Консультация для родителей:"Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Лобачева Мария

Консультаия для родителей:"Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_97_-_2003.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоционального развития детей

        Эмоциональное развитие – что это? Важно ли это? А если и важно,  то на сколько? И как узнать какое место занимают эмоции в жизни ребенка? Чтобы ответить на этот вопрос сначала обратитесь к себе. Вспомните любое яркое событие в вашей жизни, связанно ли оно с проявлением эмоций: радости, удивления, страха, печали. Получается, что эмоции пронизывают всю жизнь даже самого рационального человека.

        Очень часто можно услышать такую фразу в адрес ребенка: да что он понимает, он еще совсем маленький, нашел из – за чего расстраиваться! Да, маленький, да, многого не понимает, но это не значит, что не чувствует.

         Здоровье ребенка тесно связанно с его эмоциональным состоянием.  Отсутствие эмоционального комфорта может привести к ряду серьезных заболеваний и наоборот, во время болезни у ребенка в первую очередь ухудшается эмоциональное состояние. Портрет здорового ребенка: это активный, веселый, с хорошим настроением ребенок, у него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается и умеет быстро сосредотачиваться.

        Еще лежа в кроватке, ребенок, не понимая значения слов, понимает ту интонацию, с которой он произносятся. В это время между ним и мамой имеется тесная эмоциональная связь.

                К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, поскольку ему необходима практическая помощь взрослого, так же он нуждается в оценке взрослого, его внимании.

        В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности. Специфической особенностью именно раннего возраста является ситуативность.

        Эмоции и аффекты в раннем возрасте тоже крайне ситуативны и преимущественно  появляются в момент сиюминутного восприятия объекта, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из  за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, но энергично бросает ее на пол и совершенно не боится  ее сломать или потерять.  

        Среди всех взаимосвязанных психических функций в раннем возрасте наиболее интенсивно развивается восприятие. Доминирование восприятия означает зависимость от него других психических  функций (мышление, память, речь и т.д.) поэтому дети раннего возраста максимально связанны наличной ситуацией – тем, что они непосредственно воспринимают. Для более точного понимания этого явления, приведем пример К. Левина, который показывает, что ребенок до 2 лет вообще не может действовать без опоры на восприятие. Поставленная перед ребенком задача – сесть на большой камень, лежащий на лужайке, - оказалась трудновыполнимой, поскольку ребенок сначала должен отвернуться от камня, и, следовательно, перестать его видеть. Дети по многу раз обходили этот валун, гладили его, отворачиваясь прикладывали руку, чтобы по крайней мере пощупать его. Одному мальчику удалось сесть на камень не отрывая от него взгляда: он расставил ноги, сильно наклонился, и, глядя на камень через ноги, сел.

        Эмоционально ребенок реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут живо интересуется обстановкой. Он не способен огорчаться из  за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что – либо подарят.

        Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают только поощрения или наказания взрослых. Ребенок не в состоянии принять решение. Это легко наблюдать  в ситуации выбора. Если ребенка 2 – 3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все – таки выберет одну, но после следующей просьбы – уйти с ней в другую комнату – снова начнет колебаться.

        В общении со взрослыми, которые помогают ребенку познавать этот сложный мир, преобладают мотивы сотрудничества, хотя и сохраняется чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение ложки и вилки или строительство башни из кубиков.

         Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет  рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах речи быть  не может. Лучше всего детям удаются такого типа «игры», как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность – толкнуть, ударить другого ребенка, особенно, если тот как – то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая интересы другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого человека, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослым.

        Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении кризиса 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что – то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается, или в нужный момент рядом не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в  комнату и начинает бить по ней руками что – то выкрикивая. Причиной гнева или плача  могут быть помимо «неподдающихся» вещей и отсутствие внимания к нему со стороны взрослых, занятых делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил пытается им завладеть; ревность к сестре, брату.

        Очень часто можно встретиться с подобной ситуацией: мама занята домашними делами, а Вася надрывается, захлебываясь в плаче только потому, что мама на него не смотрит и не радуется по поводу того, что он научился катать машинку. По возможности необходимо как можно спокойней реагировать на подобные аффективные вспышки, или вообще на них не реагировать. В противном случае,  особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что вслед за его слезами, или злостью следуют уговоры и прочие приятные моменты общения со взрослыми и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиваться.

        Есть еще один выход. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться чем – то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается  и с удовольствием занимается новым делом.

        И главное – старайтесь, как можно чаще разговаривать с ребенком о своих переживаниях, будьте эмоциональны – радуйтесь и грустите вместе с ним, ведь именно ВЫ, родители как никто другой знаете своего ребенка, а значит, можете помочь ему лучше любого специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.Сопровождая практи...

Консультация для родителей "Психическое развитие ребенка дошкольного возраста"

В данной статье описаны причины нарушения психического здоровья дошкольников....

Консультация для родителей «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Раз...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрастечувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и вырази­тельность. На этом возрастном этапе реакции ребенка доста­точно импульсивны, выражение...

Консультация для родителей: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмо...