Консультации для родителей:"Как воспитывали девочку на Руси" и "Растим патритов с детства"
консультация (старшая группа)

 Заикина Светлана Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_devochk_na_rusi.docx134.85 КБ
Файл rastim_patriotov_s_detstva.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 32

г. Каменск-Шахтинский

    Консультация для родителей на тему:C:\Users\Татьяна\Desktop\игры\image (43).jpg

            «Воспитание детей на Руси»

Воспитатель:   Заикина  С.В.

        2018г

Воспитание девочек на Руси

Воспитание девочек на Руси проходило очень серьёзно. Ведь девушка – это хранительница Рода, хорошая дочь, жена, мать. Хранительница очага, муза и символ, ради которого мужчины защищают Родину, совершают подвиги..

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

 «Бабий кут».

 Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Уборка в доме.

 В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство.

 В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество.

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Что умела девочка в 10 лет (без помощи взрослых), живущая в селе век назад?

 - нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать - с утра до вечера);

 - принести дрова, очистить печь, топить её;

 - принести воды из колодца;

 - варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;

 - сбивать масло;

 - накрывать на стол, мыть посуду;

- подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;

 - вытрясать и чистить половики;

- прясть, ткать, вышивать, вязать;

 - стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;

 - прибирать постель (в т.ч. вытрясать);

- менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;

 - кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;

 - собирать куриные яйца;

- доить корову;

 - сажать, полоть и поливать огород;

 - собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;

 - убирать урожай на огороде и в поле;

 - пасти корову, козу, гусей, уток;

- возить на коне копны на сенокосе;

 - удить рыбу....

 И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу.  

Традиции и особенности воспитания мальчиков на Руси

Прежде всего, необходимо вспомнить о тех ценностях, которые прививались детям в русских семьях вне зависимости от половых различий. Во главу угла ставилось почитание родителей и вообще старших. Гарантией того, что эти традиции будут сохранены, служило то, что семьи жили вместе в общем доме и опыт предавался от старшего поколения младшему.
Уважение и бережное отношение к окружающему миру – еще один принцип воспитания на Руси. Умение жить в гармонии с природой воспитывалось с раннего детства, так же как уважение к своему Отечеству. Вместе с тем детям передавались трудовые навыки, такие как обработка земли и выращивание хлеба, например. Формирование трудолюбия считалось обязанностью родителей, тогда как лень признавалась следствием недостаточного воспитания.
Нравственное воспитание присутствовало всегда, об этом говорят пословицы и поговорки, сохранившиеся до настоящего времени. «Не стыдно молчать, когда нечего сказать», «От учтивых слов язык не отсохнет» - в этих и других поговорках народная мудрость о правилах поведения и хороших манерах. Традиции гостеприимства были столь сильны, что уходя из дома, хозяева не закрывали дверь, а на столе оставляли угощение для возможных гостей. Естественно, что в этих традициях воспитывались и дети.

Различия в воспитании девочек и мальчиков объяснялись, прежде всего, тем, что девочек воспитывали как будущих матерей и хранительниц семейного очага, а мальчиков – как будущих воинов, защитников и кормильцев. Поэтому и игры и игрушки у них были разными. Игры мальчиков были, прежде всего, направлены на формирование мужского стиля поведения, им были свойственны агрессия, азарт, определение победителей и побежденных. Участие в игре было для мальчика испытанием, позволяющим в случае побед повысить свой авторитет. Наказание за проигрыш учило преодолевать боль и трудности. Лет с десяти мальчик принимал участие в коллективных играх вместе с взрослыми – взятие снежного городка или кулачные бои, которые проводились в праздники.

Первый этап перехода из младенчества в отрочество был связан для мальчика с постригом и сажанием на коня. Происходило это обычно в два – три года. Начиная с этого момента, мальчиков готовили к защите не только своей семьи, но и всего Отечества. В «Повести временных лет» рассказано о том, как сын Игоря и Ольги Святослав был посажен на коня и подал знак дружине о начале схватки, запустив копье во врагов. И пусть копье не пролетело далеко, так как он был еще ребенком, но видно, что маленького князя воспитывали как воина настоящего, а не будущего.

