родной язык. Интенсивно нарастает активный словарь, в 3 года в речи ребенка присутствует 1200 – 1500 слов и более. Речь трехлеток однотипна. Все глаголы произносят в настоящем времени. Понятие о прошлом и будущем еще ограниченно.

В младшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется память. Но она носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов.

Мышление. В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане.  Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

К четырем годам мышление становится наглядно-образным Основное направление развития образного мышления – овладение способностью к замещению. Она является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки.

Внимание. В 3-4 года внимание еще непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной игрой ребенок будет заниматься 10-15 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно.

Консультация педагога - психолога

Психологические особенности детей 3 – 4 лет

    В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы.  Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.

В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. В этом возрасте на развитие восприятия большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет его от других предметов. Восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом (трава зеленая, лимон кислый и желтый). Ребенок в 3-4 года справится с заданием положить книжку на стол, поставить сапожки под скамеечку, он не ошибется и поставит стул рядом со столом.

Моторика рук. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

Возраст 3 лет характеризуется как «трудный». Это т.н. период «кризиса 3 лет». Определение это условное, т.к. временные рамки кризиса гораздо шире. В норме кризисный период ограничивается примерно 1 годом. И если 3 года – это пик кризиса, то плюс-минус полгода.

 Кризис 3 лет проходит под девизом: Я – сам! Ребенок хочет решать и делать все сам, без чьей-либо помощи. Но у него это еще не получается, и мама должна ему помочь. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность, позитивно оценивает личность ребенка, сглаживает трудности взаимоотношений, тогда ребенок благополучно перейдет на следующую ступеньку развития личности. При успешном преодолении кризиса, ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире. Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых: подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника в этот период, поэтому он легко всему верит и следует наглядному примеру.

Для развития мелкой моторики можно использовать разнообразные готовые шнуровки, можно предложить малышу нанизать бусы для мамы из подручных предметов: пуговиц, шариков, остатков от бус. Купить пальчиковые краски или просто краски, налить в мисочку воды, для мытья пальчиков, и предложить закрашивать готовый контур.

Малыши в таком возрасте в удовольствием играют с водой: можно предложить поиграть в «Рыбалку». Купить готовые предметы: такие как магнитную удочку с рыбками или сделать самим: в мелкую посудку стараемся поймать брощенные в воду предметы. В воде можно играть с камешками, собранными на берегу, или специальными декоративными – «Марблс», ракушками, мелкими посудками для переливаний и игрушками, для  развития воображения.   Здесь же проработать  цвета, форму предмета - большие маленькие.

Сейчас продается очень много разнообразных готовых пособий, которые в игровой форме  направлены на комплексное развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия ребенка.

Но лучше всего развивает ребенка это ОБЩЕНИЕ с мамой и папой.

Вы можете поиграть со своим ребенком:

1. «Бумажные шарики и улитки»

Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой "бумажной" игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок.
http://cs616619.vk.me/v616619870/3ac/DMmk5FUWOIo.jpg

Получаются рулетики или улиточки – кому как нравится!


2. «Веселые прищепки». Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.

3. "Больше и меньше" Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

4. "Цветные дорожки": бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже. 

5. «Разложим по порядку»: высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

Консультация педагога - психолога

ТЕСТ КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ?
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? 9f2249b63b50

Итак, какие мы родители?
Проверьте себя, ответив на вопросы: 

да, нет, иногда.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразами типа: У меня нет времени или Подожди, пока я закончу работу?

Ответ да = 2 очка, ответ иногда = 1 очко, ответ нет = 0 очков.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик, «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или. Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. 5.     Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя...»
  7.  Адель Фабер, Элейн Мазлиш, "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
  8. Росс Грин, «Взрывной ребенок».
  9. Джон грей, «Дети с небес»
  10.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Шпаргалка для взрослых".
  11.  Спиваковская А.С."Как быть родителями".

Консультация  педагога – психолога

Психологические особенности детей 4-5 лет

Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. E:\документы\лица детей\images.jpg

Возросли физические возможности детей. Движения их становятся значительно богаче, разнообразней, так как расширились возможности опорно-двигательного аппарата. Заметное увеличение массы и силы мышц позволяет увеличить физическую нагрузку.

Дети 4-5 лет нуждаются в содержательных контактах со сверстниками. Они общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными. Они объединяются в небольшие группы на основе общих интересов.

Охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах. Ребенок стремится к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить а рамки конкретной ситуации. Появляются многочисленные вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Мышление

В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:

- складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей

- складывает из кубиков целостную картинку

- собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок

- конструирует из лего по образцу

- собирает по схеме узор мелкой мозаикой

Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.

Память

Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание:  помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.

Консультация  педагога – психолога

Психологические особенности детей 4-5 лет

E:\документы\лица детей\images.jpg

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. 

Игры. Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.

Взаимоотношения. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Воображение. Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно, а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует

Движения. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Творчество. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Ранимость ребенка 4-5 лет – это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста.

Проявляется интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками.

Консультация  педагога – психолога

Занятия  - дома:

  • Понадобятся самодельные геометрические фигуры из плотного картона или готовые из мягкого материала. Для этого надо разные фигурки (кто какие захочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. В задание можно внести соревновательный момент: кто сможет сложить больше разных предметов из своей мозаики и придумать какую-нибудь историю об одном из них.
  • Понадобятся листы бумаги с нарисованными на них заранее  фигурками. Каждую из них дети должны дорисовать, превращая в любую картинку. Для этого каждой фигуре дорисовывают разные детали. По картинке дети могли рассказать историю. Затем берут картинку с такой же фигурой, переворачивают ее в любую сторону и превращают в другую картинку.
  • Мытье рук. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача – вызвать у детей ощущение контраста. Напор рук нормальный: движения рук широкие, неспешные, плавные. Напор уменьшается: движения становятся более сосредоточенными и немного напряженными – воду приходится специально растирать по поверхности рук, следя, чтобы был промыт каждый участок поверхности. Струйка совсем отощала: с силой втираем воду в кожу, напряженно смыкая поверхности обеих рук; возможны и торопливые движения (а вдруг вообще выключат воду?). Неожиданно напор вновь становится нормальным: опять моем руки привычным способом.
  • Рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Главная область применения задания – занятия по изобразительной деятельности. Задание целесообразно выполнять под музыкальное сопровождение, передающее характер искомого образа (образов), - будет способствовать расширению творческих изобразительных возможностей.
  • Волшебные брызги Мечта любого ребенка – вволю побрызгать краской. А если тебя за это еще и похвалят! Взрослый рисует и вырезает из картона силуэты различных предметов. Вместе с детьми можно приготовить краски: развести водой гуашь или акварель. Для того чтобы не пришлось после окончания работы мыть пол и стирать одежду, лист бумаги, надо положить на дно глубокой коробки. На листе размещается выбранный ребенком силуэт. Приступаем к работе: набрали на ворс кисти краску, поднесли ее к рисунку и постучали по металлическому наконечнику кисти указательным пальцем. Когда вся поверхность будет усыпана разноцветными брызгами, убираем картонный силуэт и дорисовываем необходимые детали.
  • Пластилиновое чудо.  Начинаем рисование с выбора пластилина. Он должен быть ярким и мягким. На листе плотной бумаги или картона сделаем карандашный набросок. Остается заполнить контурное изображение разноцветным пластилином. Это можно сделать разными способами: - размазать пластилин тонким слоем; - заполнять маленькими пластилиновыми шариками; - вылепить или вырезать из расплющенного куска пластилина отдельные детали изображения. Если дополнить пластилиновый рисунок лоскутками или кусочками фактурной бумаги, бисером, яркими фантиками, природным материалом – получится коллаж.
  • Оживим воздушный шар Увлекательное занятие – раскрашивание воздушного шара. Объемный рисунок да еще и летает! Воздушный шар можно расписать маркерами или гуашевыми красками. Для его оживления можно использовать и дополнительные детали. Например, косички из шерстяных ниток и яркие бантики могут превратить шарик в девочку, а хвост и плавники из полиэтилена – в золотую рыбку.
  • Рисуем ватными палочками. Вооружитесь ватными палочками, приготовьте бумагу и гуашевые краски. Выполните карандашный набросок. Используя ватные палочки, поставьте краской точки по контуру изображения. Затем заполните цветными точками весь рисунок. Для того чтобы работа получилась яркой каждую краску нужно набирать новой палочкой.

Консультация педагога - психолога

ТЕСТ КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ?
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? 9f2249b63b50

Итак, какие мы родители?
Проверьте себя, ответив на вопросы: 

да, нет, иногда.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразами типа: У меня нет времени или Подожди, пока я закончу работу?

