Методические рекомендации для родителей
методическая разработка

Ващенко Юлия Сергеевна

Дананя методическая разработка предназначенна для гармонизации детско-родительских отношениий. Рекомендации направленны  на ознкомление и обучение родителей  эффективному общению с ребенком и моделями уверенного поведения, выявлению основных особенностей развития игры у детей с аутизмом, обучению родителей основным способам и приемам игры с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №15.

г. Славянск-на-Кубани

муниципального образования Славянский район

Методическая разработка

Методические рекомендации для родителей

«Эффективное взаимодействие родителей

детей с аутизмом через стереотипную игру»

Составила:

педагог-психолог

Ващенко Ю.С.

г. Славянск-на-Кубани

2018 г.

Пояснительная записка

                                                                           «Только вместе с родителями,

                                                  общими усилиями, педагоги могут дать детям

                                                                        большое человеческое счастье»

               Обсуждая проблему коррекции аутичных детей, не следует забывать о том, что решать её возможно только параллельно с оказанием помощи родителям, в особенности матерям. Мать аутичного ребёнка, как правило, живёт в состоянии хронического стресса. Невозможность договориться с ребёнком зачастую о простейших вещах, непредсказуемость его поведения, склонность к ярко выраженным аффективным реакциям, да и просто отсутствие тёплого эмоционального контакта, ожидаемого от ребёнка матерью, приводит её к самым различным нарушениям.
Часто приходится слышать от матерей аутичных детей высказывания следующего типа: «Он ничего не хочет делать со мной».

               Мне кажется, что в таких случаях можно говорить об устойчивых неконструктивных связях между матерью и ребенком, возникающих в раннем возрасте, когда матери еще не понятно, что ее ребенок страдает слабостью развития аффективной сферы, и она пытается организовать его поведение, исходя из привычных представлений, являясь, хоть и невольно, первым «обидчиком» для ребенка. Мать аутичного ребёнка может эффективно помочь ему преодолеть свои проблемы, справиться со своими трудностями только ценой собственных изменений. К ребенку, таким образом, предъявляются повышенные требования, а ко взрослому не предъявляются вовсе (кроме заботы и ухода). Ребенку, как мне кажется, измениться вслед за матерью проще, чем сделать это самостоятельно. Причем эти изменения должны касаться как способности матери понимать первичный язык и использовать его в общении с ребенком, так и изменения некоторых личностных черт, мешающих адекватной оценке ситуации жизни с таким ребенком.

Актуальность проблемы

           Аутичные дети - слишком тонко чувствующие натуры для того, чтобы родители могли себе позволить совершать ошибки в их воспитании. Так, например, весьма распространенный тип воспитания, предполагающий жесткий контроль со стороны родителей, практически всегда приводит к росту замкнутости, снижает мотивацию к собственной деятельности у любых детей.

           Нетрудно представить к чему приводит такой тип воспитания в семьях, воспитывающих аутичного ребенка, ведь в результате неправильного подхода усиливаются и так изначально присущие ему трудности. Другой, достаточно распространенный, но тоже явно ошибочный стиль воспитания - так называемая потворствующая гиперпротекция. Мать удовлетворяет все, даже неправомерные, требования ребенка, приходит на помощь к нему даже тогда, когда он в состоянии решить проблему с которой столкнулся, более того, часто создает ситуации, исключающие даже само возникновение проблемы. Но для того, чтобы освоить решение проблемы, нужно, как минимум, с ней столкнуться, это необходимо для развития ребенка.
           В основном такую информацию дети получают от родителей (как негативную, так и позитивную). К сожалению, многие родители мгновенно реагируют на негативное поведение ребенка и редко дают обратную связь в случае успешного поведения.

            Преобладание отрицательных оценок формирует и закрепляет у аутичного ребенка негативное отношение к себе.

            Необходимо научиться не только огорчаться по поводу неуспешного поведения ребенка, но и искренне радоваться за него и вместе с ним.
          Родители должны научиться понимать и реально оценивать возможности ребенка, сформировать адекватный уровень требований к нему. Если уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности. Заниженные требования, наоборот, снижают чувство ответственности за свои поступки, не дают сформироваться навыкам саморегуляции поведения.

             Не менее важной для родителей является способность развивать и сохранять у ребенка умения и навыки, начиная с простейших - самообслуживание, и заканчивая трудовыми. Количество и качество аутичных проявлений снижаются при долговременной терапии, но, как правило, аутичный ребенок выходит в мир плохо подготовленным.
В силу своих особенностей аутичный ребенок и так ограничен в возможностях своего социального и личного развития.    Наличие в семье аутичного ребенка предъявляет к ней повышенные требования. Его родителям не достаточно быть такими, как все. Они должны быть лучше.
            Для того, чтобы научиться понимать аутичного ребенка,  нужно время и умение родителей взаимодействовать через игру.  
            Для этого необходима  психологическая поддержка семьи, имеющей аутичного ребенка, и семейная психотерапия для родителей и других членов семьи, так же  повышение уровня родительской компетенции и общая  психологическая грамотность.

