Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»
консультация

Филькина Евгения

Консультация для родителей

«Учим ребенка общаться»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_no_2.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №89 «ДЕЛЬФИНЕНОК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

142440, Московская обл., Ногинский район, пос. Обухово, ул. Энтузиастов д.6   тел. (496) 51-218-18

Консультация для родителей

«Учим ребенка общаться»

Подготовила: Воспитатель

Филькина Е.

Обухово

2018

       Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся,

умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.

Способность в общении включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
  2. Умение организовать общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, настоящим другом.

В этом поможет игра, например: «Зеркало» (повторное движение другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

  1. Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
  2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
  3. Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
  4. Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
  5. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
  6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

 Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка.

«ИМЯ» - предложить ребенку выбрать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком («Сорви шапку», «У нас все можно» и др.).

Принципы общения с агрессивным ребенком:

  1. Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
  2. Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
  3. Дайте возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;
  4. Показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте. И не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы мести;
  5. Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности:

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара («Разыгрывание ситуации»).

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми:

  1. Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
  2. Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
  3. После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности, способы выхода из конфликтной ситуации.
  4. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
  5. Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает жертвой, следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом.

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

 Застенчивость:

  1. Препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
  2. Удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
  3. Не дает другим людям возможности оценивать положительные качества человека;
  4. Усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
  5. Мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
  6. Сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т.к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем недостатке.

Советы родителям замкнутых детей:

Застенчивый ребенок не хочет и не знает, как общаться, для развития нужно:

  1. Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
  2. Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
  3. Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
  4. Если вы заметили, что несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течении определенного отрезка времени.

Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  1. Проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  2. Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  3. Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;
  4. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  5. Реагируйте на поведение ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
  6. Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  7. Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  8. Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.          

Изменение психологического микроклимата в семье:

  1. Уделяйте ребенку достаточно внимания;
  2. Проводите досуг всей семьей;
  3. Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

Организация режима дня и места для занятий:

  1. Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
  2. Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнять задание, не отвлекаясь;
  3. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  4. Избегайте по возможности больших скоплений людей;
  5. Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Специальная поведенческая программа:

  1. Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение;
  2. Не прибегайте к физическому наказанию;
  3. Чаще хвалите ребенка, так как он чувствителен к поощрениям;
  4. Составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком;
  5. Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  6. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  7. Не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время.

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т.к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  1. Лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  2. Запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
  3. внеочередное дежурство на кухне и т.д.

Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Учим ребенка общаться "

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам ...

Консультация для родителей "Учим ребенка общаться"

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверст...

Консультация для родителей "Учим ребенка общаться"

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверст...

Работа с родителями Консультации для родителей «Учим ребенка общаться»

Работа с родителямиКонсультации для родителей«Учим ребенка общаться»Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самом...