Ответ да = 2 очка, ответ иногда = 1 очко, ответ нет = 0 очков.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик, «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или. Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. 5.     Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя...»
  7.  Адель Фабер, Элейн Мазлиш, "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
  8. Росс Грин, «Взрывной ребенок».
  9. Джон грей, «Дети с небес»
  10.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Шпаргалка для взрослых".
  11.  Спиваковская А.С."Как быть родителями".

озраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются

Консультация  педагога – психолога

Психологические особенности детей 5 - 6 лет

 

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении;  творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

- общение со взрослым ситуативно-личностное;

- проявление произвольности всех психических процессов;

- в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

- проявление творческой активности во всех видах деятельности;

- развитие фантазии;

- половая идентификация.

Новообразования:

- предвосхищение результата деятельности;

 - активная планирующая функция речи;

                - внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются.  

  • Для дошкольника важно знать – «как нужно», благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей.
  • Родители выступают для ребенка как образец поведения.
  • Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе.
  • По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно.

Самооценка. Самооценка  формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.

Общение со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстники постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний.

Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, понимают объясняемые им цель и мотив деятельности.

 В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Консультация  педагога – психолога

Психологические особенности детей 5 - 6 лет

Восприятие.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

 Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от не произвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7.

Память. В возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.

Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение.

Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью).

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели.

                                        Консультация  педагога – психолога

Что делать родителям:

  • Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим.  Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: "Тучи столкнулись друг с другом", - не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения.
  • Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.
  • Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.
  • Читайте и рассказывайте детям сказки.
  • Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей. В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.
  • Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в "волшебный мир".
  • Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.
  • Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому, и только "с глазу на глаз", а не при всех.
  • Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и "пикники".
  • Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы.
  • Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых.
  • Проводите "экскурсии" на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.
  • После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать.
  • Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.
  • Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, "пожадничал", он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным. Например, пятилетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик,

Консультация  педагога – психолога

Занятия  - дома:

  • Понадобятся самодельные геометрические фигуры из плотного картона или готовые из мягкого материала. Для этого надо разные фигурки (кто какие захочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. В задание можно внести соревновательный момент: кто сможет сложить больше разных предметов из своей мозаики и придумать какую-нибудь историю об одном из них.
  • Понадобятся листы бумаги с нарисованными на них заранее  фигурками. Каждую из них дети должны дорисовать, превращая в любую картинку. Для этого каждой фигуре дорисовывают разные детали. По картинке дети могли рассказать историю. Затем берут картинку с такой же фигурой, переворачивают ее в любую сторону и превращают в другую картинку.
  • Мытье рук. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача – вызвать у детей ощущение контраста. Напор рук нормальный: движения рук широкие, неспешные, плавные. Напор уменьшается: движения становятся более сосредоточенными и немного напряженными – воду приходится специально растирать по поверхности рук, следя, чтобы был промыт каждый участок поверхности. Струйка совсем отощала: с силой втираем воду в кожу, напряженно смыкая поверхности обеих рук; возможны и торопливые движения (а вдруг вообще выключат воду?). Неожиданно напор вновь становится нормальным: опять моем руки привычным способом.
  • Рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Главная область применения задания – занятия по изобразительной деятельности. Задание целесообразно выполнять под музыкальное сопровождение, передающее характер искомого образа (образов), - будет способствовать расширению творческих изобразительных возможностей.
  • Волшебные брызги Мечта любого ребенка – вволю побрызгать краской. А если тебя за это еще и похвалят! Взрослый рисует и вырезает из картона силуэты различных предметов. Вместе с детьми можно приготовить краски: развести водой гуашь или акварель. Для того чтобы не пришлось после окончания работы мыть пол и стирать одежду, лист бумаги, надо положить на дно глубокой коробки. На листе размещается выбранный ребенком силуэт. Приступаем к работе: набрали на ворс кисти краску, поднесли ее к рисунку и постучали по металлическому наконечнику кисти указательным пальцем. Когда вся поверхность будет усыпана разноцветными брызгами, убираем картонный силуэт и дорисовываем необходимые детали.
  • Пластилиновое чудо.  Начинаем рисование с выбора пластилина. Он должен быть ярким и мягким. На листе плотной бумаги или картона сделаем карандашный набросок. Остается заполнить контурное изображение разноцветным пластилином. Это можно сделать разными способами: - размазать пластилин тонким слоем; - заполнять маленькими пластилиновыми шариками; - вылепить или вырезать из расплющенного куска пластилина отдельные детали изображения. Если дополнить пластилиновый рисунок лоскутками или кусочками фактурной бумаги, бисером, яркими фантиками, природным материалом – получится коллаж.
  • Оживим воздушный шар Увлекательное занятие – раскрашивание воздушного шара. Объемный рисунок да еще и летает! Воздушный шар можно расписать маркерами или гуашевыми красками. Для его оживления можно использовать и дополнительные детали. Например, косички из шерстяных ниток и яркие бантики могут превратить шарик в девочку, а хвост и плавники из полиэтилена – в золотую рыбку.
  • Рисуем ватными палочками. Вооружитесь ватными палочками, приготовьте бумагу и гуашевые краски. Выполните карандашный набросок. Используя ватные палочки, поставьте краской точки по контуру изображения. Затем заполните цветными точками весь рисунок. Для того чтобы работа получилась яркой каждую краску нужно набирать новой палочкой.

