Консультация для родителей подготовительной группы ДОУ. Обучение детей рассказыванию по картинке.
консультация (старшая группа)

Архипова Татьяна Юрьевна

 

 

 

 

 

 

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx49.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей. Портрет будущего первоклассника по ФГОС

Портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе

Консультация для родителей "Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС"
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
В портрете выпускника отражаются качества личности ребёнка и степень их сформированности.

Консультация для родителей

Родители – пример для своего ребенка

«Ребенок учится тому,
что видит у себя в дому.
родители – пример тому».
Себастьян Брант.
 
Когда в семье один ребенок, то взрослые нередко чрезмерно опекают его. Дома такой ребенок получает все, что пожелает, а в детском саду он сталкивается совсем с другими правилами – от малышей требуют самостоятельности, призывают считаться с другими детьми. Или часто мама старается развивать самостоятельность ребенка (например, в одевании), а бабушка, желая порадовать малыша, сама одевает его, забирая из детского сада. Все бабушки любят своих внуков, но любовь не означает потакания просьбам ребенка. Когда в один день малышу разрешается, есть только за столом, а в другой он может, есть где угодно, ребенок испытывает чувство непонимания. Он еще слишком мал, чтобы оценить все особенности ситуации, и просто не знает, как себя вести. Взрослые должны соблюдать правила в повседневном общении с малышом. Точно так же недопустимо в присутствии ребенка ругать воспитателей или нелестно отзываться о дошкольном учреждении. Если родитель, который является безусловным авторитетом для малыша, вечером отрицательно характеризует детский сад, а на следующее утро ведет в него собственного ребенка, то, как будет чувствовать себя малыш?

Мы недостаточно хорошо понимаем, насколько серьезная это вещь – воспитание. Нам кажется, что воспитание – это формирование у ребенка хороших манер, обучение его правилам поведения в обществе, его образование. Но на самом деле, это дело второе, если не десятое. Первое же и самое главное – это то, как мы учим нашего ребенка относиться к самому себе. Если он живет в среде, которая постоянно оценивает его как неумного, некрасивого, бездарного, завистливого, агрессивного, плаксу и так далее, – то поверьте, он именно таким и становится.

Иногда у взрослых создается впечатление, что дети ничего не замечают, что они слишком маленькие, чтобы что-то понимать. Это мнение ошибочно – ребенок активно подражает родителям во всем: в привычках, в поведении, в манере речи и даже в чертах характера. Попадая в детский сад, некоторые дети испытывают трудности в общении со сверстниками: они не хотят делиться, не понимают, зачем нужно соблюдать правила очередности и т. д. Решению этой проблемы могут помочь именно родители, если они будут демонстрировать пример социального поведения. Часто мама, стоя у песочницы, следит только за своим малышом (чтобы никто его не обидел, не испачкал и др.). Но если она даст игрушку другому ребенку, поднимет его, если тот оступился, или похвалит, то тогда ее собственный малыш постепенно займет совсем другую позицию по отношению к сверстнику: раз мама делает что-то для другого ребенка, то значит, он тоже хороший.

У человека могут быть потрясающие задатки, однако если он искренне уверен в том, что они находятся на скромном уровне под названием «ниже плинтуса», то ни тренировать их должным образом, ни развить их как следует он не сможет. А даже если это и произойдет и он действительно наберет пунктов эдак 85 из 100 по его собственной, индивидуальной шкале, он не сможет ими воспользоваться в данной мере.

«Кто решит эту задачу?» – спрашивает учительница. И дальше вопрос уже только в том, кто поднимет руку. Ребенок, который уверен в том, что он смышленый, даже если у него и нет семи пядей во лбу, поднимает и худо-бедно решает эту чертову задачку. Но ребенок, который живет с мыслью, что он «тупица», будь у него хоть семьдесят семь пядей во лбу, просто не поднимет руку, потому что внутренне посчитает себя неспособным решить эту задачу. Если же его вытянут к доске насильно, то он будет трястись как осиновый лист, и все равно возникнут проблемы. А он лишний раз убедится в том, что не слишком умен или, на худой конец, что вся эта «высшая математика» дается ему с таким трудом и ужасом, что заниматься ею ему попросту не стоит – даром гробить время и силы.

Гигантский список потрясающе талантливых и даже гениальных ученых, которые учились в школе на бесконечные тройки (а это, к примеру, Ньютон, Дарвин, Менделеев, Циолковский, Эдисон, Эйнштейн), вовсе не «поумнели с возрастом». Они просто не верили в то, что способны осилить эту науку. С чего они это взяли? Ну, верно, кто-то им об этом рассказал… Причем, этот кто-то пользовался у них авторитетом. В последующем научный, творческий интерес победил в этих гениях ошибочные установки, усвоенные ими в раннем детстве. Но сколько еще одаренных от природы людей остались не у дел, потому что в их случае исследовательский интерес был не так велик? Вероятно, их было немало.

