Готовимся к школе играя.
консультация

Макеева Надежда Ивановна

Игры и упражнения для подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_shkole_igraya.docx840.32 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к школе играяhttps://photoshop-kopona.com/uploads/posts/2017-08/1501999130_background-11.jpg

    Многие родители считают, что если ребенок умеет читать и считать, то в школе он будет хорошо учиться. Дело в том, что иметь знания, уметь читать и считать недостаточно.  Ребенку необходимо обладать еще и другими умениями, чтобы успешно учиться в школе.    Оказывается, есть еще психологическая готовность ребенка к школе. Вот она-то как раз и определяет, насколько успешным станет Ваш ребенок, как он будет учиться и вести себя на уроках.  К большому сожалению, на эту сторону вопроса многие просто не обращают внимания, потому что она находится вне зоны видимости.  Подготовка к школе, как айсберг, где видимая часть – интеллектуальное развитие ребенка. Но основанием айсберга является его подводная часть, которая намного больше надводной. И важнее. Так вот невидимой частью этого айсберга, называемого – подготовка к школе, и есть психологическое развитие ребенка.   Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя уровень развития памяти, внимания, мышления, развитие речи, эмоционально-волевое развитие ребенка, наличие внутренней позиции школьника, т.е. мотивацию. Если эти качества у ребенка еще не на должном уровне, то он просто не сможет управлять своей деятельностью на уроках. Вот и появляются ученики, которые на уроке гуляют по классу, играют все уроки напролет, сидят под партой и не  занимаются. Для того, чтобы ребенок мог учиться в школе, мало дать ему знания. Главное - научить ребенка учиться. И это - самое трудное, но просто необходимое умение в процессе подготовки к школе. А для того, чтобы ребенок мог учиться, ему необходимо иметь хорошее внимание и память.  Многие психологи,  педагоги  считают, что несформированность устойчивости внимания является одной из причин плохой успеваемости и ведет к нарушению способности запоминать и целенаправленно мыслить.   Поэтому следует в первую очередь обратить внимание и приложить усилия для развития  внимания, а потом и памяти.  Развивается только то, что тренируется.  Причем, память и внимание очень успешно развиваются в простых упражнениях  и  играх. Дошкольнику надо играть, поскольку ведущая деятельность у него - игровая. Учиться он будет позже, если сейчас не отбить у него охоту учиться.  Предложенные игры и упражнения одинаково хорошо развивают и память, и внимание.  

Игры и упражнения

«Что изменилось?»

       Разложите несколько игрушек или картинок перед ребенком,  дайте посмотреть на них короткое время, а потом предложите малышу отвернуться,  измените расположение игрушек или  замените одну-две  другими. После этого ребенок поворачивается и находит, что изменилось.   Количество игрушек подбираем в зависимости от возраста ребенка. Чем меньше ребенок, тем меньше количество наблюдаемых объектов. Для старшего дошкольника   выбираем до 10 предметов.  Эту игру можно использовать на прогулке,  во дворе, дома и для игры использовать любые предметы: игрушки, камушки, листочки деревьев, особенно осенью, когда они опадают.  Причем, не обязательно играть с игрушками. Вы можете использовать для игры полки с книгами и посудой, стол, на котором расположены какие-то предметы, вешалку в коридоре и т.д. Сделали уборку в комнате, переставили книжки на полке или посуду в шкафу и предложили малышу определить, что не так. Чем меньше ребенок, тем явнее должны быть перемены. Для старших детей они могут быть малозаметны: поставили книгу вверх ногами или корешком вовнутрь, просто переставили предметы, поменяв их местами.  Это же задание можно сделать ежедневным ритуалом, когда вы выходите на улицу. Выходите и отмечаете, что изменилось во дворе. В таком случае, можно даже делать соревнование, кто больше найдет отличий. Так вы побуждаете ребенка не просто замечать, что где находится и отмечать изменения. Вы  развиваете зрительную память, ведь ребенку надо запомнить, что было вчера вечером, чтобы утром сравнить и увидеть отличия. Этим нехитрым способом вы развиваете внимание и память у ребенка и улучшаете свое внимание.  Такие задания прекрасно развивают наблюдательность, память ребенка и выполняются без принуждения, легко и весело. http://www.podarkoff.com.ua/resources/images/mm_files/2765.jpg

«Что увидел?»

     Родители почти каждый день читают детям книги, и в каждой детской книге есть множество иллюстраций. Как использовать их для развития внимания?  Вы читаете ребенку книгу и на странице есть иллюстрация, на которую, конечно, ребенок посмотрит. Вы даете малышу  время немного рассмотреть картинку и переворачиваете страницу.  А после этого задаете вопросы: «Сколько зверей было на картинке? Какого цвета  одежда у Зайчика?  Где был Ежик? Что на рисунке  было зеленого цвета?» Вы слушаете ответы ребёнка, а после этого переворачиваете страничку, смотрите на картинку и сверяете ответы ребенка, ищете ответы на те вопросы, с которыми он не справился.  Не стоит ждать, что ребенок сразу будет отвечать правильно, но ни в коем случае нельзя его ругать за неправильные ответы.   Это не экзамен, а игра, в которой можно и нужно ошибаться. Посмейтесь над ошибками, скажите, что вы тоже ошиблись и теперь вы вместе «Ошибалки».   Таким образом, вы преодолеете страх ребенка перед ошибкой, который свойственен многим детям младшего школьного возраста, научите ребенка не бояться ошибок. Важно, что играя вот так, с картинками  в книгах, вы не только развиваете внимание ребенка, но и учите его сверять свои ответы, проверять правильность и легко реагировать на мелкие неудачи.  Для такой игры не обязательно использовать книжки. Можно играть с любыми картинками, а на улице - рекламы, афиши, билборды. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/916253/503c0979-94d3-4607-bf30-47c5cf7e18b8/s1200?webp=false

«Золушка»

     Помните, что поручила мачеха Золушке? Разобрать 2 мешка крупы. Вот и мы можем предложить ребенку разложить на 2-3 группы  крупу или другие мелкие предметы (скрепки, прищепки, пуговицы), рассортировать их по размеру, цвету.   Для этой игры необходимо только немного крупы или какой-то другой мелочи  и 2-3 блюдца. В ходе такого простого задания ребенок развивает произвольное внимание, устойчивость внимания, умение следовать инструкции, моторику руки. Многие бабушки и дедушки считают, что не стоит специально развивать внимание ребенка, объясняя это тем, что "нашим детям мы ничего не развивали, но у них была прекрасная память и хорошее внимание". Да, это так. Но вспомните, сколько раз эти бабушки просили детей помочь перебрать крупу, лепить вареники или пельмени, делать печенье или пирожки.  Вот в процессе таких бытовых дел, которые раньше были регулярными в каждой семье и развивалось внимание ребенка, мелкая моторика руки.  Сейчас же все покупается в магазине, крупу стараемся покупать чистую и перебирать ее не нужно, часто малыша ограждают от домашних дел, чтобы не мешал. Именно поэтому приходится специально создавать для ребенка условия, в которых внимание и память будут развиваться. http://3.bp.blogspot.com/_pIrT3RDVa9I/TP1P1hPSLeI/AAAAAAAAAFw/4rR5_9Qs5UU/w1200-h630-p-k-no-nu/cinderela.JPG

«Кто где живёт»

       Для этой игры желательно приготовить мячик. Вы бросаете ребенку мяч и называете среду обитания животных: земля, небо, вода.  Ребенок ловит мяч, а затем возвращает вам мяч и называет животное, рыбу или птицу, в зависимости от того, какую среду обитания вы назвали. Например, вы кидаете ребенку мяч и говорите: "Море". Ребенок ловит мяч и возвращает его со словом "Дельфин". Вы снова бросаете мяч ребенку и говорите: "Земля".  Ребенок  кидает мяч вам в руки и говорит: "Лиса".  Чем меньше ребенок, тем медленнее вы перекидываете мяч, даете время малышу придумать слово.  Время от времени вы меняетесь ролями, и тогда ребенок становится ведущим и говорит слова: "Земля, небо или море". Взрослый, возвращая мяч и называя животное, которое здесь обитает, может иногда "ошибиться". Например, ребенок сказал  "Небо", а вы говорите: "Улитка".  Если ребенок не заметил, стоит остановиться и переспросить: «А что я сейчас сказала? Я не ошиблась? Разве улитка живет в небе?»  Таким нехитрым способом вы приучаете ребенка внимательно прислушиваться к словам взрослого и критически к ним относиться, проверять ответы.  http://ds26.detkin-club.ru/editor/2070/images/05fcf862546340289388c70f2ad88a83.jpg

                                             «Найди отличия»

