«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»
статья (младшая группа)

Черкасова Екатерина Олеговна

  «Адаптация  ребенка  раннего  возраста  к условиям  ДОУ»

 

Черкасова  Екатерина Олеговна,

воспитатель

МБДОУ «Детский  сад  комбинированного вида  №8 «Аистенок»

г. Мичуринска Тамбовской  области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

  «Адаптация  ребенка  раннего  возраста  к условиям  ДОУ»

 

Черкасова  Екатерина Олеговна,

воспитатель

МБДОУ «Детский  сад  комбинированного вида  №8 «Аистенок»

г. Мичуринска Тамбовской  области

           “Адаптация к условиям пребывания в детском саду у разных детей

          протекает неодинаково, что зависит в основном от особенностей

              нервной системы. Внешними проявлениями трудностей адаптации

          могут быть нарушения сна, аппетита, необоснованные капризы.

         Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку

               к этому ответственному в жизни ребёнка событию следует начинать                  заблаговременно”.

Т.В.Костяк.

Адаптация  ребенка    раннего  дошкольного  возраста  к  дошкольному  образовательному  учреждению  достаточно  не  простой  вопрос  для  родителей. Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с  незнакомыми людьми.  Ведь до  этого все  происходило на  их глазах. Было внимание, забота,  любовь всех близких. А будет ли  все  это  в детском саду?

Детям  не  только  раннего  возраста  очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них,  по – разному  проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется.  В привычную, сложившуюся жизнь  ребенка  в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие мамы  и  папы, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

 Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Выделяют три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая степень адаптации.

 При  адаптации  легкой   степени  наблюдаются:

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

-временное  нарушение  аппетита (норма по истечении 10 дней);

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

 При  адаптации  средней  тяжести  эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он  болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться   7– 10 дней и завершается без каких–  либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются   в  течение  месяца и более, состояние   эмоционально    неустойчивое. Отношение к близким – эмоционально – возбуждённое: плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Самая последняя степень адаптации и самая тяжелая,  которая вызывает особую тревогу. Длительное и тяжелое течение болезней, сильное снижение аппетита, физической и эмоциональной активности – это симптомы, обусловленные тем, что защитные силы организма ребенка не справляются и не предохраняют его от многочисленных инфекционных факторов новой окружающей среды. Серьезный стресс и подорванность имунной системы негативно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка, на его эмоциональном состоянии. Ребенок может отказываться от еды, от игр и общения.

Как  же   и  чем помочь ребёнку  в  период адаптации?   На  базе  МБДОУ «Детский  сад комбинированного  вида  №8 «Аистенок» функционирует  ЦИПР «Ладушки»,  для  детей  от  1  до  3 лет, не  посещающих  ДОУ, в  котором  с  детьми проводятся  адаптационные  занятия, а  с  родителями   тренинги   взаимодействия, беседы  и  консультации  по  адаптации  детей  раннего  возраста  к  условиям  ДОУ. На  данных  консультациях  родителям  даются  рекомендации  о  том, что   готовить  ребенка  к  ДОУ  необходимо  заранее,   рассказывать  малышу о детском саде, о том, что там много детишек,  новых игрушек,  создавать   у ребенка  настроение  радостного ожидания. В то же время готовить  его к предстоящей разлуке:  практиковать  недолгие расставания (в магазин, на работу). Можно  придумать  свой  ритуал прощания,  ребенок всегда  должен быть уверен в том, что вы всегда придете  за  ребенком.

Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, принимать активное участие в одевании, мытье рук, пользоваться туалетом, ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в дошкольном  учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. Будет готов к общению со сверстниками, не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада. Все  дети, которые  посещали  наш  Центр  игровой  поддержки  ребенка «Ладушки», прошли  адаптацию  к  ДОУ  безболезненно.

Список  используемой  литературы.

О.Г. Заводчикова «Адаптация  ребенка  в  детском  саду»  Москва, «Просвещение»,2007 г.

Н.В. Соколовская «Адаптация  ребенка  к  условиям  детского сада» Москва, «Учитель», 2007 г.