Бесконечно твердить своему ребенку, что он, например, врун или лжец, – это значит, по сути, «легализовать» для него такую форму поведения. («Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка». Курпатов А.В. ).

Ребенок иначе психически устроен, нежели взрослый, его мир из других элементов сложен, а потому мы находимся с ним в пространстве взаимодействия, где все очень условно и, мягко говоря, непросто. Ждать же, пока ребенок дорастет до нашего уровня восприятия, и бездействовать – это значит наломать такое количество дров в отношениях с ним, что, когда он-таки дорастет, наконец, до этого нашего уровня, он уже не захочет с нами коммуницировать из принципа.

Все взрослые, которые находятся длительное время рядом с ребенком, служат примером для подражания.

Консультация для родителей ДОУ. Природа наших детей

Дети – это чудо, которые живут рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и помогать в развитии. Мы продолжаем задавать себе вопросы: «КАК – общаться, воспитывать, заставлять, наказывать, исправлять?». Для разумных ответов нам нужны знания природы и свойств этого «чуда».

Как и любое живое существо, ребенок активен с рождения. Новорожденные дети поворачивают голову в сторону звука. Двухмесячный младенец ищет лицо склонившегося над ним человека, ловит улыбку, гулит в ответ. В течении первого года он научается смотреть, узнавать лица и предметы, брать игрушки, сидеть, ползать, вставать, ходить, а потом – говорить, задавать вопросы… и многое, многое другое. Учат ли его специально всему этому? Нет, ребенок осваивает сложнейшие вещи сам, благодаря собственной активности.

Стремление к свободе

Жизнь показывает, что когда ребенку предоставляется свобода в играх и занятиях, то он бывает бодр, активен, предприимчив. Наоборот, если его сильно ограничивают, он становится безразличным, а порой упрямым и агрессивным. Подобные наблюдения привели психологов к выводу, что стремление к свободе и самоопределению – одна из базисных потребностей человека.

У ребенка она проявляется очень рано. На детском языке стремление к свободе и самостоятельности выражается словами: «я сам», «я сам могу!». При этом ребенок активно ищет и находит то, что ему в данный момент больше всего нужно – нужно для его развития и самообучения. Когда ребенок трудится над тем, что выбирает по собственной инициативе, и добивается результата, он испытывает особое чувство подъема и гордости. Но происходит и большее: у него возникает уверенность в своих силах, желание пробовать и дерзать дальше.

Приведу небольшой, но яркий эпизод, рассказанный одной матерью.

Моему сыну было тогда три года. Мы с ним гуляли во дворе зимой. У нас была горка, а сбоку по ней шла лестница для пешеходов. Горка была высокая, и лестница довольно длинная. Дети поменьше поднимались на несколько ступенек и скатывались с середины горки. Мой сын по возрасту был среди них. Через некоторое время он заявил, что хочет подняться повыше; я не решилась ему возразить, и он благополучно съехал несколько раз. После этого его смелость возросла, и он поднялся еще выше. Наконец, преодолевая страх (я это видела), он залез на самый верх! Я пережила много волнений, но изо всех сил старалась себя сдержать, чтобы не запретить ему съехать. Вернувшись домой, возбужденный сын с порога крикнул:

– Папа, я могу!

– Что ты можешь? – спросил отец.

– Все! – гордо ответил сын

Можно с уверенностью сказать, что мальчик в этой истории получил бесценный опыт самостоятельного решения, связанного с риском, и победы над собственным страхом. Согласимся, что вывод «Могу все!» дорогого стоит!

А нам стоит отметить, что эти «подарки» обеспечила мальчику его мать, которая проявила мужество – мужество особого рода: давать ребенку свободу рисковать.

Глубокая сосредоточенность

Однажды пожилой профессор, подойдя к кроватке, в которой стоял, держась за перильца, его десятимесячный внук, сказал гостю: «Посмотрите, какие у него внимательные глаза: он будет очень способный!».

Способность к пристальному вниманию — это дар, который получает любой ребенок от природы. Нам, взрослым, знакомы такие особые состояния внимания, когда мы заняты интересным делом, «уходим в него с головой». Тогда случается, что мы не слышим обращенные к нам слова или проезжаем остановку, погрузившись в интересную книгу. Очевидно, что в эти моменты в нас идет интенсивная внутренняя работа.

Психологи установили важный факт: чем младше ребенок, тем чаще он находится в описанном состоянии – углубленной сосредоточенности на чем-то. И в этом есть своя «логика»: весь мир для него нов, неизвестен и очень интересен. Количество нового несоизмеримо с тем, что узнает и осваивает потом взрослый. По словам Л. Н. Толстого, взрослый человек проходит в своей жизни версты, а ребенок до пяти лет преодолевает пространство космоса!