            Данная методическая разработка предназначена для гармонизации детско-родительских отношений. Она может использоваться для работы с детско-родительской парой, а также детско-родительскими группами любого дошкольного возраста. В представленном материале раскрывается использование методов игротерапии в работе педагога-психолога детского сада.

Цель: ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения.Обозначить важность игры для детей дошкольного возраста; выявить основные особенности развития игры у детей с аутизмом; научить родителей основным способам и приёмам игры с ребёнком.

Задачи:

-способствовать развитию и гармонизации детско-родительских отношений;

-обучать родителей способам применения игр системы; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

-консультировать родителей по вопросам создания развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

Ожидаемые результаты

повышение психологической грамотности (психологическое просвещение);

получение новых систематизированных знаний по способам применения игр с водой, песком и пластилином; способность организовать на их основе развивающие игры и игровое взаимодействие с детьми

Оборудование: мультимедийная установка для показа слайдов; краски , поролоновые подушечки, игрушки киндер сюрпризы, песок,  пластиковая дощечка, платочки, крупы, фасоль, монетки, два пластиковых сосуда, цветные мелки, бумага, ножницы и др.

Ход мероприятия

I Вступительное слово.(Теоретическое обоснование проблемы)

Добрый день уважаемые родители. И я надеюсь, он действительно добрый…

Традиция приветствовать друг друга при встречи возникла задолго до наших дней. И сегодняшняя наша встреча не будет исключением.

Предлагаю вам поприветствовать друг друга, и настроится на позитив.

Здравствуйте мамы мальчиков, мамы мальчиков скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте мамы девочек, мамы девочек скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте папы мальчиков, папы мальчиков скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте папы девочек, папы девочек скажите «Здравствуйте».

Рождение ребёнка – это радость в доме, кто согласен скажите громко «да»

Ребёнок надежда и будущее родителей, кто согласен скажите громко «да»

Дети — это гордость родителей, кто согласен скажите громко «да»

У кого самый замечательный ребёнок, громко крикните « у меня»

У кого ребёнок родился весной, крикните - «веснушка»

У кого ребёнок родился зимой, крикните - «снежинка»

У кого ребёнок родился осенью, крикните – «дождинка»

У кого ребёнок родился летом, крикните – «радуга»

Кто ответил на все вопросы, похлопайте в ладоши. Вы справились с задачей.

Любите и берегите своих детей!!!

Работа с аутичными детьми требует терпения. Аутичные дети зачастую бояться всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребёнка. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям своеобразная защита аутичного ребёнка, который видит в окружающем угрозу. Наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.На отработку навыка застёгивания пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причём нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребёнка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти.

              Работа с родителями аутичного ребёнка очень специфична, поскольку поведение такого ребёнка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Семейное чтение тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медлительное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребёнок с помощью взрослого знакомиться с литературными образами героев, осознаёт логику событий и обстоятельств.

              Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребёнку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность ребёнка и повышают его уверенность в себе. Родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами всё, что рисуют, терпеливо объясняют ребёнку последовательность рисования, называют каждую деталь. Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения, учит его взаимодействовать со взрослым. Многие родители недооценивают значение соблюдения режима распорядка дня для аутичного ребёнка. А это является одним из важнейших условий успешной адаптации ребёнка для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Причём желательно, чтобы основные режимные моменты не только проговаривались и соблюдались взрослыми, но и были изображены в виде понятных ребёнку пиктограмм в удобном для него месте.

II. Основная часть

1. ( игра и её основные функции).

Сегодня мы поговорим об игре, её значении для ребёнка. Также мы определим, какие особенности игры наблюдаются у детей с аутизмом. (Презентация№1:«Как играть с аутичным ребёнком»).  

  Разминка для родителей : «Игра – это…».

  Что мы знаем об игре ребёнка? Что подразумевает это понятие? Сейчас вы сами обозначите это понятие: Игра – это… ( Разминка для родителей,  где они предлагают свои варианты ответов).

  Итак, подведём итог:

 Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра выполняет следующие функции:

 - развлекательную;

 - коммуникативную;

 - диагностическую;

 - социализирующую;

 - коррекционную;

 - функцию самореализации;

 - творческую.

В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются:

 - воображение и фантазия

 - коммуникативные способности

 - способность к символизации и преобразованию

 - функция обобщения

 - произвольность поведение (сила воли)

 - идеальный план

 - умение думать и др.

Роль игры в развитии психики ребенка:
 - в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками;
- учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо";
 - в игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо);
 - формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности);
 - в игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Игра — основной вид деятельности дошкольников, ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка:

 - в движении; - в общении; - в познании; - в самореализации, свободе, самостоятельности; - в радости, удовольствии; - потребность быть «как взрослый».

2. Особенности игры аутичного ребёнка.

Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступают другие ценности, а именно -мир социальных отношений. В норме человек всегда значим для ребенка, с возрастом меняется только стиль и интенсивность общения.

