Консультация для родителей: "Детство и игра"
консультация

Черникова Любовь Петровна

Это могучее воспитательное средство,

выработанное самим человечеством и, в

котором поэтому выразилась неподдельно

истинная потребность человеческой истины.

К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Детство и игра»

Подготовил воспитатель: Черникова Л.П.

Это могучее воспитательное средство,

выработанное самим человечеством и, в

котором поэтому выразилась неподдельно

истинная потребность человеческой истины.

К. Д. Ушинский

Игра изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике и в других науках.

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное и нравственное развитие личности.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка, игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащения ее внутреннего плана.

Развитие игры и участие ребенка в ней можно представить схематически: игра предметная игра сюжетно-ролевая игра игра с правилами.

Сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом не игровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности.

Игра тренирует ребенка в овладении значениями вещей и явлений, закрепленными языковой практикой, и в оперировании этими значениями. Игра развивает осознание выполняемых действий именно как операций («понарошку», учит выполнению таких операций на основе само-регулирования (правила, наконец, расширяет самосознание от восприятия себя как субъекта предметных действий к восприятию себя как носителя социальной роли — субъекта человеческих отношений.

Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.

Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.

Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.

Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.

Игра дает радость общения с единомышленниками.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы «понарошку» в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Игра также влияет на развитие психики:

Развитие мотивационно-потребностной сферы: ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности; формирование новых по содержанию социальных мотивов, в частности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятельности; формирование обобщенных сознательных намерений; возникновение соподчинения, иерархии мотивов.

Развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенности деятельности. В ролевой  игре ребенок ориентируется на образец действия (эталон, с которым  он сравнивает свое поведение, т. е. контролирует  его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики.

Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от мышления в действиях (через этап размышления о предмете-заместителе) к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию.

Преодоление познавательного эгоцентризма ребенка. Познавательная децентрация  формируется «двойной позицией играющего (страдает как пациент и радуется как хорошо исполняющий свою роль, координацией различных точек зрения (отношения «по роли» и реальные партнерские взаимодействия, соотнесение логики реального и игрового действия). Закладываются основы рефлексивного мышления — способности анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.

Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность).

Развитие речи: игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания.

Таким образом, игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Другими словами, игра учит, формирует, изменяет, воспитывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Детство с музыкой!.

Детство с музыкой!Что такое музыка в детском саду?Это волшебный мир с множеством путешествий и превращений, в котором можно фантазировать, выдумывать и творить.Голос – самый доступный человеку музыкал...

Консультация для родителей «Детство наше золотое»

Детство - пора золотая, в детстве играй и резвись, детства не будет другого, сколько за ним не гонись». Ребёнок обладает своими специфическими, человеческими правами. В числе прочих жиз...

Консультация для родителей «Детство и старость»

Чем старше ребенок, тем труднее воспитывать в нем уважение к старшим. До пяти лет для детей не имеет значения возраст человека. А вот уже после пяти лет дети начинают понимать, что их окружают люди мо...

Консультация для родителей «Детство без жестокости»

Консультация для родителей «Детство без жестокости»...