Консультация для родителей «Как учить стихи… играючи»
статья (старшая группа)

Угорец Елена Львовна
 При заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают стихотворения. Использование приемов мнемотехники поможет при заучивании  стихотворений детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и детей 5-7 лет

«Как учить стихи… играючи»

(Использование приемов мнемотехники для обучения заучивания стихотворений детей с ОНР)

 

 «Давай выучим стишок к празднику!» – вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребёнку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь.

Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника».

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети  с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

При разучивании стихотворений суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Этапы работы над стихотворением:

1.    Взрослый выразительно читает стихотворение.

2.   Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.   Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4.  Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5.   Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.    Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. «Подарок маме»

Сорвала я в поле

Цветик голубой,

Принесу в подарок

Маме дорогой.

Я его на платье  

 Маме приколю.

Больше всех на свете

Маму я люблю.

      http://30ahtub-dou1.caduk.ru/images/bezyimyannyiy1.jpg                                                                                       

 

Т. Волгина

Учитель – логопед: Угорец Е.Л.

г. Лангепас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"

Данный материал позволит родителям и педагогам  помочь детям  в игровой форме запомнить любое стихотворение, сделает ваше общение с ребенком интересным и содержательным....

Консультация для родителей - Как учить стихи играючи

Консультация для родителей средней группы...

Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"

Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"...

Консультация для родителей "Как учить стихи... играючи"

Приемы запоминания стихотворных текстов...

Консультация для родителей "Как учить стихи играючи "

Консультация для родителейКак учить стихи играючи  Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагм...

Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"

Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, может цитировать поэтические строки, а также целые фрагменты стихотворных текстов. «Какая речь! Какая память!» -восхищаются слу...