Консультация педагога - психолога

ТЕСТ, КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ?
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? 9f2249b63b50

Итак, какие мы родители?
Проверьте себя, ответив на вопросы: 

да, нет, иногда.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразами типа: У меня нет времени или Подожди, пока я закончу работу?

Ответ да = 2 очка, ответ иногда = 1 очко, ответ нет = 0 очков.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик, «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или. Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. 5.     Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя...»
  7.  Адель Фабер, Элейн Мазлиш, "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
  8. Росс Грин, «Взрывной ребенок».
  9. Джон грей, «Дети с небес»
  10.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Шпаргалка для взрослых".
  11.  Спиваковская А.С."Как быть родителями".

Консультация педагога - психолога

«Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу»

Бывает так, что при поступлении в школу самой школы боится не сколько сам ребенок, сколько родитель, так вот уважаемые родители проверьте сами себя: готовы ли отдать своего ребенка в школу???9f2249b63b50

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Если Вы согласны с утверждением, поставьте плюс, если нет  - оставьте клетку пустой.

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3.На мой взгляд, четыре урока  - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок  часто плачет, когда к нему обращается  незнакомы взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается мамой.

11. Начальная школа на мой взгляд не способна чему-либо научить ребенка.

12. Я  опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: «мама, мы пойдем в школу вместе!»

Обработка результатов: Подсчитывается общее количество плюсов, а также и количество в каждом столбце.

Интерпретация результатов:

  • До 4 – у Вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября, по крайней мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни своего ребенка;
  • 5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
  • 10 баллов – было бы не плохо посоветоваться с детским педагогом - психологом.

Два три плюса в столбце:

1

2

3

4

5

Необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими  память, внимание, мелкую моторику

Нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми

Предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться его закаливанием и общеукрепляющими упражнениями

Есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры

Ребенок слишком привязан к матери, возможно, стоит отдать его в малочисленный класс.

Консультация  педагога – психолога

Занятия  - дома:

«Запомни рисунки»

Цель: развивать зрительную память.

Ход игры: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2 минут. Затем картинки уберите, а ребенка попросите назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

 Можно в эту игру поиграть по другому: к примеру по дороге домой или вообще в любой дороге «Цепочка».

Необходимо будет запомнить как можно больше различных предметов на различную тематику. К примеру, «Фрукты». Вы называете первый фрукт, ребенок – проговаривает ваш названный фрукт, и говорит второй, вы проговариваете первый названный фрукт, потом второй и называете третий итд. Кто забудет какой  - либо фрукт  - тот проиграл.

«Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1.  Задание: попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать  их.  Затем эту картинку закройте, предложите другую, на следующей странице, и спросите. Нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Вариант 2. Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закройте и предложите ребенку новый рисунок, на котором уже 7 предметов. Спросите его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

 «Рисуем по памяти узоры»

Цель: развивать зрительную память.

Ход игры: на листе бумаги нарисовать узор. Предложить ребенку в течение 1 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор следует убрать, а ребенка попросить воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, но и внимание, и мелкая моторика рук.

«Расставь точки» Цель: развивать зрительную память и внимание. Ход игры: покажите ребенку в течение 2-3 секунд картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги. Задание: предложите ребенку расставить точки в пустом квадрате так же, как они расставлены в первом.

«Нарисуй фигуру».  Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге то, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности 6 - 7 летних детей.

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра

Ведущая функция – воображение

Мышление: элементы логического, развивающееся на основе наглядно – образного.

Речь: развитие внутренней речи

Произвольность познавательных процессов: начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Объект и способ познания: самостоятельная деятельность, познавательно общение со сверстниками и взрослыми.

