Главные вкладки

    Сюжетно-ролевые игры в раннем возрасте.
    консультация (младшая группа)

    Абросимова Ирина Владимировна

    Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, последовательно изменяя характер участия в ней ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_syuzhetno_rolevye_igry_v_rannem_vozraste.docx16.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование сюжетной игры у детей раннего возраста»

    Воспитатель Абросимва И.В

                       Развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её усвоение в период раннего возраста. Дети 1,5 – 3 лет овладевают азами сюжетной игры – условным игровым действием, замещающим реальное действие с «настоящими» вещами.

                       Условное действие всегда включает в себя два плана – это то, что делает ребенок фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет.

                       Одно и то же смысловое содержание может быть реализовано в разных по типу условных действиях. Например, ребенок в игре кормит куклу. Он может осуществлять условное действие кормления посредством игрушечной ложки (копии). Ребенок может кормить куклу палочкой (предметом заменителем). И может лишь осуществлять движения, напоминающие кормление ложкой (воображаемым предметом).

                       Задача педагога – сформировать у ребенка к трем годам умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заменителем и воображаемым предметом, связывать два, три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером – взрослым, а затем сверстником.

                       Более эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком, где взрослый выступает для ребенка одновременно как партнер и носитель способа игровой деятельности.

                       Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, последовательно изменяя характер участия в ней ребенка:

    1. Привлекать к осуществлению необходимого по замыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать продолжению, дополнению  по смыслу игрового действия партнера – взрослого.
    2. Привлекать к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами.
    3. Ориентировать на продолжение, дополнение игрового действия партнера – сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

                       Организовав самостоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них условии, воспитатель может уделить время для игры с одним ребенком или парой детей, преследуя цель формирования у них  игровых умений. Например, усаживает за игрушечный стол куклу размером не менее 50 см, ставит перед ней игрушечную тарелку, ложку и обращается к детям: «Вы играете, и я поиграю с куклой. Вот здесь в тарелке каша: «Кушай дочка! – берет ложку и несколько раз подносит её ко рту куклы. «Ешь, открывай рот! Вот какая у меня хорошая дочка, ест кашу!» это не специально организованная игра – занятие. Дети должны видеть, что воспитатель искренне заинтересован игрой, эмоционально относится к куклам.

                       По мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками педагог переходит к игре, включающей уже не одну, а две сюжетные ситуации, связанные друг с другом: варит кашу на игрушечной плите и кормит ею кукол; кормит кукол и укладывает их спать; купает кукол и укладывает их спать и т.д.

                       После того, как дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, воспитатель переходит к формированию игрового действия с предметом – заместителем.

                       При введении в игру предметов – заместителей взрослый должен не только осуществлять игровые действия с ними, но и словесно указывать на условное значение предметов, смысл производимого с ними действия.

                       В дальнейших совместных играх следует расширять круг действий с предметами – заместителями: придавать одному и тому же предмету различное условное значение, вводить разные предметы – заместители для выполнения одного и того же по смыслу игрового действия. Предмет - заместитель должен сочетаться с сюжетной игрушкой.

                       По мере работы с детьми педагог должен переходить к более гибкой организации предметно – игровой среды, предоставляя самим малышам возможность дополнять её необходимыми игрушками.

                       Задача воспитателя – продумать, какие игрушки заменить аналогичными, какие на время убрать из поля зрения детей, чтобы у них возникла необходимость самостоятельного подходящего предмета взамен недостающего.

                       Если воспитатель замечает, что кто-то из детей обнаруживает «пристрастие» к какой- то одной игрушке, он подключается к его деятельности, затеяв как бы параллельную игру: ребенок манипулирует предметом, а взрослый через рассказ приписывает его действиям сюжетный смысл.

                       В игре воспитателя с детьми сначала используются игрушки, затем к ним добавляются предметы – заместители, но какой- то элемент игровой ситуации всегда является воображаемым (каша, вода). К 2 годам, когда ребенок усваивает действия «понарошку», нужно включать в игру, наряду с предметами – заместителями, и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (причесывание расческой, которой нет). Овладение действиями с сюжетными игрушками, предметами – заместителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение в несложную игровую ситуацию свидетельствует о том, что ребенок усвоил азы сюжетной игры.

                       Если дети третьего года жизни в самостоятельной игре развертывают цепочку из двух трех действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы  - заместители, называя действия с ними, могут с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника, это говорит о том, что самые простые игровые умения у них сформированы.

                       Ежедневно педагог может охватывать формирующим воздействием сразу несколько малышей: совместная игра с 1 – 2 детьми, игра с подгруппой детей. По времени это должно занимать не более 7 – 10 мин. Педагог распределяет нагрузку по своему усмотрению, используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободных занятий детей.

                       Таким образом, руководство сюжетной игрой детей раннего возраста должно осуществляться в совместной игре воспитателя с малышом, где они ставятся перед необходимостью осуществлять условные действия с игрушками и предметами – заместителями и взаимодействовать друг с другом.

    Источник:  

    1.Программа «От рождения до школы»

    2.Дошкольное воспитание № 5 1996 год, «Овладение игровыми умениями в раннем возрасте»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры в раннем возрасте или Учимся, играя

    Игры в раннем возрасте или Учимся, играя Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Для того чтоб...

    Условия для сюжетно - ролевых игр в раннем возрасте.

    Педагоги и психологи всего мира определяют игру как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры про...

    Конспект сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте "Кукла Таня у нас в гостях"

    Формировать начальные навыки ролевого поведения, учить детей принимать гостей,формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников,обучать игровым действиям правильного поведения за ст...

    Сюжетно-ролевые игры в раннем возрасте

    Консультация для родителей...

    Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте»

    Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу дост...

    Аналитическая справка по результатам проведённой работы творческой группы: "Реализация сюжетно - ролевой игры в раннем возрасте."

    Аналитическая справка по результатам проведённой работы творческой группы: "Реализация сюжетно - ролевой игры в раннем возрасте." ...