У школьного порога
консультация (подготовительная группа)

Денисова Алёна Сергееевна

Родительское собрвние в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_u_shkolnogo_poroga.doc54.5 КБ
Office presentation icon semya_na_poroge_shkoly.ppt365.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

на тему

"У школьного порога"

Ход собрания:

  • Диагностика детей (выступление психолога).
  • Советы родителям по подготовке детей к школе.
  • Памятки для родителей.
  • Разное:

- форма для занятий физической культурой;

- приход детей в детский сад;

- благодарственные письма родителям за участие в выставке цветов

- ответы на интересующие родителей вопросы.

Ход собрания.

Разминка: - Рассчитайтесь по номерам: на "первый", "второй", "третий", а затем соберитесь по группам (все первые, все вторые, все третьи).

Факторы успешной подготовки и адаптации к школе.

- Уважаемые родители! Обратите внимание, на нашем экране представлена информация о факторах успешной подготовки и адаптации детей к школе.

  • Физическое здоровье ребенка.
  • Развитый интелект.
  • Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Выносливость и работоспособность.
  • Умение ребенка писать и считать.
  • Аккуратность и дисциплинированность.
  • Хорошая память и внимание.
  • Инициативность, воля, способность действовать самостоятельно.

Задание родителям: Выберите три самых главных на ваш взгляд фактора. Пронумеруйте их по степени значимости. (Для выполнения задания желательно пригласить две пары родителей из тех, у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению.

По итогам выполненного задания следует организовать короткий диспут.)

Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в первый класс! (Памятка для родителей).

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу.

  1. Свое имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес.
  4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
  5. Страну, в которой он живет.
  6. Фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессию.
  7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  8. Домашних и диких животных и их детенышей.
  9. Транспорт наземный, водный воздушный.
  10. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды.
  11. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  12. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  13. Свободно ориентироваться в пространстве на листе бумаги (правая - левая сторона; верх - низ и так далее).
  14. Уметь плотно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (продумать) рассказ по картинке.
  15. Запомнить и назвать 6 - 9 предметов, картинок, слов.
  16. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: дом, мак, суп, дубы, сани, зубы, осы.
  17. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  18. Владеть карандашом: без линейки проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предмета.
  19. Свободно считать от одного до десяти и обратно, выполнять счетные операции в пределах десяти.
  20. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30 - 35 минут).
  21. Уметь устанавливать социальные контакты.
  22. Иметь адекватную самооценку.
  23. Контролировать свои эмоции.
  24. Подчинять личные интересы общественным.

Дела домашние, или обучение в естественных условиях.

Подготовкой детей к школе профессионально занимается детский сад, но влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается оказанием материальной поддержки или посещением группы. Основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдение за действиями членов семьи.

Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно на кухне - накормить всю семью, перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова почитать, поиграть, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве.

Не прогоняйте ребенка. Общайтесь с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне.

Охота на слова. 

Учимся обобщать, ориентироваться в названиях предметов, продуктов.

- Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла....).

На слова можно "охотиться" "прицельно" (слова, которые можно "достать" из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и "охотиться" на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.

Помощники. 

Учимся словообразованию.

Как можно одним словом назвать предмет, который ... варит кофе (режет овощи, чистить картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?

Готовим сок.

Учимся словообразованию.

Образуем слово: из яблок получается сок ... (яблочный), из груш - грушевый, из слив, из свеклы, из капусты, из ....

Справились? А теперь в обратном порядке: морковный сок получают из ... (моркови), редечный из...

Раскладываем и пересчитываем.

Учимся считать, соотносить количество предметов и человек, понимать свойства предметов и учиться правильно их использовать.

Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываем стол "ждет" нужное количество приборов (столько сколько членов семьи).

Придумывалки.

Развиваем воображение, умение составлять рассказы.

Мама говорит: "Давай придумаем сказку или историю про ... Старую кастрюлю (бананы, картофелины, кухонные часы) ..."

Если ребенку нужны подсказки, задавайте ему наводящие вопросы. Например: "Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она могла там видеть, с кем могла встретиться? Почему она вырасла такая большая? (Коричневая, кривая). Во что она хотела бы превратиться?"

Золушка. 

Развиваем мелкую моторику рук.

Выбери все зеленые горошины (из риса убери все плохие рисинки). Разложи фасоль: красную в одну тарелочку, белую в другую.

Мы выяснили каким должен быть первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.

Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу? (Тестирование проводится по желанию, заранее. На собрание родители приносят обработанные результаты.)

Подсчитайте сколько крестиков получилось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:

до 4 баллов: это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября - по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5 - 10 баллов: лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и выше: было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика:

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры;

5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.

Школьные страхи и неврозы:

возможные причины и игровые способы их устранения.

Поступление в первый класс важное событие в жизни ребенка. И в этот период он особо нуждается в вашей помощи и поддержке. На первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения могут иметь внушающий эффект некоторых фраз для ребенка - будущего первоклассника и уже ставшего им; какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитатния?

  • "Вот пойдешь в школу, там тебе...", "Ты наверное будешь двоеяником?.." (Могут вызвать чувства тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу).
  • "Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!.." (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе).
  • "Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!.." (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Частот такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).
  • "Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно!.." (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана).
  • "Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!.." (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности и т.д.).

Часто школьные учителя, психологи наблюдают трудности адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной дезадоптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах ребенка.

Для устранения этой проблемы, мы предполагаем, хотя бы раз в неделю устраивать дни разрядки, отдыха и, если хотите баловства. Одним из вариантов могут стать игры, помогающие избавиться от излишнего напряжения. Это знакомые с детсва "Подушечные бои", "Петушиные бои" или игра "Бокс". Не расстраивайтесь по поводу беспорядков, которыми они будут сопровождаться, наградой будет последующее спокойствие ребенка.