Существует легенда о детстве знаменитого физика Нильса Бора.

Рассказывают, что однажды его мать с двумя сыновьями (у Нильса был брат) ехала в поезде. Когда они вышли на своей остановке, один из пассажиров – соседей по купе произнес: «Бедная мать, один ребенок у нее нормальный, а другой идиот!» Этот приговор относился к Нильсу, и причиной было то, что большую часть дороги Нильс ехал с остановившимся взглядом, полуоткрыв рот, безучастный ко всему происходящему. Пассажир не понял, что мальчик был в состоянии глубокой задумчивости. Способность погружаться в глубокие размышления у мальчика была уже тогда очень развита, что, несомненно, являлось признаком большого таланта.

Не ошибаются ли таким же образом учителя, особенно в начальных классах, прерывая «замечтавшегося» ребенка грубым замечанием: «Миша, ты опять ворон ловишь!». А Миша, может быть, в этот момент глубоко переживает что-то увиденное или услышанное, и богатство этого переживания не идет ни в какое сравнение с наставлениями вроде того, что дату надо писать, отступив на две клеточки сверху и одну слева.

К таким состояниям ребенка надо относиться очень бережно!

Консультация для родителей ДОУ "Зимние забавы для всей семьи"

Для детишек зима очень веселая пора! Пожалуй, никакое другое время года не может их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе. Зимние игры, безусловно, идут на пользу малышам. Прогулка зимой – это чаще всего активный и подвижный отдых, она почти всегда связана с разнообразными занятиями.

Катание на лыжах.

Лыжные прогулки – едва ли не лучший вид активного отдыха с ребенком в зимнее время. Уже в 3-4 года ваши дети смогут кататься и 20, и 30 минут подряд, скатываться с маленьких горок и даже ездить на буксире. Лыжи - увлекательнейшее занятие, катание на них способно приносить настоящее удовольствие вашему ребенку укрепляя при этом его здоровье. Многие малыши любят кататься на «коротышках», для которых не нужна лыжная трасса, а, значит, и особых проблем нет.

Безопасность! В целом, это наименее безопасный вид зимних прогулок. Однако, обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.

Катание на коньках.

Если ваш малыш полюбит коньки – это на всю жизнь! Наиболее подходящий период для освоения этого стремительного и изящного вида спорта – 3-5 лет. Катание на коньках, укрепляет стопу и голеностоп, поэтому полезно любому ребенку! В идеале ботинок должен сидеть плотно, если на ноги ребенка надеты колготки и одна пара шерстяных носков.

Безопасность! В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском. Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную одежду. Позаботьтесь о том, чтобы, по крайней мере, затылок был хорошо защищен (например, толстым слоем мягкой ткани). Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений.

Катание на санках.

Чтобы зима для малыша не прошла даром, ему обязательно нужен "транспорт" для катания с гор и обычных прогулок. Это могут быть санки или ледянка. В отличие от других зимних развлечений, которые связаны с активным движением, для прогулки на санках одеться надо потеплее. В последнее время стало распространено такое зимнее развлечение, как тюбинг. Это своего рода тоже санки, которые используются для катания с больших и длинных спусков.

Безопасность! Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то малыша необходимо вынуть. Кататься на санках с горки нежелательно. На тюбинге возможно возникновение опасных ситуаций по причине высокой скорости.

Катание с горки.

Катание с ледяной горки - одно из любимейших детских забав зимой. Правда многие малыши до определенного возраста боятся кататься на горке, примерно до 3,5-4 лет, но если взять с собой маму или папу, то не так страшно! Полюбив это занятие, детишки готовы кататься с горки до бесконечности и не хотят уходить от нее домой. Одежда должна быть не промокаемой, иначе уже через 20 мин. придется идти переодеваться.

Безопасность! Объясните малышу заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.

Игры около дома.

Зима тем и хороша, что за развлечениями далеко ходить не надо! Достаточно просто выйти из дома, вдохнуть свежий морозный воздух и поиграть в снежки. Это всегда вызывает смех и поднимает настроение. Слепить снеговика, а еще можно построить снежный тоннель, или, даже сделать целый лабиринт! Сделать ангела на снегу или просто поваляться в сугробе! Вариантов чем заняться множество. Главное не лениться!

Консультация для родителей дошкольников «Телевидение и дети»

Дети дошкольного возраста – одна из самых многочисленных и устойчивых аудиторий телевидения. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед телеэкраном. Не только среди педагогов, но зачастую и среди родителей разгораются споры на тему «Телевидение и дети». Высказываются прямо противоположные точки зрения. Одни участники дискуссии утверждают, что телевидение отвлекает детей от здорового активного отдыха, чтения книг, игр; другие, напротив, считают, что это чудо техники дает детям пищу для мыслей и чувств, помогает познавать мир, развивает фантазию.