    Эти  задания часто встречаются в детских развивающих пособиях. Можно  собирать такие картинки и периодически предлагать ребенку их для занятия.  Для усложнения можно ограничивать время просмотра картинки или  показывать не обе картинки сразу, а только одну. Ребенок рассмотрел одну картинку, затем вы переворачиваете ее и показываете вторую, предлагая найти отличия.  Это, конечно, уже труднее, т.к. надо вспомнить, что было на первой. Если не получается, то открываем обе картинки  сразу и сравниваем. https://pandia.ru/text/80/589/images/img68_2.jpg

«Выложи узор»

     С появлением пластиковых бутылок, в каждом доме есть крышечки от этих бутылочек, которые мы обычно выкидываем. Между тем, крышечки - прекрасное развивающее занятие для дошколят.  С помощью крышечек вы закрепляете представление о цвете, учите подбирать цвет по заданию, тренируете пальчики, развиваете внимание и память.   Такую игру сделать очень просто: собираете разные пластиковые крышечки, моете и складываете в коробочку.  Основной игровой материал готов. Для этой игры вам понадобятся крышечки разного цвета.  Узоры можно нарисовать на бумаге, распечатать с компьютера или просто выложить на столе узор из кружочков. Задание для ребенка может быть различным, в зависимости от возраста.  Для самых маленьких детей 2-3-4 года, надо, чтобы кружочки на образце совпадали с размером крышечек. Тогда ребенок сможет крышечки положить сверху на образец.  Для детей от 5 лет усложняем - узор выкладывается не на образец, а рядом. Для старших детей на образце кружочки могут быть и меньше диаметром и тогда крышечки выкладываются рядом.  Когда у ребенка получается выкладывать правильно, тогда начинаем усложнять. Показываем узор на короткое время, затем прячем или убираем и предлагаем самостоятельно выложить такой же.  Потом  проверяем.  Если ребенок сделал  правильно, обязательно похвалите его. Если ошибся, запутался, сделал не так, не стоит ругать. Тоже похвалите за стремление делать и объясните, что в этот раз его "фотоаппарат" - глазки сработали не совсем верно, но это не страшно. В другой раз у тебя получится все правильно. В следующий раз дайте картинку, содержащую  меньшее количество кружочков или покажите более продолжительное время.  Важно обратить внимание, что количество кружочков не должно превышать 7-10 штук. Когда у ребенка такое количество будет получаться легко, можно увеличивать. Но делать это постепенно, понемногу, чтобы у ребенка получалось задание правильно как можно чаще.  https://static.360tv.ru/media/images/articles/cover/bdad57aa-d5a9-4e7d-9392-18730834a7df/kryshki.JPG

«Я знаю 5...»

   Наверняка, многие родители помнят, как в детстве отбивали мячик и на каждый удар говорили: "Я знаю 5 имен мальчиков: Дима - раз, Коля - два, Андрей - три, Саша - четыре,  Вова - пять."  Затем вспоминали имена девочек, названия птиц, фруктов, овощей...    А сейчас часто вы встречаете детей, занятых этой игрой? К сожалению, сейчас дети в эту игру играют крайне редко. Между тем, эта игра очень хорошо развивает внимание и память не только ребенка, но и взрослого. Только взрослые вспоминают не 5, а 20-50-100 названий.  Играть в эту игру можно и без мяча. Главное, задавать ритм. А  задавать его можно по-разному: хлопками, шагами, стуком, ударами по столу.  Эта простая игра развивает умение быстро припоминать нужную информацию, развивает внимание и память.  

 https://eqart.ru/images/cat/b/fe/fea5de67-dc46-11e8-817c-002590e5df02.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к школе: Игры, развивающие речь.

Консультационный материал для родителей как развивать речь ребенка в игровой форме, как заинтересовать малыша познанием родного слова, научить его грамотной речи......

Семинар- практикум для родителей подготовительной группы "Готовимся к школе -играя"

Семинар-практикум рекомендован педагогам подготовительных групп .В ходе семинара-практикума родители знакомятся с простыми , интересными и познавательными играми , которые необходимы при подготовке...

Готовимся к школе (игры, которые развивают речь)

   Речь – одно из главных отличий человека от животных, средство коммуникации людей в социуме. От того, насколько она развита, зависит круг общения, способность выражать свои мы...

Готовимся к школе играя

Обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы; оказание помощи родителям в овладении игровыми способами познавательного общения с...

Готовимся к школе играя

Информация для родителей...

Готовимся к школе играя.

Подборка игр и упражнений для родителей по эффективной подготовке к школе....

Консультация для родителей будущих первоклассников. «Готовимся к школе! Играем!» (Подготовительная к школе группа "Звёздочки" - 21.08.2020)

laquo;До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при эт...