Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка.
статья

Малик Надежда Михайловна

Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Не всегда родители задумываются о том, какое влияние они оказывают на формирование личности ребенка. Поэтому так необходимо знакомить родителей со стилями воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Влияние семейного воспитания   на формирование личности ребенка»

Цель: Способствовать формированию у родителей оптимально эффективных  ролевых позиций в семье.

Задачи:

      1.Формирование у родителей активной жизненной позиции в вопросах воспитания и обучения детей.

  1. Формирование представлений у родителей о стилях воспитания.
  2. Способствовать развитию рефлексивных навыков в вопросах воспитания ребенка.
  3. Развитие творческого потенциала.
  4. Развитие групповой сплоченности родительского коллектива.

Ход собрания:

1.Введение.

Уважаемые родители, а начать наше собрание я хочу с притчи

о Путнике Вечности.  Я хочу вам ее рассказать.

                                                 Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

                                   Беседа с родителями

- Ребенок – это и есть Путник Вечности! 

Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем.

- Душа ребенка – это полная чаша

  • (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ). Каким вы хотите видеть своего ребенка? 
  • Какими чертами характера он должен обладать?
  • Какими качествами вы бы хотели его наделить?) У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко(сердечки вырезаны из ярких открыток),поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? 

(При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. ) Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли.

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью,

Существует древняя педагогическая мудрость: “Все хорошее и плохое ребенок черпает в семье”. И с этим трудно не согласиться. Семья - это мир, где ребенок живет с самого рождения, с этим миром он связан всю жизнь.

Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный.

Обычаи жизни в семье, отношения между взрослыми, вся обстановка очень влияет на детей. Воспитание- это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие в основном 2 человека: отец и мать. Вместе они несут ответственность за то, каким вырастает их ребенок. Воспитывать вашего ребенка будут и ваш дом – пусть скромно обставленный, но аккуратный и чистый, ваше доброжелательное отношение к его бабушке, дедушке – Вашим родителям. Но основой любой системы воспитания должна быть любовь. Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность, нежность и признательность.

2. Разогрев.

- Предлагаю вам поработать в группах.

Ваша задача:

1. Узнать  и назвать героев на иллюстрации. Назвать произведение или фильм.

2. По каким признакам вы решили, что именно этот стиль воспитания соответствует иллюстрации?

3. Найти в раздаточном  материале подходящее  описание, соответствующее иллюстрации.

4. По возможности дать определение стилю семейного воспитания.

1группа. Сказка «Золушка» западноевропейская сказка, известная под редакцией Шарля Перо.

 Авторитарный стиль воспитания. 

2 группа. Сказочная повесть английской писательницы Памелы Трэверс  «Мери Поппинс».

Демократический стиль воспитания.

3 группа. Сказка «Колобок».

Либеральный стиль воспитания.

Выступление каждой группы.

3. Практические задания.

Сейчас я попрошу выйти 3 пары родителей. Сейчас мы с вами наглядно посмотрим особенности каждого стиля воспитания.

Разделитесь, кто в паре будет ребенком, кто родителем.

Задача родителей — уложить ребенка спать, задача детей — не соглашаться.

 Первый родитель покажет нам, как бы себя повел при

 авторитарном стиле воспитания,

 второй родитель — при либеральном,

 третий — при демократическом.

После того, как родители проиграют сценки, педагог спрашивает, как чувствовали себя «дети» в каждой паре.

Как правило, в либеральной семье ребенок чувствует себя ненужным,

в авторитарной подавленным,

а в демократической ребенок чувствует себя комфортно.

 4. Теоретическая часть.

Авторитарный стиль и его характеристика.

Поведение родителей (Р.):

Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу!        

Поведение детей (Д.):

Дети испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до него дела. Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.):

Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю.

Поведение детей (Д.):

Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)        

В отличие от попустительского стиля, либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен  слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным.        

Поведение детей (Д.):

Дети либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода?  Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)        

Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Такие Р. любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь

Поведение детей (Д.) 

(Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить,  сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д. безразличных Р. проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

5.Дискуссия.

6.Обобщение.

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей, у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место быть!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.

Беспорядочное чередование стилей, непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей.

Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений. А что Вы об этом думаете?

Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. 

В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая.

Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении.

 Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.

«Десять заповедей родителей».(на столе разложены лепестки волшебного цветка)

- Возьмите по одному лепестку, прочитайте написанную на нем заповедь и поделитесь своим мнением.

  1. Не жди, что твой ребенок, будет таким, как ты. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что для него делаешь. Ты дал ему жизнь. Он отблагодарит тебя, подарив жизнь своему ребенку.
  3. Не думай, что ребенок принадлежит только тебе, он не твоя собственность.
  4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.
  5. Не относись к проблемам ребенка свысока.
  6. Никогда не унижай ребенка.
  7. Не упрекай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка; упрекай себя, если можешь, но не делаешь.
  8. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку того, чего не хотел бы своему.
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, неторопливым, гиперактивным, капризным, упрямым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это «праздник, который всегда с тобой».

- А теперь соедините лепестки – пусть распуститься наш «Цветок воспитания»!

(изготовление «Цветка воспитания»)

7.Рефлексия.«Я – хороший родитель!»

- Уважаемые родители, предлагаю вам, передавая наш «Цветок воспитания» друг другу, продолжить фразу «Я хороший родитель, потому что…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние эстетического воспитания на формирование личности

консультация для педагогов ДОУ . Важность эстетического воспитания в формировании гармонично развитой личности...

Влияние эстетического воспитания на формирование личности (из опыта работы)

практические примеры эстетического воспитания для детей младшего дошкольного возраста...

консультация для родителей : Влияние эстетического воспитания на формирование личности

консультация для родителей о влиянии эстетического воспитания на формирование личности...

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов....

Презентация "Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка"

В презентации рассказывается о влиянии типов семейного воспитания на личность ребенка...

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка (Родительское собрание)...