             В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго "застревают" на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками - привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Характерная особенность интереса аутичного ребенка к предметному миру -изменение порогов чувствительности: его привлекают самые разнообразные, порой совсем для этого не подходящие, предметы и материалы - он пробует на вкус зубную пасту и стиральный порошок, жидкие лекарства и средство для мытья посуды, начинает жевать пластилиновую ягодку. При этом у ребенка часто наблюдается страстное желание завладеть каким-либо предметом - мамиными духами и кремами; таблетками, микстурами и витаминами; молотком и т.д. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство.

    Основной особенностью является стереотипность игры у детей с аутизмом.

3.Основные виды игр с ребёнком, и их задачи.

Стереотипная игра ребенка - основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля.

 Сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком (игры с водой, свечами, тенями, льдом, пластилином, крупами, ритмом, звуками и т.д.);

Терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением; 

Психодрама - способ борьбы со страхами и избавления от них. 

Совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.

Для всех видов игр характерны общие закономерности:

повторяемость; 

путь "от ребенка": недопустимо навязывать ребенку игру, это бесполезно и даже вредно; игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть,   каждая игра требует развития внутри себя - введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.

II.   Практическая часть.

       Проведение творческого практикума «Играем дома».

Каждому родителю педагогдает два предмета, с помощью которых он должен придумать сенсорную  игру, в которую можно играть с его ребёнком. Для обдумывания игры даётся несколько минут.

Предлагаемые предметы для придумывания игр:

 - Краски , поролоновые подушечки, игрушки киндер сюрпризы;

 - Песок,  пластиковая дощечка, платочки;

 - Крупы, фасоленки, монетки, два пластиковых сосуда;

 - Цветные мелки, бумага, ножницы и т.д.

В конце проведённого мероприятия подводятся итоги.

            Вместе с родителями просмотр презентации «Играем весело», в которой  приведены примеры игр,  в домашних условиях).

         IV. Итог

Обращаем внимание родителей на то, что с ребёнком играть важно и нужно, даже не смотря на его безразличие. Игра – основной вид взаимодействия с ребёнком в дошкольном возрасте.

Родителям раздаются памятки : «Советы родителям: как через стереотипную игру взаимодействовать с ребёнком»  

Приложение

Советы родителям.

«Как через стереотипную игру взаимодействовать с ребёнком»

                Два тезиса - наличие комфорта и переживание удовольствия - ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.

              На начальном этапе взрослого не должно быть "слишком много". Взрослый поначалу лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка, делая это тактично и ненавязчиво. Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Если он не отвернется от вас -уже хорошо. Но чаще у ребенка уже есть опыт общения со взрослым, основанный на прямом давлении, поэтому скорее всего он отойдет от вас подальше и расположится для игры в другом месте, или прямо заявит: "Не хочешь!" В любом случае оставайтесь неподалеку и продолжайте наблюдать.

             Не торопите взаимодействие. Используя результаты наблюдений, постарайтесь вникнуть в структуру стереотипной игры ребенка: выделите цикл повторяющихся действий; прислушайтесь к бормотанию ребенка во время игры. Ваши выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом можно принять участие в его игре.

              Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Не надо много говорить, совершать активные действия. Начните с того, что в нужный момент (вы ведь уже запомнили порядок действий ребенка) подайте ему нужную деталь, чем обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова.

             В следующий раз используйте любимую игрушку ребенка, действуя также тактично и постепенно.

Ваша цель - дать ребенку понять, что вы не помешаете ему играть (как обычно бывает), от вас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Это потребует времени, усилий и терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, - обычная в начале занятий с аутичным ребенком.Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.

               Старайтесь включаться в стереотипную игру, а так же вносить в нее новую сюжетную линию исподволь, т.к. нарушение стереотипа игры (в неосторожных словах типа "Давай по-другому!" или слишком активных действиях) вызовут у ребенка протест. Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре другого человека. 

              В процессе занятия ребенок в любой момент может вернуться к своей игре - позвольте ему это. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходимо. 

Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно - предложите ему любимую игру. Если запущен стереотип игры, то ребенок переключается с захлестнувших его негативных эмоций и приступает к спокойной игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Домашний логопед (сборник методических рекомендаций для родителей)

Материал предназначен для использования при подготовке родительских собраний, консультаций для родителей и педагогов....

методические рекомендации для родителей.

Упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, оздоровительный бег....

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для родителей "Двадцать простых советов логопеда родителям"

Двадцать кратких, понятных и очень важных советов для родителей по раннему развитию речи детей....

«В помощь родителям будущих первоклассников» Методические рекомендации для родителей

Последний год дошкольников    приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением в школу, в первый класс. Иногда эти тревоги, чрезмерно усиливаются, делая воспитательные у...

Методические рекомендации для родителей "Что делать, если родители бояться?

Детсво - самая незабываемая пора для каждого человека. Стадия жизненого цикла, когда начинается и продолжается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осужествляется социализация л...