Мои публикации
план-конспект занятия

Сафарова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ Майнский детский сад № 2 "Сказка" «Знакомство с Мордовией» Автор-разработчик проекта воспитатель первой кв. категории Сафарова Е.В. ПРОЕКТ

Слайд 2

Актуальность Поверхностные знания о культуре мордовского народа, а мордовская народная одежда- наиболее яркая и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Поэтому знакомство с ее многообразием, красотой, колоритом и величием способствует развитию интереса у детей к культуре мордовского народа, решению задач речевого, познавательного развития, формированию основ эстетической культуры личности дошкольника.

Слайд 3

Цель проекта познакомить с национальным костюмом мордвы. Задачи - закрепить знания детей о Мордови ; - отобрать информационный материал о национальном костюме мордвы (история развития мордовского народного костюма, его особенности, разнообразие одежды мордвы, эстетические достоинства, и т. д.) ; - разработать конспекты занятий по ознакомлению детей с мордовским национальным костюмом; - создать и оформить наглядный материал; - создать дидактические игры

Слайд 4

Этапы работы Подбор и изучение литературы Создание демонстрационного материала Составление конспектов занятий Создание дидактических игр Создание развивающей среды

Слайд 5

Работа с родителями Консультации - Знакомим детей с мордовским национальным костюмом - Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами мордовского декоративно-прикладного искусства- Физические возможности дошкольника Открытые просмотры - Занятие «Украшение мордовской рубашки ( панар )» - Фольклорный праздник с использованием мордовского костюма - Выставка совместного творчества детей и родителей "Мордовский костюм"

Слайд 6

Демонстрационный материал, пособия

Слайд 7

Дидактические игры

Слайд 8

Предметно-развивающая среда

Слайд 9

Основные формы реализации проекта Занятия: «Давайте знакомится - Мордовия» (с детьми старшей группы) 2. «Ознакомление с мордовским костюмом» (с детьми старшей группы) 3. Костюм мордовского народа (с детьми подготовительной группы) 4. Украшение мордовской рубашки ( панар ) (с детьми подготовительной группы) 5. Играем в мордовские игры.

Слайд 10

Результаты продуктивной деятельности

Слайд 12

Фольклорный праздник

Слайд 14

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Проект «Масленица»

Информационная карта проекта:

Название проекта: «Масленица»

Вид проекта: познавательно - творческий

 Цель проекта: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях русского народа.

Задачи проекта:

  1. Раскрыть значение празднования Масленицы, познакомить с символами праздника. Закрепить представление о сезонных изменениях в природе.
  2. Развивать двигательную активность, речь, мышление, внимание, память.
  3. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Предполагаемый результат:

Уметь совместно с родителями, а затем и самостоятельно изготовлять чучело масленицы.

Участники проекта: Дети старше - подготовительной разновозрастной группы, их родители, воспитатели группы, сотрудники музея.

Сроки реализации проекта: 2 недели

Этапы проекта:

  1. Этап целеполагания:

Беседа с детьми о дне равноденствии, прощание с зимой и встреча с весной, участие в празднике «Масленица».

  1. Этап планирования:

- разработка перспективного плана работы над проектом;

         - поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме                   «Масленица»;

         - подбор загадок, пословиц о  «Масленице», шуток, прибауток;

         - подбор подвижных игр, игр-забав;

         - подбор песен-хороводов, танцев, частушек;

         - изготовление сценических костюмов.

  1.  Этап осуществления проекта:

- Пополнение книжного уголка книгами  с загадками о весне, пословицами и поговорками, закличками, сказкой о встрече  зимы с весной и пересказ ребёнком её содержания;

      - беседы: «Масленичная неделя», «Как появился праздник», «Символ масленицы», «Сжигание чучела»;

      - познавательная беседа «Для чего нужны праздники»;

 - экскурсия в музей: познавательно - развлекательное мероприятие «Масленица» (Приложение);

       - игры-забавы: «Снежки», «Весёлые валенки»,

       - испечь блины,  совместно родители  и дети;

       - знакомство с пословицами и загадками, шутками, прибаутками;

       - знакомство с различными видами театров (кукольный, пальчиковый, настольный)

      - театрализованная деятельность: драматизация сказки «Масленица пришла» для детей младшей разновозрастной группы;

      - организация выставки  рисунков «Как я провёл Масленицу»;

     - мастер-класс «Изготовление чучело Масленицы»;

     - участие в празднике «Масленица»;

     - беседы в семье с детьми о прошедшем празднике;

     4. Презентация проекта:

 Праздничное развлечение «Масленица».

5.Анализ результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вечер – развлечение «Масленица»

Интегрируемые образовательные области:

«Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях русского народа.

Задачи:

  1. Раскрыть значение празднования Масленицы, познакомить с символами праздника. Закрепить представление о сезонных изменениях в природе.
  2. Развивать двигательную активность, речь, мышление, внимание, память.
  3. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Ход вечера -  развлечения

Ведущая: Заканчивается долгая зима. Вот-вот солнце совершит свой круг и начнет разгораться в весеннем равноденствии, а зима не хочет сдаваться, мороз еще кусает, холод-стужу напускает, снег на землю трясет, да все ж «как ни мети метелица - все весной повеет». В народе про последний месяц зимы говорят так: «Февраль зиму выдувает». В этом месяце и встречают масленицу, а уж февраль солнце на лето поворотит, рассечет зиму пополам, сам слывет бокогреем,  да таким, что медведю в берлоге бок согреет. Вот и день подрастает все заметнее, стоят оттепели, с крыш льет капель. На масленицу, по народной примете, зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, со своего хотения только потеет. Поэтому с незапамятных времен славит масленица самым веселым, разгульным предвесенним праздником. Поэтому ее и прозвали: «широкая», «веселая», «затейливая», «сырная». Масленичными песнями и обрядами на праздник закликали солнце, вызывали его весеннее «разгорание». Масленицу празднуют целую неделю. Каждый из дней имеет своё название и свои традиции. Сегодня, мы познакомимся с некоторыми из них. Будем праздник справлять, Зиму провожать, Весну-кросну встречать, Масленицу зазывать!

      Ребенок:

     От души вас поздравляем

     И сердечно приглашаем:

     Все заботы бросьте,

     Приходите в гости,

     Прямо к нашему крыльцу

     К нам на Масленицу.

     Убедитесь сами:

     Угостим блинами,

     На сметане пышками,

     Пирогами пышными,

     Февралю - помашем,

     Марту - "здравствуй" скажем.

 Самое время за шутки приниматься, наши проводы русской зимы начинаются с хоровода!

      Песня-хоровод «Выпал беленький снежок»

Ведущая: Разогрелись мы, а теперь пора позвать к нам саму Зимушку-зиму. Надо произнести волшебные слова:

Раз, два, три,

Ты зима к нам проходи!

Дети вмести:

Раз, два, три,

Ты зима к нам проходи!

Под музыку появляется Зима

Зима: Снег пушистый стелется.

           Улица бела.

           Я Зима-метелица,

           В гости к вам пришла!

Хорошо ли вам было зимой? Чем вам я понравилась?

Ответы детей.

Ведущая: Зима, ты настоящая затейница. Научила наших ребят кататься на санках, лыжах, коньках.

Зима: Дети в этом году  я рассыпала на землю  много снега, а вы знаете, для чего я это делаю?

Ответы детей

Ведущая: Правильно дети снег укрывает землю как пуховым одеялом. Не дает замерзнуть ни растениям, ни животным. А для нас это красота и возможность поиграть в снежки.

Проводится игра в снежки.(Дети встают в круг со снежками, в центре круга стоит ведро, дети по команде ведущего бросают снежки в ведро)

Ведущая: Дети, но зимой на улице холодно, что нужно,  сделать чтобы не замерзнуть?

Дети: Надеть тёплую одежду.

Ведущая: Правильно! Скажите, какая обувь будет в стужу самая теплая? Конечно валенки. Мы сейчас с Зимушкой проверим вашу ловкость.

Проводится игра «Веселые валенки».( Дети делятся на две команды. Каждый участник должен надеть валенки, обижать стульчик, вернувшись обратно снять валенки и передать их следующему участнику.)

Зима: Хороша была игра,

           А теперь пришла пора

           В хоровод скорей вставать,

           Пляску дружно начинать!

Танец «Если нравиться тебе, то делай так…»

           

Зима: Хорошо у вас дети. Мне очень нравится, только с каждым часом становлюсь я слабее. Ярче светит солнышко, появляются сосульки, громче поют птицы. Все потому, что скоро придет Весна, а это значит что мне – Зиме пора с вами прощаться

.

Зима уходит.

Ведущая: ребята, чтобы Весна нашла к нам дорогу надо произнести волшебные слова:

Весна приходи,

И тепло с собой неси!

Появляется весна

Весна:

Здравствуйте, ребята!

Я к вам опять пришла.

Вьюги и метели

Прочь я прогнала,

Принесла вам солнца,

Света и тепла.

Очень этой встречи

С вами я ждала

Ну, а вы по мне скучали? (Скучали.)

Без меня не замерзали? (Замерзали.)

Пожаловала в гости я к вам друзья,

А пока вам работа для ума.

Отгадайте загадки.

Загадывает загадки о весне.

1.Она приходит с ласкою

   И со своею сказкою

   Волшебной палочкой взмахнет

   В лесу подснежник расцветет.(Весна)

2.Ежедневно по утрам оно в окошко входит к нам,

   Ежели оно вошло, значит день пришел давно.(Солнце)

3.Из-под снега расцветает,

   Раньше всех весну встречает.(Подснежник)

Весна: Загадки отгадывать вы мастера! Но чтобы мне вступить в свои права нам надо зазвать Масленицу. Помогите, мне пожалуйста.

Дети:

Душа  ты наша Масленица,

Приезжай к нам в гости  на широкий двор,

На горах кататься, в блинах поваляться,

Сердцем потешиться, умом повеселиться,

Речью насладиться!

Приезжай к нам на семидесяти семи санях расписных,

На лошадках вороных – к нам не пир пировать,

А блины поедать!

Слава тебе, барыня Масленица! Слава!

В зал вносят чучело масленицы.

Ведущая: Становись народ в хоровод, окружим почетом нашу Масленицу. Масленицу на Руси встречают веселыми песнями, плясками, забавными играми, шутками, прибаутками.

Давайте встретим Масленицу веселым танцем «Бугги-Вугги»

Танец «Буги-вуги»

Исполнение частушек

Начинаем петь частушки,

 Просим не смеяться:

 Тут народу очень много,

 Можем растеряться!

Приходите, заходите

 На румяные блины.

 Нынче Маслена неделя — Будьте счастливы, как мы!

 Я на Маслену готов

 Скушать 50 блинов.

 Закушу их сдобою,

 Похудеть попробую.

 Напеки, кума, блинов,

 Да чтоб были пышные.

 Нынче Маслена неделя –

 Можно съесть и лишнего.

 Прилетали марсиане,

 Остались довольные.

 Их тарелки не пустые,

 А блинами полные.

 Пятый блин я слопала,

 На мне юбка лопнула.

 Пойду юбку зашивать,

 Чтобы есть блины опять.

 Веселей играй, гармошка,

 Масленица, не грусти!

 Приходи, весна, скорее,

 Зиму прочь от нас гони!

 Мы кончаем петь частушки

 До другого вечера.

 Вы сидите до утра,

 Коли делать нечего.

Весна: Ребята, а как вы думаете почему масленицу еще называют «лакомкой»?

Ответы детей

Весна: Потому, что существует давняя традиция поедать блины, угощать ими всех родных, друзей и знакомых. Каждый блинчик похож на маленькое солнце, которое согреет вас своим теплом.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, разбирайте,

Похвалить не забывайте!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!..

 Песня-хоровод « Блины»

Весна угощает всех блинами.

Весна: С вами я должна проститься,

             В лес мне надо возвратиться.

             Много нужно мне успеть:

             Землю солнышком согреть,

             Птиц встречать, цветы растить,

             Лед в овражках растопить!

             Мне пора уже пора,

             До свиданья, детвора!

Ведущий: Давайте попрощаемся с весной и с Масленицей и исполним песню-хоровод «Прощай Масленица»

Песня-хоровод «Прощай Масленица»

Весна уходит. Праздник заканчивается.



Предварительный просмотр:

Проект  «Покров – батюшка»

Информационная карта проекта:

Название проекта: «Покров - батюшка»

Вид проекта: познавательный

 Цель проекта: Присоединение дошкольников и их семей через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям.

Задачи проекта:

- Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, русской культуре как части мировой культуры;

- Прививать уважение и любовь к обычаям наших предков к христианской религии,  к народному фольклору;

- Познакомить со старинными словами, расширять словарный запас;

- Дать представление о той атмосфере в которой жили и трудились предки;

Предполагаемый результат:

У детей развивается познавательный интерес и любознательность, повышается активность, дети учатся проявлять свои положительные эмоции.

Отношения детей и родителей становятся ближе, доверительнее.

Дети учатся  уважать обычаи наших предков.

Участие детей и родителей в праздничном мероприятии «Покров - батюшка».

Участники проекта: Дети старше - подготовительной разновозрастной группы, их родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, сотрудники музея.

Сроки реализации проекта: 2 недели

Этапы проекта:

  1. Этап целеполагания:

Беседа с детьми «О первом снеге» с предложением подготовки к празднику «Покров –батюшка» и участия в празднике.

  1. Этап планирования:

- разработка перспективного плана работы над проектом;

     - приглашение родителей для участия в проекте – выбрана группа инициативных родителей для участия в празднике.

     - подбор литературного материала: иллюстрации, стихи, пословицы и поговорки о Покрове.

     - подбор информации для реализации проекта через ИКТ: молитва «Богородица, Дева радуйся», стихи, изображение  иконы «Покров Пресвятой Богородицы».

     - подготовка материала для продуктивной деятельности (для изготовления снежинок,  калачей и булок из солёного теста)

    – подбор музыкального репертуара, сценария к празднику.

  1. Этап осуществления проекта:

     -  беседы с детьми о предстоящем празднике, о первом снеге, о Покрове и значении его в жизни русского народа;

         - обсуждение с детьми пословиц и поговорок и их значение.

         -  чтение и обсуждение худ. литературы (Презентация «История праздника Покрова Пресвятой Богородицы».

         - разучивание песни: «Молитва с мамой», игр «Выбери жениха», «Снежки».

        - изготовление основ для поделки («Замешивание соленого теста»).

        - изготовление булок и калачей.

        - подготовка к  празднику «Покров - батюшка».

        - задания для родителей и детей: подбор примет, поговорок и пословиц о Покрове.

      - репетиция песен к празднику;

      - чтение стихов к празднику;

 - экскурсия в музей: познавательно- развлекательное мероприятие «Покров - батюшка» (Приложение);

  1. Презентация проекта:

      – праздничное развлечение «Покров - батюшка»

5.Анализ результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Совместное мероприятие ДОУ с краеведческим музеем

«ПОКРОВ – БАТЮШКА»

Цель мероприятия: Присоединение дошкольников и их семей через совместную деятельность к единым социокультурным  ценностям.

Целевая установка: приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях детей.

Задачи: Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, русской культуре как части мировой культуры;

Прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору;

Познакомить со старинными словами. Расширять словарный запас.

Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.

Оборудование: мультимедийный проектор, зал оформлен в виде русской избы, макет русской печки, на столе самовар, бублики и т.д. Заготовки открыток для ресурсного круга, фломастеры, снежки из бумаги и рушник для игр. Ведущий в русском народном костюме. Дети рассаживаются полукругом вместе с родителями, примерно 5-6 детей на одного родителя.

Ребенок. Стихотворение «Покров» (автор Е.Санин), на экране изображение снегопада.

Облетела с ветвей листва.

Месяц в тучах нашёл ночлег,

И на самый день Покрова

Выпал чистый – пречистый снег.

Он надежно укрыл собой

Поле, лес и родимый кров,

Всем напомнив, что над землей

Богородица держит Покров!

Ведущая. О каком празднике говорится в этом стихотворении?

Ведущая. Осенью деревья постепенно меняют свой зелёный наряд на золотой, а потом до весны расстаются и с ним. Холодные дожди серыми красками разрисовывают и землю, и деревья, и кусты… Но грустить запрещается!  Вот-вот наступит  удивительный праздник Покров Пресвятой Богородицы.  Сама божья матерь укроет своим платком – омофором все вокруг, чтобы избавить людей от печалей, защитить от бед и каждому подарить надежду.

Наши предки всегда с особой теплотой и почитанием относились к Богородице. Они верили: Божья Матерь избавляет от печали и несчастий. Пречистая издавна считалась заступницей детей и девушек на выданье, заботливой покровительницей замужних женщин и свободолюбивых казаков. Неудивительно, что праздник Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых осенних праздников. А отмечают его 14 октября, в память о чудесном событии, произошедшем в давние времена. В этот день молятся: «Батюшка Покров! Покрой избу теплом, а хозяйку добром!»  Топили печь и шли за дожиночным снопом – тем, что был сжат последним. Его хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп хранит силу со всего сжатого поля. На покров этим снопом  кормили домашнюю скотину.

Ведущая. Каких домашних животных вы знаете?

Ведущая. Давайте заглянем в наше прошлое.

Инсценировка «Диалог матери и дочери»

Сцена – «русская изба». Мать (родитель) и дочь, одетые в русские костюмы. Дочь качает куклу в колыбельке, а мать наводит порядок в горнице: застилает скатерть, ставит на стол самовар, расставляет чашки с блюдцами. Над столом висит икона «Покров». Включается колокольный перезвон.

- Матушка, почему сегодня так красиво колокола звенят, поют?

Сегодня праздник Покрова Божьей Матери.

(Мать берет иконочку, протирает её, целует, крестится)

- Пресвятая Богородица, спаси нас!

- Матушка, расскажи мне про Покров Богородицы!

- Ну, хорошо, садись, слушай…

(Снимает икону, садится на лавку с дочерью.  Музыкальный фон – молитва «Богородица, Дева радуйся».  На экран выводится презентация «История праздника Покрова Пресвятой Богородицы», демонстрируется одновременно с рассказом).

Рассказ матери.  Шла война. Царьград осадили враги, подступив к самым городским стенам. Днем и ночью служили священники в храмах, моля Господа о спасении города и людей. В один из таких дней, когда храм был полон молящихся, вдруг святой Андрей, подняв свой взор к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светилом и окруженную ангелами и святыми. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала молиться за христиан и долго пребывала в молитве. Она просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Святое имя, прибегающих к Его  заступлению. Закончив молиться, она сняла со своей головы покров и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от видимых и невидимых врагов. И этот покров в руках  Владычицы блистал «ярче лучей солнечных».

Святой Андрей спросил стоящего рядом ученика своего Епифания: «Видишь ли ты, брат, Царицу и госпожу, молящуюся обо всем мире?»

Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь».

В память этого события в 12 веке князем Андреем Боголюбским установилась традиция празднования дня Покрова Пресвятой Богородицы.

Дочь.   (Берет куклу на руки, качает и рассказывает ей).

- Послушай меня, дитятко, я тебе тоже расскажу. Богородица – Бога родила. Она его мама. Сам господь её слушался и нам, людям заповедь дал: «Почитай отца твоего и мать твою…» Вот и ты меня, дочка, почитай!

Мать.   (Обращается к детям).

- Ребята, а как нужно почитать родителей?

Дети.  Это значит:

- Слушаться.

- Помогать.

- Заботиться.

- Любить.

- Беречь.

- Ухаживать, когда родители заболеют или станут старенькими.

Дочь.  Маменька, как молятся Матери Божьей?

(Звучит  «Молитва  Богородице» в исполнении Руслана Силина).

  (Чтение стихотворения Ангелины Странной)

Ребенок 1.

У матерей святая должность в мире –

Молиться за дарованных детей.

И день, и ночь в невидимом эфире

Звучат молитвы наших матерей.

Ребенок 2.  

Одна умолкнет, вторит ей другая.

Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.

Но матерей молитвы не смолкают

За дорогого сына или дочь.

Ребенок 3.  

Господь молитвам матерей  внимает,

ОН любит их сильней, чем любим мы.

Мать никогда молиться не устанет

О детях, что ещё не спасены.

Ребёнок 4.

Всему есть время, но, пока мы живы,

Должны молиться, к Богу  вопиять.

В молитве скрыта неземная сила,

Когда их со слезами шепчет мать.

Ребёнок 5.

Как тихо. Во дворе умолкли птицы,

Давно уже отправились все спать.

Перед окном склонилась помолиться

Моя родная любящая мать.

Дети исполняют песню: «Молитва с мамой»

(слова Т.Шороховой, муз. Н.Филатовой)

1.Мама снова от забот

    К вечеру устанет,

    Свечку тонкую зажжёт,

    На колени встанет.

Припев: Рядом с мамой встану я

                 Богу помолиться –

                 И молитовка моя

                 Тихо затеплится.

2. Богородица на нас

     Милостиво глянет

     И на сердце в тот же час

     Так спокойно станет.

Припев.

Ребёнок.  Стихотворение «Иконка» Н.Орлова

Над кроватью, чуть в сторонке, Божьей Матери иконка.

Добрый взгляд её лучится; если мама отлучится,

Тоне страшно мне одной – Матерь Божия со мной.

Утром рано я проснусь, на икону помолюсь.

Ведущая.  А теперь давайте посмотрим, как вы выполнили домашнее творческое задание.   (Вместе с родителями дети должны были узнать, какие приметы, поговорки  и пословицы народ сложил о Покрове?   Дети выступают, а родители помогают).

Покров – это первое  зазимье, возможное наступление холодов, заморозков, снегопада;

По народным приметам: отлет журавлей до Покрова – на раннюю и холодную зиму. На Покров ветер с востока – зима холодная, ветер с юга – зима теплая. Если лист с дуба  и берёзы на Покров упадет – к легкому году, а нет – к строгой зиме. Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест. Если выпадет снег, это предвещает много свадеб.  

Пословицы и поговорки: «Покров – конец летним хороводам, начало зимним посиделкам»;  «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а  меня, молоду, женишком!»;  «На Покров до обеда – осень, после обеда – зима-матушка»;  «Снег покрова не ждет»;  «Вот тебе и Покров: белые мухи на нос садятся»;  «Каков Покров – такая и зима»;  «Покров спросит лодырей: где были летом и где зимовать будете»;  «В Покров не проживёшь без дров».

Ведущая.  Перед праздником хозяйки утепляли окна и двери, заносили в дом дрова – поленья из яблони или вишни. Чтобы тепло держалось всю зиму, ночью, накануне Покрова растапливали печь, приговаривая: «Покров, натопи хату без дров!».  Снеди готовили много. В старину к этому дню хозяйки выпекали к столу калачи и булки из зерна нового урожая.  Пироги и рулеты с яблоками, изюмом, маком и орехами.  Варили также капустняк из квашенной капусты с грибами и свининой. Раздавали беднякам хлеб – на помин души. Сиротам несли теплые вещи, ткань  на рубашки,  и деньги на обувь.  Было принято также помогать старикам и вдовам. Молодые мужчины ходили по дворам, поправляли ставни и двери, латали заборы и ремонтировали крыши. Заканчивались работы в поле,  и  начиналась веселая пора сватовства и  отдыха. Покров – время свадеб.  Невесты надевают свадебный наряд – белоснежный покров.

Ведущая.  Как нужно праздновать Покров?  (Высказывания детей и родителей).

Вот так чудо – чудеса –

Пожелтели все леса!

Время сказочных даров!

Будем праздновать Покров!

Молодежь собиралась на посиделки. Пели песни, играли, веселились. Давайте и мы поиграем.

Игра «Выбери жениха»

Игра «Снежки»

Ведущая.  Праздники любят в каждой семье, праздники отмечают во всем мире, все жители Земли. Поздравляя с праздником, дарят пожелания:  добрые, светлые слова, которые несут радость. Представьте, что мы все отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы и нам надо,  поздравить с этим праздником жителей р.п. Майна.  

- Что можно изобразить на открытках?  (по пожеланию)

- Какое пожелание мы напишем на открытке? ( Дети по кругу произносят слова пожелания, начиная фразу со слов      «Мы хотим пожелать жителям поселка Майна ….»ответы записать на открытках).

Рефлексия. Встали в круг.

- Хотели бы вы получить такие пожелания?

- Почему человеку важны добрые слова пожелания?

- Что вы чувствуете, когда услышали в свой адрес доброе слово?

- Что интересного вы расскажите дома близким людям?

Ведущая.  Слякоть пусть и бездорожье – не скучай, потупя взор!

Ведь над нами Матерь Божья простирает омофор!

От всего на свете злого:  лес, и поле, и дома –

Укрывает всех Покровом Богородица  Сама!

С праздником всех!

Сайт: www.uchkopilka.ru

   



Предварительный просмотр:

Проект «Троица - зеленые святки»

Информационная карта проекта:

Название проекта: «Троица»

Вид проекта: познавательно-творческий

 Цель проекта: Познакомить детей с традицией празднования Троицы – начала лета, расцвета природы.

Задачи проекта:

Образовательные:            

 -Обогащать сведения детей об истории, народном творчестве и культуре народа России;

Развивающие:

-Развивать познавательный интерес, любознательность к народной культуре;

-Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

 - Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости,  интерес к истории России, национальную гордость, чувство гражданской принадлежности к великому русскому народу.