Условия успешности: собственный широкий кругозор, умелость в каком- либо деле.

Наличие конфликтов: к 7 годам – кризис, смена социальной роли.

Особенности возраста:

  1. Проявление произвольности всех психических процессов, но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
  2. Переход к младшему школьному возрасту.
  3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
  4. Ведущим продолжает оставаться наглядно – образное мышление.
  5. Теряет непосредственность в поведении, нормально (хорошее)поведение становиться самостоятельно поддерживаемой нормой.
  6. Способен подчинять свои эмоции не очень отделенным планам.
  7. Удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели.
  8. Активно интересуется отношением окружающих к себе.
  9. Претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

Новообразования:

  • Внутренний план действий.
  • Произвольность всех психических процессов
  • Возникновение соподчинения мотивов.
  • Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
  • Возникновение первой целостной картины мира.
  • Появление учебно – познавательного мотива.

Нормальное (плохое поведение)

  1. Лжет в целях самозащиты
  2. Непоседлив и возбудим
  3. Продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже
  4. Допускает небрежность в выполнении монотонных операций

Цели и задачи для взрослых:

  1. Способствовать развитию мышления.
  2. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.
  3. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  4. Продолжать формировать этические представления.
  5. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.



Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога

Примерные вопросы для расширения кругозора ребенка

При подготовке ребенка к школе нужно не только развивать его интеллект, учить общаться, быть самостоятельными, сильными и др., но и всячески расширять кругозор будущих первоклассников. Запас общих сведений, который есть у ребенка, может стать серьезной помощью в процессе обучения.        

В этом лучше всех дошкольнику может помочь родитель, так как у Вас есть возможность не только рассказывать детям о чем-то, но и показывать это на практике. Например, если Вы с ребенком зашли в аптеку, не забудьте объяснить ему что это такое. Нам с Вами многое кажется таким простым и понятным, а детям часто необходимы более подробные объяснения. Думается, что для Вас не составит труда поговорить с сыном или дочкой на темы и ответить на вопросы, которые представлены ниже. Говорите больше с детьми, объясняйте им все непонятное и, конечно, старайтесь больше шутить с ними, ведь именно чувство юмора так часто помогает нам в разных житейских ситуациях.

1.Какое животное больше, лошадь или собака?

2.Утром мы завтракаем, а днем?

3.Днем светло, а ночью?

4.Небо голубое, а трава?

5.Яблоки, груши, слива, персики - что это? (любые другие овощи, фрукты, животные дикие, домашние, предметы быта, обувь и.т.д. и.т.п.)

6.Что это такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула? (любые другие города) (Вообще поиграть в города, реки, названия животных, овощей, фруктов и.т.д.  и.т.п.)

7.Футбол, плавание, хоккей, волейбол - это..?

8.Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это ..., маленькая лошадь - это ....

9.Почему у автомобиля тормоза?

10.Чем похожи друг на друга молоток и топор? 11.Чем отличаются гвоздь и винт?

12.Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем? Что у них одинаковое?

13.Чем похожи  друг на друга белка и кошка?

14.Какие ты знаешь транспортные средства?

15.Чем отличается старый человек от молодого? Какая разница между ними?

16.Почему раньше, чем пройдет поезд опускается шлагбаум?

17.Который час показывают часы (показать на часах)?

18.Почему люди занимаются спортом?

19.Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

20.В году...(24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.).

21.Отец старше своего сына... (часто, всегда, иногда, никогда, редко).

22.У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

23.Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).

24.Дикие животные - это... (корова, слон, коза).

25.Найди лишнее слово: медведь, овца, лиса.

26.Назови число, следующее за числом 7.

27.Назови число, стоящее между числами 5 и 7.

28.Назови одним словом: брюки, кофта, шуба.

29.Придумай слово «наоборот» к слову «мягкий»

30.Посчитай двойками, пятерками.

31.Назови день недели, следующий за четвергом.

32.Назови число больше 7, но меньше девяти.

33.Назови детенышей лошади, овцы, свиньи и т.д.

34.Выбери из нескольких ответов правильный: «у тебя много» - а) яблок; 6). яблоков (а). носок; 6). носков) и т.д.

35.Назови одним словом: человек, играющий в футбол, люди, занимающиеся танцами и.т.д.

З6. Предмет, похожий на круг - это... (стул, колесо, крыша).

37.Найди лишнее слово: быстро, медленно, завтра.

