Статья "Экономическое воспитание в семье"
статья (старшая, подготовительная группа)

Маргозина Татьяна Владимировна

Цель данной статьи - привлечь внимание родителей к необходимости экономического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st._ekonomika_v_seme.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Экономическое воспитание в семье».

Как бы парадоксально ни звучало понятие «экономическое воспитание дошкольников», но оно необходимо и имеет место быть, особенно в наше время. На наших детей с раннего возраста обрушивается поток экономической информации, и, хотим мы этого или нет, ребенок вынужден самостоятельно ее «переваривать». Находясь дома, он видит как, мама и папа нередко спорят, а иногда и ссорятся из-за отсутствия денег или распределяют семейный бюджет.

Включая телевизор, маленький человечек постоянно видит рекламу, заполонившую телевидение. У ребенка начинает возникать множество вопросов: «Кто такой бизнесмен?», «Почему нельзя купить сразу все, что нравится?», «Почему не хватает денег на все, что хочется купить?»

Современные дети живут в условиях перехода к рыночным отношениям с их жесткими законами, с везде присутствующей  рекламой, с растущим числом банков. Наши дети довольно часто слышат слова «кредит», «ипотека» и др. А ведь это вопросы из области  экономики. Зачем она нужна ребенку? Ведь впереди у него школа, институт, которые научат всему в свое время. На первый взгляд «экономика» и «дети» - два совершенно несовместимых понятия. Но жизнь такова, что ребенок поневоле сталкивается с экономическими понятиями. Вот поэтому нам, педагогам и родителям, необходимо прийти на помощь детям. Ни в коем случае не отмахиваясь от их вопросов. Мы должны на доступном ребенку уровне преподнести экономическую информацию так, чтобы он понял все, что хотел понять.

- Что может стать содержанием экономического воспитания в семье?

Это  прежде всего домашнее хозяйство: домашние занятия родителей, бытовая техника в доме и т.д.  Это профессии родных, семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия), деньги и др.

Почему так важно знакомить ребенка с домашним трудом, домашним хозяйством?

Очень важно, чтобы ребенок был причастен к домашним делам и хлопотам. В семье всегда найдется поле для совместной деятельности ребенка и родителей. Содержание ее многообразно:  участие в приготовлении  пищи, мытье посуды,  стирке белья, заготовке продуктов. С девочками – плетение, вышивание, вязание; с мальчиками – ремонт различных приборов, мебели.

Совместный труд в семье позволяет удовлетворить потребность детей в общении, приучает ребенка к аккуратности, ответственности. Именно в семье при включении в совместную  хозяйственную деятельность они приучаются к бережливости. Бережливость – показатель общей культуры человека, его зрелости.

Ребенку важно знать о необходимых помощниках в домашнем хозяйстве – бытовой технике и орудиях труда. Показывайте в доступной форме, объясняйте назначение каждого бытового прибора. Дошкольник видит, что использование механических  и электрических приборов ( пылесоса, стиральной машины и др.) облегчает труд, повышает его качество, экономит время. Он начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека.

 Что дает ребенку ознакомление его с профессиями родных и близких?

 Знакомство с профессиями родных и близких, раскрытие роли этих профессий в обеспечении нужд и потребностей семьи очень важны в развитии ребенка. Расскажите малышу о месте своей работы, как правильно называется ваша профессия, для чего она нужна. Вместе с ребенком выясните, представители  еще  каких профессий есть в семье, сколько человек имеют одну и ту же профессию (династия), сколько – разные профессии.

Путешествуя с дошкольником по городу, обращайте его внимание на разные здания: больницу, банк, магазин, школу – это места работы родителей и других людей. Объясните, что работа существует для обеспечения семьи предметами, которые ей необходимы и которые она хотела бы иметь.  Так  постепенно у детей формируются  представления о многообразии профессий, ценности труда родителей и близких родственников, взаимосвязи понятий «труд» и «деньги». Так старший дошкольник включается в реальную жизнь семьи.

Деловая игра «Семейный бюджет». Это вариант ознакомления ребенка с семейным бюджетом.

(Родители сидят за двумя столами. На каждом столе – пустая коробка, на которой написано слово «Бюджет», пять кошельков с деньгами и один пустой.) У вас на столе коробка и пять кошельков с деньгами. Разберите эти кошельки: один кошелек – мамин, второй – папин, третий – бабушкин, четвертый – дедушкин, пятый – старшего сына-студента и шестой кошелек (пустой) – ребенка-дошкольника.

- Что лежит в коробке? ( Ничего.)

- Что находится в кошельке? ( Деньги.)

- Как попали деньги в кошелек к папе  (маме)? (Он (она) получил(а) зарплату за свой труд.)

- Как  оказались деньги у дедушки (бабушки)? Он (она) получил(а) пенсию.)

- А у студента  откуда деньги? (Он получил стипендию.)

-  Почему же кошелек  ребенка оказался пустым?  ( Потому что он еще маленький  и не может сам зарабатывать.)

- Как вы считаете, может ли малыш чем- то быть полезен своей семье? ( Помогать по дому.)

- А сейчас положите все деньги в одну коробку. Как мы  можем назвать деньги, которые лежат в ней?  ( Доход семьи.) Еще эти деньги принято называть бюджетом семьи, или семейным бюджетом.

Так незатейливо можно объяснить, что такое семейный бюджет. Ребенок никогда не поймет, что такое семейный  бюджет, если сам не поучаствует в его распределении. Привлечение к обслуживанию  семейного бюджета воспитывает у детей правильное (рациональное) отношение к деньгам, развивает умение считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи. Такие обсуждения помогают взрослым найти общий язык с детьми в практических делах, учат малышей видеть возможности семьи и учитывать их.

Посещая с ребенком  магазины, совершая совместные покупки, обосновывайте ему их необходимость (значимость), возможность приобретения и особенность использования их в домашнем хозяйстве. Вот так накапливайте определенный «экономический» опыт вместе с детьми. Он в дальнейшем будет обогащаться, уточняться, систематизироваться с помощью нас, взрослых. Знания приобретут в дальнейшем социальную направленность, что позволит ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, слова и фразы и поможет адаптироваться в современной социальной действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».

     Семейное воспитание общее название  процессов  воздействия на детей   со стороны  родителей и  других членов семьи   с целью  до...

Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...

Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).

Цель:  Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и  воспитателей о труде.  Систематизировать  знания родителей...

Буклет для родителей "ЦЕННОСТИ СЕМЬИ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА «СЕМЬЯ – ЭТО МОЯ ОПОРА!»

Фраза «я люблю тебя» имеет огромную ценность. Каждый раз, когда вы ее говорите, выражайте важность для вас этих слов.Очень важно родителям учить своих детей, как принимать правильные решен...

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье»

Предложенный материал дает возможность родителям понять значение и необходимость музыкального воспитания....

Защита опыта семейного воспитания семьи Лыковых «Трудовое воспитание в семье».

Материал поможет родителям и педагогам в решении вопросов трудового воспитания детей....