Никто не станет спорить с образовательной значимостью телевидения. Телекамера может фиксировать в динамике самые различные процессы и явления жизни. Технические возможности телевидения позволяют демонстрировать их в ускоренном или замедленном темпе, при необходимости останавливая или даже повторяя показ. Телевидение правдиво передает динамику действительности во всем ее многообразии, позволяет проникать в самые отдаленные уголки нашей планеты, в глубины космоса и океанов. Благодаря этому оно обладает убедительностью и притягательностью огромной силы, а также возможностью показа в цвете и объемностью звучания.

Однако, казалось бы, столь полезное и обогащающее ребенка занятие, как времяпровождение у телеэкрана, может повлечь за собой весьма печальные последствия, касающиеся не только физического здоровья детей (нарушения зрения, осанки, дефицит движения и физическая пассивность, но и психоэмоционального благополучия ребенка.

Главная беда в том, что ребенок превращается впассивного созерцателя. Если малыш смотрит передачи, не тратя на это особых усилий, у него не получат должного развития познавательные процессы, воссоздающее воображение; ребенок будет пассивен в ситуациях, требующих работы ума, волевых усилий, настойчивости.

Проблема «Телевидение и дети» является международной. Во многих западных странах проводятся исследования, которые показывают, что насилие, которое демонстрируется в телепрограммах, действительно провоцирует агрессивность в поведении детей. Просмотр телепередач, так называемого «взрослого» содержания, оказывает негативное влияние на психологическое здоровье ребенка: в ДОУ имеют место игры с воинственным содержанием, где царят агрессивные персонажи популярных мультиков, почти полностью оказались вытесненными великолепные игры с героями волшебных сказок, помогающим слабым. Особое беспокойство вызывает притупление под воздействием экрана способности к сочувствию, сорадованию, чувства ответственности. Поскольку персонажи с телевизионного экрана чаще обладают физической силой и агрессивностью, которые преподносятся еще неопытному и неспособному к нравственному самостоятельному анализу ребенку как положительные качества, то он воспринимает их как героев, с которых необходимо брать пример. А ведь именно в дошкольные годы создаются предпосылки для проявления и закрепления таких отрицательных качеств, как жестокость, жадность, лживость, которые лежат в основе антиобщественного и даже криминального поведения личности в более старшеми зрелом возрасте.

Э. Ш. Бубновой проводилось исследование детей старшего дошкольного возраста. В течение пяти дней детям показывались по телевизору художественные фильмы агрессивного содержания с внешне привлекательными, но агрессивными персонажами. В этот цикл вошли следующие фильмы компании «Уолта Диснея»: «Ночь перед Рождеством», «Два мушкетера», «Чемпионат по теннису», «Робин Гуд», «Питер Пен», Король лев», «Черный плащ», Алладин», «Второе спасение».В этих мультфильмах часто звучат слова «убить», «пристрелить», «проткнуть шпагой насквозь», воспеваются насилие, драки, убийство, брань, грубость, оскорбления и т. д. во время просмотра фильмов можно было видеть, как резко менялось поведение детей: они возбуждались, кричали, дико хохотали, воспринимая насилие как комичные ситуации, оставались равнодушными к боли и несчастиям героев мультфильмов, затевали драки.

При этом Э. Ш. Бубновой отмечалось, что при просмотре таких отечественных мультфильмов, как «Винни-Пух», «Трое из Простоквашино», дети были оживлены, сочувствовали героям, подпевали Винни-Пуху. После просмотра мультфильмов еще долго делились своими впечатлениями, смеялись, вспоминая отдельные юмористические эпизоды.

Наблюдая за поступками героя, ребенок «содействует» ему, идентифицирует себя с ним, сочувствуя ему, испытывая сильные эмоции. Психологи утверждают, что эмоции, вызванные телевидением, столь же реальны, как эмоции, вызванные действительностью.

Если робкие дети бояться агрессивных фильмов, то агрессивные дети, наоборот, готовы смотреть их сколько угодно, что способствует развитию и закреплению этих отрицательных свойств их личности.

Что же предлагается исследователями для решения данной проблемы?

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из таких эффективных средств является использование мультимедиа в детском саду. В зависимости от программных задач, особенностей взаимодействия детей в детском коллективе, их интересов и множества других факторов педагог ДОУ подбирает телепередачи для просмотра. Просмотр телепередачи организуется внутри целого комплекса дидактических методов и приемов, направленных на решение поставленной задачи. Например, беседа-обсуждение увиденного на экране с выделением в нем содержания, наиболее существенного и одновременно значимого для ребёнка, соответствующего его интересам и потребностям; побуждение детей к высказываниям оценок и суждений об увиденном; стимулирование у детей желания осуществлять перенос полученных знаний в различные виды детской деятельности (игра, конструирование, рисование, аппликация и т. п.