Как правило, в играх ребенку необходимо вообразить себя каким-либо предметом или животным, а воображение - хороший помощник для расслабления. Существет много способов, и один из них - поиграть с ребенком в игры, способствующие расслаблению его мышц.

"Надувная кукла". Ведущий играет роль "насоса": он делает движения руками, имитирующие работу с насосом и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением "насоса" "резиновые куклы" начинают "надуваться"; участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий "выдергивает затычку" у "куклы" и игроки с шипением (ш-ш-ш) расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить 2 - 3 раза. Обсуждения игра не требует.

"Снежная баба". Предложите ребенку превратиться в снежную бабу. Опешите ее, помогая перевоплощению: "представь, что ты огромная, красивая. У тебя есть голова, две торчащие в разные стороны руки. Ты стоишь на двух крепких ногах. Прекрасное утро. Светит солнце. Но вдруг солнце начинает припекать, и ты чувствуешь, как начинаешь таять. С начало тает голова, затем руки, и, наконец, ты вся оседаешь под тяжестью намокнувшего снега и превращаешься в лужу." В эту игру можно играть на прогулке, в лесу или дома, главное, чтобы она доставляла удовольствие и Вам, и ребенку.

"Неваляшки". Упражнение, направленное на снятие страха.

Необходимое количество участников - трое, желательно, родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены в перед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Если дается команда "Ноги от пола не отрывай и смело падай назад". Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается 2 - 3 минуты, при этом амплитуда покачивания может увеличиваться.

Предупреждение: дети с сильными страхами или робостью могут выполнять задание с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала может быть минимальной.

Домашнее задание

В первый год учебы выполнение домашнего задания - это огромный труд для вашего ребенка.

Немаловажная роль в этом отводится родителям. Только в союзе "учитель - ученик - родитель" можно добиться желанных результатов в этом нелегком для вашего ребенка труде. А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует  делать родителям при оказании помощи в приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.

Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева настольная лампа, желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Над столом рекомендуется повесить календарь и расписание уроков.

Если рабочее есто ученика находится в порядке, то это уже половина успеха. Поэтому, во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов. Все учебники, и тетради, и ручки должны находиться на своих местах.

Надо всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не вырывать страницы из тетради.

Нередко родители спрашивают: с какого предмета лучше начинать приготовление уроков - с трудного или легкого? Ученые и опытные педагоги считают, что это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, характерных черт его работоспособности.

Не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату. Приступать к выполнению домашнего задания лучше через час или полтора после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от знаний в школе, но еще не успел перевозбудиться от домашних развлечений и игр с товарищами.

Для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм занятий. Например: после 25 минут занятий следует сделать перерыв 5 - 10 минут. Лучше если он будет подвижным.

Во время приготовления уроков не сидите "над душой", дайте ребенку поработать одному, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Похвала, даже если не все получается, необходима.

Не заставляйте ребенка переписывать домашнее задание. Это неинтересно и неприятно. Не забывайте, что у него еще слабо развиты мелкие мышцы рук. Переписывание ведет к переутомлению. Пусть учится делать уроки сразу аккуратно.

Низкая оценка - это психологическая травма для ребенка: "Тройка - я плохой". Чтобы предупредить оценочный травматизм не наказывайте за плохую оценку. И Вы, и ребенок должны понимать, что оценка - как красная лампочка, сигнал тревоги: здесь не доучили, не разобрались, не постарались, а не повод расквитаться с ребенком, за ваши, кстати, добровольно взятые на себя тревоги.

Сохраните тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решенными задачками, и когда у ребенка (да и у вас) уже опускаются руки достаньте их. "Видишь, рагьше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше будет лучше. Я тебе помогу."

Все это положительно способствует тому, что вашему ребенку в выполнении домашнего задания будет сопутствовать успех.

Мы надеемся, эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и вас интересной и приятной!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семья на пороге школьной жизни ребенка Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников

Слайд 2

Факторы успешной подготовки и адаптации к школе Физическое здоровье ребенка Развитый интеллект Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми Выносливость и работоспособность Умение ребенка читать и считать Аккуратность и дисциплинированность Хорошая память и внимание Инициативность, воля, способность действовать самостоятельно

Слайд 3

Дела домашние, или обучение в естественных условиях «Охота на слова» Учиться обобщать, ориентироваться в названиях предметов, продуктов «Помощники» Учиться словообразованию «Готовим сок» Учиться словообразованию «Раскладываем и пересчитываем» Учиться считать, соотносить количество предметов и человек, понимать свойства предметов и учиться правильно использовать их «Придумывалки» Развивать воображение, умение составлять рассказы «Золушка" Развивать мелкую моторику рук

Слайд 4

Школьные страхи и неврозы № стереотипы родительского поведения чувства и переживания ребёнка 1 «Вот пойдёшь в школу, там тебе…», «Ты, наверное, будешь двоечником?..» Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу 2 «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!..» Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родитель-ской любви, а значит уверенности в себе. 3 «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» Родителям кажется, что их собственное самоуваже- ние зависит от оценок ребёнка. Часто такой непо- сильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу. 4 «Ты обещаешь мне не бегать в школе, а вести себя тихо и спокойно?» Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана 5 «Попробуй мне только ещё сделать ошибки в диктанте!» У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказа-ния могут возникать враждебные чувства к родите- лям, развиваться комплекс неполноценности и др

Слайд 5

Игровые способы устранения страхов и неврозов «Подушечные бои», «Петушиные бои», игра «Бокс» Снятие эмоционального напряжения «Надувная кукла»; «Снежная баба» Преодоление скованности, тренировка мышечного расслабления «Неваляшки» Снятие страха