Игровой практикум для родителей на тему: «Путешествие в страну «Сенсорика»». (младшая группа)
материал (младшая группа)

Голубева Лидия Владимировна

                        Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»

 

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей восприятия    цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.); активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1.Вступительный этап:

·         введение в проблему;

·         создание проблемной ситуации.

2. Основная часть:

·         игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

3.Подведение итогов собрания:

·         обратная связь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85»        

(МБДОУ «Детский сад № 85»)

Игровой практикум для родителей

на тему: «Путешествие в страну «Сенсорика»».

(младшая группа)

                                                                         Подготовила: воспитатель 

Голубева Л. В.

Н. Новгород, 2017 г.

 

        

                        Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей восприятия    цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.); активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1.Вступительный этап:

·         введение в проблему;

·         создание проблемной ситуации.

2. Основная часть:

·         игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

3.Подведение итогов собрания:

·         обратная связь.

                                                        ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

1.Подготовительный этап

·         Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.

·         Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.

·         Проведение консультаций: «Сенсорное воспитание и развитие дошкольников».

·         Оформление наглядной информации: консультации для родителей.

·         Музыкальное оформление.

2.Организационный этап

·         Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию (дидактические игры, пособия).

·         Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.

·          Необходимое оборудование и материала к собранию, фрукты апельсины.

3.Вступительный этап

            Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

        Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

         «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра»  А.С. Макаренко
            Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем  не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском  саду и  в которые мы советуем играть дома.  И проведём мы нашу встречу  не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

              Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное  развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

             Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

               В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором- третьем году жизни,  дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

       Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны.

- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

            Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

                На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их  разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

          -Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком?   Чему могут научить ребёнка эти игры?  (ответы родителей)   

        При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

       Создание проблемной ситуации

      (Перед  родителями появляется «мешочек ощущения».)

              Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «мешочке». (Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое мешочка). Родители запускают руки в мешочек ощущения и ощупывают предмет. (Выслушиваются и принимаются все предложения)

              Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.

             Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

             Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.  Мы познакомим вас с сенсорными  дидактическими  играми из бросового материала.  И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом мешочке ощущения. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и  понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

           Забудьте  на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

                (Звучит сказочная  мелодия. Воспитатель надевает корону, берёт в руки  волшебную палочку)

Вот я палочкой взмаху-   (действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!   

Всем родителям помогу  

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику  повезёт!

(Звучит песенка «Паровоз Букашка,родители становятся «паровозиком»)

1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Если ищешь этот цвет,

Знай, его в морковке нет.

А вот в репке бы нашел ты

       Этот цвет. Какой он? (Желтый)   (выставляются  человечки соответствующего цвета)

Спрятан этот цвет в листочках

И в гороховых стручочках.

Даже огурец соленый

Тоже летом был... (зеленый)

У малины и клубники,

Помидора и брусники

Вкус, конечно, очень разный,

Ну а цвет похожий — ... (красный)

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать

Пальцевая игра «НАШИ РУКИ КАК  ЦВЕТОЧКИ»

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки,

Солнце просыпается –

Цветочки раскрываются,

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

Игра 1. «Построим башню»

Цель: учить различать цвета по принципу «такой- не такой».

      Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите  построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим  башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их( «такой» «не такой»).Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни:» Вот какая у нас получилась красивая красная башня!». (демонстрация игры с 1 родителем).

  В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. (играют все родители)

Игра 2. «Разноцветные флажки»

- веселая, подвижная игра-разминка для детей от трех лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры 
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

 

Игра 3. «Разложи по коробочкам»

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.  Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов увеличить.

-Цветные человечки нам хотят помочь узнать, что находится в мешочке ощущения и дают подсказку (воспитатель показывает карточку оранжевого цвета). Значит в мешочке ощущения предмет оранжевого  цвета, запомним.

- Спасибо,  цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

2.-Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)

Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь! 
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

     - Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами –кругом , квадратом, треугольником,  научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра 1. «Волшебный мешочек».

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными  геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра2. «Прятки». Те фигуры, которые дети достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит детей запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого дети должны определить, какая фигура «спряталась».

Игра3 .«Определи форму». Каждому ребенку раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми  предметами, дети должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Динамическая пауза.

         Раз – подняться, потянуться,

          Два – согнуться, разогнуться,

          Три – в ладоши три хлопка,

          Головою три кивка.

          На четыре – руки шире,

          Пять – руками помахать

          И на место тихо встать.

       -Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в мешочке ощущения находится предмет(показывает вторую  и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места.(звучит музыка) Едем дальше!

3.--Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушкино». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас  с некоторыми  из них мы познакомимся. (знакомство с играми)

        Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

4.-С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмаху-   (действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!   

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

 –Уважаемые родители, давайте вспомним нашу первую игру «мешочек ощущений». Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта ( показываю карточки). -Как вы думаете, что это?(Родители предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «мешочка ощущений» и показывает. (апельсин)

-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А  это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Подведение итогов собрания.

-Нам  хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.(воспитатель задаёт вопросы  родителям).

Обратная связь:

 -Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

-Чему могут научить ребёнка сенсорные дидактические игры?
- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума.

    Воспитатель: Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить и изготавливать.

Заключительное слово

Уважаемые родители!

Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей на тему: «Пальчиковый игротренинг» во второй младшей группе

практикум для родителей на тему "Пальчиковый игротренинг" во второй младшей группе...

Родительское собрание на тему «Путешествие в страну Сенсорика»

Цель собрания:  обогащение  родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста, обмен опытом семейного воспитания, участие в жизни группы. Развитие сенсорно...

Февраль 2018 год. Родительское собрание в младшей группе на тему: «Путешествие в страну Сенсорику».

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста....

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе Тема: «Путешествие в страну Сенсорику»

Родительское собрание в ДОУ "Путешествие в странгу сенсорику"...

Игровой практикум для воспитателей по теме: «Путешествие в страну Сенсорика».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19626608","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"WIDTH: 478px; HEIGHT: 290px","width":"480"}}]]Игровой практикум разраб...

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе Тема: «Путешествие в страну Сенсорику»

Нетрадиционное родительское собрание в  младшей группе Тема: «Путешествие в страну Сенсорику»...