При просмотре телепередач в семье, так как дошкольник не всегда умеет читать и недостаточно хорошо ориентируется во времени, педагоги советуют родителям вместе с ребенком изучать телепрограмму на неделю, обсуждать и отбирать те передачи, которые будут ребенку полезны, интересны, понятны, а затем в нужное время напоминать о них. Дошкольникам свойственна постоянная потребность в общении, им доставляет большое удовольствие смотреть телепередачу вместе с семьей, поэтому лучше, если родители будут рядом. При этом они могут иметь возможность влиять на восприятие ребенка, объясняя, уточняя непонятное, своевременно реагируя на негативное содержание телепередачи, воспитывая своим отношением к показанной информации, не забывая при этом о нравственном аспекте.

Содержание передачи, действия ее участников подскажут тему для дальнейшего общения с ребенком, помогут выявить его интересы, суждения. Малыши любят подражать полюбившимся героям, повторять их движения, жесты, мимику. Подобную активность ребенка следует всячески поддерживать, поскольку она имеет большое значение для развития творческих способностей, формирования нужных навыков. Как и взрослые, дети любят поговорить о том, что привлекло их внимание, взволновало, ждут одобрения или оценки своих действий. Положительная оценка взрослого помогает малышу пережить радость от успеха, и, как правило, вызывает новый всплеск активности.

Специалисты по детской психологии говорят, что дети этого возраста живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, - тех, кто тронет восприимчивую душу ребенка. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий. Телевидение уже вошло в жизнь современного ребенка. Зрительный образ – самый яркий, самый запоминающийся. Образный язык киноискусства доходчив до детской души. Поэтому важно, что произносится этим «языком».

Детство – это самая счастливая и беззаботная пора для любого ребёнка. В этом возрасте ребёнку вовсе не нужно задумываться о несправедливости и жестокости мира, о терроризме и катастрофах. Ребёнок должен учиться познавать мир, и никакие страхи не должны мешать ему в этом. Конечно, телевизор это источник информации, и совсем пренебрегать им не следует, однако нельзя забывать и о том, что телевидение - не средство для полноценного развития ребёнка.

Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.

Консультация для родителей ДОУ "Нравственное воспитание малышей"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на один из основных принципов дошкольного воспитания – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Однако, в настоящее время многие родители считают первостепенной своей обязанностью развитие интеллектуальных способностей своего малыша, упуская при этом работу над воспитание души и развитие нравственных качеств ребенка.

Каждое общество имеет свою мораль. Моральный облик человека развивается в течение всей его жизни и деятельности, но основные нравственные черты формируются в детском возрасте. Именно первые годы жизни проходят главным образом под воздействием семьи. И дети, очень живо воспринимающие пример родителей, устанавливают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Слово родителей, сказка, первые книжки – все это порождает первоначальные представления о морали. Родители учат детей не только понять, но и пережить свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи повседневной жизни. Родители по опыту знают, что дети могут правильно оценить те или иные поступки, пережить их и в то же время дурно поступать, быть несправедливыми, проявлять эгоизм.

Необходимо, чтобы мысли и чувства соединились с опытом ребенка, воплотились в его поведение. Мало внушить ребенку, что со сверстниками нужно дружить, делиться игрушками, помогать им в трудных делах. Коллективизм и дружелюбие превратятся в нравственные качества тогда, когда помощь товарищу, желание делиться с ним станут привычным делом. Научить детей выполнять различные обязанности, содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим, уважать товарищей, взрослых – это первые шаги в нравственном воспитании. Чем старше дети, тем сложнее вопросы, которые выдвигает перед ними жизнь. Семья, весь стиль ее жизни, нравственные убеждения и чувства родителей, их отношение друг к другу, к окружающим людям, к обществу – все это самые глубокие впечатления детства. Они должны быть светлыми впечатлениями.

Будни ребенка в семье насыщены делами не менее значительными, чем у взрослых. Малыш постоянно чем-то занят. По своей природе он любознателен и деятелен. Однако, если не направить его энергию и стремление к новизне по правильному пути, то положительный заряд будет расходиться не только в полезной деятельности, но и шалостях, озорстве. Вот почему, если вы видите, что ваш сын или дочь скучает, слоняется без дела, надоедает, мешает взрослым, то в первую очередь спросите себя: «Сумел ли я наполнить детскую жизнь полезным содержанием, которое бы способствовало его правильному воспитанию и развитию».

К сожалению, организация детской жизни нередко ограничивается указаниями родителей: «Столько игрушек, а ты ничем не занимаешься!», «Здесь нельзя играть, будешь мешать!», «Сюда не клади игрушки!» и т.д.

Каким содержанием наполнить жизнь ребенка в семье, чтобы она приносила ему радость, способствовала его развитию и воспитанию?

