Консультация «Любознательный ребенок – успешный ребенок»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фомина Анастасия Ивановна

Консультация 

«Любознательный ребенок – успешный ребенок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Любознательность ребенка может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Временная периодическая, но систематически возникающая и положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

По определению С.И.Ожегова "Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый".

Не менее существенной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.

Критериями уровня развития любознательности и форм её проявления являются: стремление длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений; эмоционально - познавательная активность детей в беседах, в обсуждении виденного и наблюдаемого; детские вопросы.

Пытливость мысли и интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нём. Вопросы детей направлены на стремление установить причины явлений, уяснение связей и отношений между ними.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. Встречный вопрос взрослого: «А как ты думаешь сам? » - побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

По возможности надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не стыдно. Стыдно не узнать, если можно это сделать.

 Как же развить детскую любознательность, не дать угаснуть природной детской пытливости?

При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвящённых изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определённую категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребёнка уверенность в своих силах.

Между развитием интереса ребёнка и его знаниями об окружающем мире, социальной среде существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребёнка к приобретению знаний. С другой стороны, знания побуждают ребёнка к размышлению.

Прочные знания – основа активности ребёнка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности.

Следует лишь взять за правило не стремиться объяснять и рассказывать ребёнку обо всём, что он увидит. Для развития интереса и любознательности у ребёнка целесообразно возбуждать его познавательную активность, стимулировать появления у него вопросов, стремление находить самому на них ответы посредством наблюдений, размышлений

Необходимо помочь ребёнку перенести его познавательный интерес в игры, вид деятельности самый доступный и понятный дошкольникам, где он сможет реализовать свои знания и опыт. Дополнят эти возможности рисунки или любая детская творческая деятельность, стоит лишь создать условия для этой деятельности. Это особенно ясно должны понять родители. Ведь зачастую, опираясь на современные веяния зарубежных мультфильмов, комиксов, стараясь дать своему ребёнку модную игрушку, аксессуар, родители не задумываются над их смысловым содержанием, развивающими функциями приобретения.

Лучше всего приобретать игрушки способствующие развитию или же укреплению уже имеющегося познавательного интереса, смастерить вместе с детьми какие-либо модели, помочь развернуть игру, время от времени принять в ней участие. Внимание родителей воодушевляет ребёнка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.

Важно осознать, что интерес ребёнка-дошкольника, осуществляемый в деятельности, становится стойким, осознанным, а деятельность результативной. Если деятельность протекает успешно, то у ребёнка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие у него познавательного интереса.

Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребёнок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит прочитать, рассказать. В дошкольном учреждении эти желания детей бесспорно находят поддержку и внимание, в семье обычно тоже не остаются не замеченными. Однако следует помнить, что для развития ребёнка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребёнку, не стоит стремиться к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Но следует побуждать ребёнка к самостоятельным рассуждениям. Лучше спросить его, понравилось ли прочитанное или рассказанное, что он считает в нём главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т. д.

Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.

Таким образом, любознательные дети более инициативны, целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, что способствует успеваемости в школе. Следовательно, развитие любознательности выступает в качестве одной из важных задач современного образования.

муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад №124

Консультация  

«Любознательный ребенок – успешный ребенок»

Консультацию подготовила

                                                                          воспитатель Фомина А.И.

Калининград

2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Здоровый ребенок - талантливый ребенок"

Консультация "Здоровый ребенок - здоровый ребенок"...

Родительское собрание"Воспитанный ребенок - успешный ребенок"

Формирование культуры поведения дошкольников в рамках ФГОС в настоящий момент становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Форма и тема мероприятия полезны, как для родителей, так и для ...

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО тема: “Здоровый ребенок – успешный ребенок”

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптими...

Консультация: "Здоровый ребенок - счастливый ребенок".

Семья – первая и самая важная ступень в формировании личности человека. Ничто не может сравниться по силе влияния на развитие и здоровье детей с огромной ролью семьи....

Родительское собрание "Здоровый ребенок -успешный ребенок -счастливый ребенок"

Создание условий для сотрудничества родителей и детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья ....

Консультация «Создание условий успешности ребенка с ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОУ»

В статье рассматриваются вопросы создания инклюзивной среды в системе дошкольного образования. Обращается внимание на основные ресурсные требования к реализации инклюзивного образования в ДОУ....