В двенадцать лет юноша получал второй меч, как знак того, что он уже должен в совершенстве овладеть этим оружием и стать настоящим воином. С этого времени он мог участвовать в походах и сражениях и завоевывать собственную славу.

Не стоит думать, что знания, связанные с ратным делом, были единственными получаемыми мальчиками. Владимир Мономах в «Поучении своим детям» указывает на то, что «… чего не умеете, тому учитесь…» и приводил в пример своего отца, знавшего пять языков. О том, что обучение на Руси ценилось всегда, говорят русские пословицы и поговорки, и найденные археологами берестяные грамоты, в которых дети учились писать.

Кто же должен был заниматься воспитанием мальчиков? Интересно, что на Руси воспитание мальчиков считалось не женским делом. В семьях дворянских были дядьки, которые наряду с няньками ухаживали за детьми мужского пола, а для получения образования нанимали гувернера – мужчину. В крестьянских семьях мальчики сразу росли в мужской среде, так как очень рано начинали помогать старшим мужчинам по хозяйству. Трудовое воспитание мальчиков считалось прямой обязанностью мужчины, так же как и наука мужского поведения. Обучение сына велось собственным примером: наблюдая за отцом, мальчик обучался труду, учился строить взаимоотношения с окружающими, вести себя сообразно ситуации.

Наказание детей также являлось прямой обязанностью отца, ведь общественное мнение требовало от него строгости в воспитании детей. При этом наказание обязательно должно было быть заслуженным и запомниться на всю жизнь, поэтому проводилось с соблюдением определенного ритуала. Наказание могло быть назначено за воровство, неуважение к старшим, непослушание и другие проступки. При этом решения, принимаемые отцом, не обсуждались, а беспрекословно исполнялись.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 32

г. Каменск-Шахтинский

             

                    Консультация для родителей на тему:

                   «Растим патриотов с детства»

Воспитатель: Раздобарова С.В.

                                г.Каменск-Шахтинский

 «Воспитываем патриотов с детства».

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно- патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России; своем городе;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Рекомендации для родителей.

• Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

• Расширяйте собственный кругозор.

• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

• Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.

• Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

• Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.

• Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.

• Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.

• Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.

• Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!».

• Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

• Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.

• Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

Выучите с ребёнком стихотворение З. Александровой «Родина».

Рекомендуем для прочтения детям следующие произведения:

Алексеев С. «Дом», «Первый ночной таран»,Жариков А. «Юнбат Иванов»

Жаров А. «Пограничник», Кассиль Л. «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»,  Кончаловская Н. Отрывки из книги «Наша древняя столица», Крылов Я. «Трехцветный флаг»,Ладонщиков Г. «Наша Родина»

Лермонтов М. Ю. «Бородино», Махотин С. «Этот дом со скрипучим крыльцом», Орлов В. «Родное», «Я и мы», «Разноцветная планета»,

Орлов С. Родина», Прокофьев А. «Нет на свете Родины красивей»

Степанов В. «Родные просторы», Яковлев Ю. «Мама», «Малая Родина».

Выучите с детьми пословицы:

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Нет в мире краше Родины нашей.

Везде хорошо, но милее Родины нет.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина – мать, умей за нее постоять.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Для прочтения детям рекомендуем  русские народные сказки.

  Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает,  познакомить детей с предметами русского быта.   Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство, дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Мальчики и девочки - два разных мира"

В консультации затронуты вопросы гендерного воспитания, актуальные на современном этапе....

Консультация для родителей "Что воспитывает детский сад"

Консультация для родителей, которые собираются отдавать детей в детский сад...

Консультация для родителей «Как воспитывать девочку и мальчика?»

Консультация для родителей«Как воспитывать девочку и мальчика?»...

консультация для родителей « Гражданин воспитывается с детства»

Консультация для родителей« Гражданин воспитывается с детства»...

Консультация для родителей "Как воспитывать девочку".

Очень важно обратить внимание на гендерное воспитание детей....

Консультации для родителей "Как воспитывать девочку"; "Как воспитывать мальчика". Средняя группа «Пчелки».

Консультации для родителей. Средняя группа "Пчелки""Как воспитывать мальчика"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28009362","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...