Главным содержанием детской жизни является игра. Не считайте ее забавой. Воспитательная ее ценность неисчерпаема. Игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. Там, где дети много и увлеченно играют, они растут более организованными, дисциплинированными. Среди некоторых родителей бытует такой взгляд на игру: «Чем бы дитя ни тешилось…». Нет, это не так. Одно дело, если ребенок отображает в игре заботливое отношение к дочке, к маме, труду людей и т.п. И совсем другое, если в той же игре дерзко разговаривает с мамой, бьет дочку, отображает семейные ссоры. Уже эти факты говорят сами за себя: игрой следует руководить. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Развитию игровой деятельности способствуют проигрывания вместе с ребенком различных сюжетов: «Кукле Кате пора спать. Сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю. А теперь ты покачай ее». Пока ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша играть самостоятельно, пользоваться игрушками бережно, убирать их на место. Чтобы приохотить ребенка к игре, нужно, прежде всего, позаботиться об игровом уголке. Выделите для него место удобное, хорошо освещенное. В уголке должен быть детский стол, стул, соответствующий росту ребенка, шкаф или полка для игрушек. В уголке должны быть игрушки, которые дети могут накладывать, прикладывать (кубики, кирпичики), открывать и закрывать (матрешки), нанизывать (пирамидки, кольца), и, конечно, необходимы игрушки для сюжетно-ролевых игр. Это куклы, кукольная мебель, посуда, сюжетные игрушки (мишки, лошадки), машины, коляски и т.п.

Ребенок должен знать, что машинам не место в кукольной комнате, а мячи и прыгалки не могут лежать на полке с книгами. Учите ребенка самому следить за порядком. Маленькие дети любят рассматривать книги с картинками. Последите, чтобы ребенок не торопился листать страницу за страницей. Малыши способны запоминать потешки и стихи. Помогите ему запомнить текст, подсказывая первое слово в строке. Чтобы у него возникло желание рассказывать, вы должны быть заинтересованными слушателями.

Воскресенье – особенный день! Ребенку радостно от того, что целый день проведет с мамой и папой. Сколько новых впечатлений от получит от прогулок за город, от экскурсии в зоопарк др. Все новые впечатления, полученные ребенком, отразятся в игре. А любая игра, любой замысел приобретает широту, если есть партнер. Помогите ребенку в этом!

Использованная литература:

Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с.

Консультация для родителей «Учите детей любить книгу!»

Уважаемые родители! С детства прививайте ребенку любовь к чтению. Пусть она проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения. Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности.

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «переборщите». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

И самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книгу.

Читайте с детьми как можно больше, а главное - говорите, о чем прочитали!

Консультация для родителей "Собираем ребенка на зимнюю прогулку"

Как правильно одеть ребенка? В холодную погоду есть большой риск переохлаждения, поэтому нужно создать под одеждой условия чтобы малышу было очень комфортно. Для детей важны в одежде такие характеристики, как теплопроводность, воздухопроницаемость, объем, толщина, вес, прочность.

Одежда у детей не должна быть из синтетического материала. Швы не должны натирать кожу и быть аккуратными, одежда не должна сдавливать ткани и нарушать кровоток. Удачным сочетанием будет удлиненная куртка и брюки с высоким поясом. А в качестве наполнения подойдут пух с синтепон. Следуйте советам, чтобы одежда у вашего ребенка была по погоде теплой, удобной и легкой. Вся ответственность за детей целиком лежит на родителях, и здоровье детей находится в руках взрослых.

Наступают холода, и родители задают себе вопрос: Как правильно одеть ребенка Зимой?

Нужно знать, что одежда ребенка должна соответствовать погоде на улице.

Можно выделить 4 диапазона температуры зимой.

- от минус 5 до плюс 5 градусов Цельсия. Одежда ребенка при этой температуре должна состоять из комбинезона на синтепоне, колготки и футболку с длинным рукавом, теплые ботинки с шерстяной стелькой, хлопчатобумажные носки, теплые перчатки и шерстяная шапка.

- от минус 5 до минус 10 градусов Цельсия.

Предыдущий набор нужно дополнить хлопчатобумажной водолазкой. Одеть еще шерстяные носки.

- от минус 10 до минус 15 градусов Цельсия.

Теплые ботинки заменить валенками или утепленной обувью. в эту погоду одежда ребенка должна состоять из пухового комбинезона с капюшоном, он должен одеваться на шерстяную шапку. Аместо перчаток лучше надеть варежки с меховой подкладкой.

- от минус 15 до 23 градусов Цельсия. В эту погоду с ребенком нужно сидеть дома, но если, же вы вышли на улицу с ребенком, одежда должна быть такая же, как и предыдущая, и и тут не поможет дополнительный слой. Нужно принять соответствующие меры предосторожности, щеки ребенка намазать жирным кремом, уменьшить время прогулки.

С ребенком все в порядке, когда

- Малыш не жалуется на холод.