38.Назови число, состоящее из 1 и 6.

39.Кустарник - это... (береза, сирень, клен).

40.Перечисли времена года, части суток.

41.Назови зимние, осенние, весенние, летние месяцы.

42.Назови дни недели. Какие дни называются выходными?

43.Назови свое имя и фамилию.        

44. Назови свой адрес (этаж и телефон).

45.Где можно увидеть различных животных?

46.Где можно купить лекарства?

47.В каком городе ты живешь (районе, стране)?

48.Какое число пропущено: 1 2 3 5 6 7?

49. Как зовут твоих родителей?

50.Для чего нужен светофор?

51.Как называется человек, который лечит людей?

52.Какие ты знаешь пословицы и поговорки (объясни смысл)?

53. Поиграть в слова: когда следующее слова начинается на окончание предыдущего.



Предварительный просмотр:

Критерии готовности ребёнка к школе

    Готовность к школе можно оценить по таким параметрам, как:

  • физическая    готовность,
  • нравственная готовность,
  • психологическая готовность,
  • мыслительная готовность.

Физическая готовность

  • Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста  не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность

  • умение строить отношения с учителем;
  • умение общаться со сверстниками;
  • вежливость, сдержанность, послушание.
  • отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи

Психологическая готовность

  • это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  • это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  • это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Развитие школьно-значимых психологических функций:

  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
  • координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  • развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

Мыслительная готовность:

  • Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
  • Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
  • Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
  • Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
  • Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего    от… и т.д.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в 1 класс должен знать:

  • Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
  • Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
  • Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
  • Уметь сравнивать группы предметов -   больше, меньше или равно.
  • Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
  • Уметь находить в группе предметов лишний  (из группы «Одежда» убрать цветок). 
  • Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
  • Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
  • Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.
  • Уметь культурно общаться с другими детьми.
  • Слушать старших и выполнять их распоряжения

Обязательно ли ребенок  должен уметь читать и писать к 1 классу?

Не обязательно.

  • Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).
  • Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний.

  • Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
  • Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
  • Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
  • Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
  • Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
  • Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
  • Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка. 

 «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу»

Бывает так, что при поступлении в школу самой школы боится не сколько сам ребенок, сколько родитель, так вот уважаемые родители проверьте сами себя: готовы ли отдать своего ребенка в школу???

1

2

3

4

5

Если Вы согласны с утверждением, поставьте плюс, если нет  - оставьте клетку пустой.

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3.На мой взгляд, четыре урока  - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок  часто плачет, когда к нему обращается незнакомы взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается мамой.

11.Начальная школа на мой взгляд не способна чему-либо научить ребенка.

12. Я  опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: «мама, мы пойдем в школу вместе!»

Обработка результатов: Подсчитывается общее количество плюсов, а также и количество в каждом столбце.

Интерпретация результатов:

  • До 4 – у Вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября, по крайней мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни своего ребенка;
  • 5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
  • 10 баллов – было бы не плохо посоветоваться с детским педагогом - психологом.

Два три плюса в столбце:

1

2

3

4

5

Необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими

память, внимание, мелкую моторику

Нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми

Предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться его закаливанием и общеукрепляющими упражнениями

Есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры

Ребенок слишком привязан к матери, возможно, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Оформление информационных стендов как одна из форм работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

Разработка поможет воспитателям в оформлении родительских уголков, какие критерии необходимо учитывать при составлении информационных стендов в связи с новыми требованиями ФГОС ДО, как в доступной фор...

Оформление информационного стенда ПМПк в ДОУ

Оформление информационного стенда ПМПк в ДОУ...

Материал для оформления"информационного стенда для родителей

Памятка для родителей "Советы медиков для профилактики сезонных ОРВИ и гриппа"...

Оформление информационного стенда для родителей в детском саду

Представленный материал рассказывает о способах поддержания здоровья ребёнка. Может быть использован на информационном стенде в детском саду, в  книжках-раскладушках, папках-передвижках....

Материалы для оформления летнего стенда (папки-передвижки)

Материалы для оформления летнего стенда (паки-передвижки): личная гигиена, кишечные инфекции, профилактика педикулеза в детском саду, ядовитые грибы и ягоды....

Фотоотчёт Оформление информационного стенда «Уголок психолога»

Оформление стенда в целях обеспечения возможности оказания эффективной профессиональной помощи родителям в разрешении психологических проблем их детей...

Материалы для оформления внутригрупповых стендов

Материалы для оформления внутригрупповых стендов...