Предполагаемый результат: участие в празднике «Троица»

Участники проекта: Дети старше-подготовительной разновозрастной группы, их родители, воспитатели группы, сотрудники музея.

Сроки реализации проекта: 2 недели

Этапы проекта:

  1. Этап целеполагания:

Беседа с детьми «Символ России - берёза» с предложением участвовать в празднике «Троица».

      2.Этап планирования:

 - разработка перспективного плана работы над проектом;

 -предварительное сотрудничество с работниками музея;

      -подбор стихотворного и музыкального материала;

      -ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;

      -подбор хороводных народных игр, стихов, песен о березке;

      -консультации со специалистами ДОУ;

     - подготовка материала для продуктивной деятельности (для изготовления берёзки,  плетения венков).

  1. Этап осуществления проекта:

- прослушивание песен о берёзке;

- экскурсия в парк (рассматривание берёзы);

- самостоятельное домашнее чтение с родителями стихотворений о берёзе и заучивание по интересам;

- инсценировка песни «Во поле берёзка стояла»;

- рисование берёзки (нетрадиционными техниками);

-выставке детских  плетёных венков;

- инсценировка обряда «Кумоваться»;

- русские народные игры «Заинька», «Горелки»;

- вечерний досуг «Загадки-отгадки»;

- участие в мероприятии «Троица – зелёные святки» (Приложение)

  1. Презентация проекта:

Праздник «Троица - зеленые святки».

5.Анализ результатов.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

«Троица – зеленые святки»

Цель:  Познакомить детей с традицией празднования Троицы – начала лета, расцвета природы.

Задачи:

Образовательные:            

 -Обогащать сведения детей об истории, народном творчестве и культуре народа России;

Развивающие:

-Развивать познавательный интерес, любознательность к народной культуре;

-Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

 - Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости,  интерес к истории России, национальную гордость, чувство гражданской принадлежности к великому русскому народу.

Предварительная работа: хороводные игры «Во поле березка стояла», заучивание стихов,  пение детям русских народных песен о березке, народные игры «Заинька», «Веночек».

Материал к занятию: ветки березы,  березовое деревце(муляж),несколько готовых березовых венков.

Ход занятия:

Предлагается детям русская народная загадка:

Она весну встречает –
Сережки надевает.
А платьице – в полоску,
Ты узнаешь … ?

Сама бела,
Маковка зелена.
Летом мохнатенька,
А зимой сучковатенька.

В белом сарафане,
Встала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.

Ее узнаешь по простой примете:

 Нет деревца белей ее на свете.

Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Традиции уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, украшения ветвями  дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пускания их по воде;  Ребенок читает стихотворение

Запомнился мне лес, широкий, русский,

Омытый свежей, утренней росой.

Красавица березка в легкой блузке,

С зеленою распущенной косой.

      Береза в России – символ счастья, чистоты, любви и нежности. Березку в России всегда особенно любили за ее красоту. Наши предки, славяне, называли ее главным деревом своей земли, ее опорой. Березу часто сравнивают с юной красавицей, с невестой. Про нее сложено много песен, стихов, легенд.

Дети читают стихи

Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,

На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,

Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В семик поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венки плетут.

     Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово «бер», означающее «светлый, ясный, блестящий, белый». Именно от «бер» и образовалась сначала «берза», а потом «береза». 

     После обеда в день Троицы девушки меняли свой наряд на лучшие платья, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Там они становились в кружок.

Предложить детям поводить хоровод вокруг березки под музыку «Во поле березка стояла».

Потом они завивали березку. На концах отдельных ветвей дерева, не отламывая их, они сплетали («завивали») венки, напевая песни.

Ой, да ты, березынька,
Ой, да ты веселынька,
Ой, да ты кудрявынька,
Ой, да ты зелененька!
Завивайся, березынька,
Завивайся, белая,
Чтоб я во всем году
Была молодешенька,
Да целый год веселешенька.

Предложить детям завить березку

 Интересен обряд «кумования» - трёхкратного целования девочек, девушек друг с другом через венок под  слова:

Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Весело дружить.

Предложить детям  разбиться на пары и «кумоваться»:

Кумушка, голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся!
Ты мне — кумушка,
Я тебе — голубушка!

Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь или до следующего года,

 Очень любили в этот праздник играть в игры. Традиционная игра весенних и летних праздников – «Заинька»

Приглашаем детей на игру.

В этот день рекомендуется проведение  на прогулке русской народной игры «Горелки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...