- У него румяные щеки, а стало быть, кровь у него циркулирует.

- у ребенка прохладная спинка и попа, прохладные кисти рук, но не ледяные.

- У него прохладные щеки и нос, но не ледяные.

Если вы считаете, что одежда вашего малыша подобрана правильно, то все равно на улице, нужно следить за тем, чтобы он не перегрелся и не замерз.

Консультация для родителей. Тема: Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет

1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.

2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.

3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.

4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.

5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.

6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.

8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет.

1. Словарный запас 2000 слов и более.

2. Бурно развивается «словотворчество».

3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.

4. Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.

5. Называет животных и их детенышей, времена года.

6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.

7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).

8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.

10. Появляется монологическая речь.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет

Вас должны насторожить следующие показатели:

1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.

2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.

3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.

4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.

5. Неправильное построение предложений.

6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.

Методы развития

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.

Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).

2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).

3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.

4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.

5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).

6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.

7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.

8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.

9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.

10. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.

11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.

1. «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.

2. «Иголочка» - рот широко открыт, высунуть тонкий язык, тянуться языком к своему отражению в зеркале (только языком). Счет до 10.

3. «Качели» - рот широко открыт, язык лежит на нижней губе, затем поднимаем его к верхней губе, потом опять опускаем вниз. Счет до 10.

4. «Лопата» - рот широко открыт, расслабленный язык лежит на нижней губе. Следить за тем, чтобы язык не двигался. Задержаться в такой позе на 5-10 секунд.

5. «Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, острый язычок дотрагивается поочередно до уголков губ. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.

6. «Горка» - рот широко открыт, язык упирается в нижние зубы (изнутри). Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, язык не расслабляем. До 10 раз.

7. «Птенчик» - рот открываем, затем закрываем. Следить за тем, чтобы язык лежал неподвижно. Рот удерживаем открытым 5-10 секунд.

8. «Конфетка» - не открывая рта, поочередно упираемся языком в стенки щек (катаем конфетку). До 10 раз.

9. «Улыбка» - растянуть уголки губ, так, чтобы стали видны зубы, затем расслабить. До 10 раз.

10. «Хоботок» - губы вытягиваем вперед (как будто произносим звук «У»), задерживаем в такой позе 5-10 секунд, затем расслабляем губы.

11. «Хомячок» - закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции 5-10 секунд.

Консультация для родителей.

Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?

Что такое осень?

Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?

Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Одежда становится объемной, тяжелой и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.

«Гербарий»

Одно из интереснейших занятий в это время года — сборка гербария, изготовления поделок из природного материала.

Каждый сезон для малышей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать им возможность на своем опыте усвоить понятие времени года. Это ляжет в основу стройной картины мира. К счастью, решить такую задачу совсем не сложно.

Наблюдение во дворе.

Оглянемся вокруг и задумаемся – что изменилось в привычной картинке с приходом осени? Пусть во дворе растёт одно – единственное дерево – и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему раз в несколько дней – рассматривайте и трогайте листики. Качаясь на качелях, можно «полететь вместе с птичками» в теплые края. И полюбоваться цветом осеннего неба. В песочнице – потрогать прохладный песок и обратить внимание на теплую одежду приятелей. А потом вместе с ними отправиться на поиски тонких корочек льда. Если подержать в руке это прозрачное хрупкое чудо, кроха увидит и почувствует. Как холодное стёклышко льдинки на глазах превращается в тёплую капельку. Вот так фокус.

Прогулка в парке.

Здесь можно любоваться красками осени. Вдыхать её неповторимый аромат!

Отправляйтесь на прогулку в парк или лесок почаще – и в погожие деньки листопада, и в пасмурные дни. «Волшебная природа». Это занятие заключается в том, чтобы просто гулять, наблюдая, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц. Вспомните во время прогулки об осенних признаках, и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.

Приметы осени:

- белки делают большой запас на зиму — жди зимой сильных морозов.

-много рябины уродилось — значит, осень дождливая будет, а зима морозная.

-высоко птицы перелетные летят — холода уже близко.

-если листва с деревьев опала очень быстро, то зима будет холодной.

-листва с берез опадает неравномерно — долго снега не будет.

-кошка мордочку прячет, хвостиком прикрывает — к похолоданию.

Где ещё встретишь столько интереснейших объектов для исследования! Да ещё всё это можно потрогать, пощупать, понюхать. Давайте малышу полную свободу.

Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Прихватите с собой запасной попроще. И позвольте ребёнку веселиться в своё удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать охапки опавших листьев и зарываться в них с головой!

В разных уголках парка можно наблюдать многоликость пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуйтесь раскидистым клёном и соберёте под ним нарядный букет. Завтра добавите в композицию веточки рябины. Дуб по праву займёт почётное место в прогулках. Обнаружив под ним однажды гладкий жёлудь, да ещё с симпатичной шляпкой.

Беседа.

Как сделать прогулку ещё полезнее для развития ребёнка?

Обращайте внимание на отдельные элементы окружающего мира. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите ручкой малыша по коре дерева. Проговаривайте всё, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот- желтый. А вот – красный».

Фотографируйте своё чадо на роскошном фоне, не забывайте снимать и всё вокруг. Такие фотографии помогут оживить в памяти недавнюю прогулку и закрепить впечатления.

Заготовка природного материала.

Собирать природный материал можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои прелести. Особенно богатую палитру красок дает осень, золотыми и багряными листьями осенних деревьев. Заготовленный природный материал можно использовать в творческих работах. Для сбора природного материала можно использовать любую встречу с природой. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работать. А вот листья можно использовать в аппликации, придавая ей различных оттенков или в качестве фона. Шишки еловые и сосновые можно использовать в работе с пластилином, делая разнообразных лесных зверюшек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно предложить детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?» Это побуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.).

Старайтесь начинать каждое утро с улыбки и хорошего настроения, тогда и Вам, и Вашим детям осенняя депрессия не страшна!

Консультация для родителей подготовительной группы ДОУ. Обучение детей рассказыванию по картинке.

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образования, введение которых обеспечит всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является речевое развитие.

Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что некоторые дети имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Другие дети в рассказах допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; (словарный запас достаточно широкий). И лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет достаточный словарный запас).

Картинки — материал, исключительно приспособленный к тому, чтобы стимулировать к составлению рассказов. Представленные на картинке предметы, объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. Языковая задача, этого вида рассказывания – уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказывания, подвести к практическому усвоению некоторых понятий. Содержание картинки, предназначенной для составления рассказа, должно руководить мыслью ребёнка, облегчать работу воображения и опираться на жизненный опыт ребёнка, на запас его представлений. Этот вид рассказывания, сложнее, чем рассказ – описание, так как вместо реального предмета, воспринимаемыми многими органами чувств, ребёнок только зрением воспринимает отраженные образцы предметов или сюжет в зримых образах. При этом не ощущает объём предмета, а реальная его величина воспринимается в сравнении с другими предметами.

Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.

Основные этапы работы с картинкой:

1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.

“Кто больше назовет живых предметов?”,

“Кто больше назовет неживых предметов?”,

“Кто больше увидит?” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала).

“Кто самый внимательный?” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)

2. Нахождение связей между объектами на картинке.

Педагог, соединяет линией два предмета:

“Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией?”

“Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи).

“Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку. Что ты слышишь?”

“Пройди по картинке, дотронься до предметов, которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал?”

“Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?”

“Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?”

Работа с предложением.

Рассказы по серии сюжетных картинок.

Рассказы по картинкам, имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок, помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия, педагог посредствам вопросов направляет внимание ребёнка на процесс развёртывания действия, то затем ребёнок сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа. Составление рассказов по картинкам - способствует уточнению значений, известных ребёнку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи. При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа.

При обучении детей с ОНР описанию предметов, ставятся следующие задачи:

Формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов.

Развитие обобщенных представлений о построении описания предмета.

Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

Формирование умений описывать заданный предмет или явление, опираясь на модель-схему.

Такое обучение осуществляется поэтапно и включает в себя основные виды работы:

подготовительные упражнения к описанию предмета;

формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

описание предметов по основным признакам;

обучение развернутому описанию предмета;

подготовку к обучению сравнительному описанию предметов.

Эффективность работы по развитию связной описательной речи зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

а) систематичность проведения;

б) распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;

в) подчиненность заданий выбранной цели;

г) чередование и вариативность упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной группы на тему: "Дети и родители на школьном старте"

Родительское собрание для родителей подготовительной группы«Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»). Цель: помочь родителям детей, находящихся на шк...

Консультация для родителей подготовительной группы "Возрастные особенности детей 6 —7 лет"

Консультация для родителей подготовительной группы "Возрастные особенности детей 6 —7 лет"...

Консультация для родителей «Рассказ –образец при обучении детей рассказыванию»

Консультация для родителей«Рассказ –образец при обучении детей рассказыванию»...

Консультация для родителей подготовительной группы" Как научить детей читать"

Материал содержит различные методы и приёмы,которые помогут родителям  в обучении детей чтению. Если вы почувствовали ,что ваш ребёнок читает уверенно слоги с гласными  А,О,У,Ы,И,Э, то перех...

Консультация для родителей подготовительной группы «Психологическая готовность детей к школе»

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной н...

Консультация для родителей подготовительной группы «Финансовая грамотность детей. Расширяем знания детей о деньгах»

Консультация для родителей подготовительной группы«Финансовая грамотность детей. Расширяем знания детей о деньгах» Дети растут. Очень важно какие знания и уроки они получают...