Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx52.49 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. В.А. Сухомлинский

Берегите детей!


Берегите. Ради всего святого - берегите. Во имя жизни на Земле. Оберегая детей, мы заботимся о своем будущем. Даже один единственный погибший под колесами ребенок - это трагедия. Мы в ответе за каждую жизнь ребенка. Если ребенок нарушил правила дорожного движения, это не означает, что виноват он. Безопасность детей - прежде всего забота взрослых, у которых заложена потребность помогать детям справляться со сложностями окружающего их мира. Это мы должны их научить и уберечь от трагедий на дороге.

Прежде чем спросить малыша, знает ли он Правила дорожного движения, задайте этот вопрос себе, помня, что дети в первую очередь учатся у своих родителей, взрослых, подражают им, копируют их. Дети зачастую просто копируют поведение взрослых на дороге. А как у нас ведут взрослые - известно. Мама опаздывает на работу, несётся через дорогу под «аккомпанемент» сигналящих автомобилей, не обращая внимания на сигналы светофора. Папа, сидящий за рулём, тоже вечно спешит, обгоняет по встречной полосе, «летит» на красный цвет, паркуется так, что ни пройти, ни проехать. Вечером все собираются дома и начинают учить ребёнка уму-разуму. Но идёт ли такая учёба на пользу?

 В первую очередь, родители не только должны знать Правила движения, соблюдать их, учить детей, но и убедиться, что их дети владеют необходимыми навыками поведения на улице, постоянно их готовить для самостоятельного безопасного движения на дорогах и улицах.

Детский дорожно-транспортный травматизм - это беда, часто - горе. Но ни в коем случае не стихия - средства для предупреждения детского травматизма есть, испытанные и эффективные. Есть такой предупреждающий знак - «Дети». Он устанавливается там, где от водителя требуется особое внимание в вождении машины.

Такое же постоянное внимание и неослабевающая забота требуется от родителей, воспитателей и педагогов, всех взрослых.


Почти во всех ситуациях, когда ребенок допустил ошибку на дороге, у него есть шанс на спасение. Этот шанс в руках у водителей, всех взрослых, которые обязаны понимать психологию поведения ребенка в различных дорожных ситуациях, знать и выполнять Правила дорожного движения, а также рекомендации по безопасному движению детей.    Внимание к проблеме предупреждения детского травматизма на дороге возрастает с каждым годом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования устойчивых навыков и привычек . Как известно, безопасность  пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этим  качеством обладают не в полной мере и, оказавшись  в критической ситуации, не  могут принять правильное решение, тем более, если они  не знают правила  уличного движения. Выработать привычку правильно вести себя на улице, умение ориентироваться в различной обстановке, воспитать в ребенке грамотного пешехода- ответственная задача каждой семьи. Где, как не в семье, формируется у ребенка сознательное отношение по всему, что его окружает. И даже, если мы, работники дошкольного учреждения, каждодневно будем внушать ребенку правила поведения на улицах, а родители, т. е. самые близкие  люди, авторитет которых  для него непререкаем, постоянно нарушают эти правила,- можно с уверенностью сказать, что положительных результатов мы не получим. А поэтому, мы постоянно ведем разъяснительную работу с  родителями. Для этого  используем родительские собрания, частые беседы  с родителями, в группах оформляем книжки – передвижки, раскладушки, уголки для родителей на тему по безопасности дорожного движения. Постоянно внушаем родителям мысль, что жизнь и здоровье их детей  во многом зависит от них и, нарушая правила дорожного движения, они  падают опасный пример.

Ребенок - это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию дороги и учитывать                возникающие        опасности.        Ребенок не всегда способен понимать символику дорожных знаков и сигналов.

Даже имеющий хороший слух ребенок не может различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.

Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно- транспортных ситуаций, формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может охватить из множества элементов дорожно- транспортной ситуации в лучшем случае не более двух или трех. Это вызвано еще тем, что у детей поле зрения на 30% меньше, чем у взрослых. Результаты опроса детей от 4 до 6 лет показали, что 54% детей четырех лет, 45% пяти лет и 32% шести лет уверены в возможности мгновенной остановки автомобиля в случае опасности.

Дети иначе переходят дорогу, чем взрослые. Взрослые, например, подходя по тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию; дети же, только подойдя к самому краю проезжей части, начинают наблюдение. Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и осуществлять наблюдение со стороны, поэтому фактор риска возрастает. В то же время 50% матерей считают, что их пяти-шестилетние дети могут самостоятельно переходить улицу с достаточно интенсивным движением. За этой цифрой кроется непонимание родителями всей ответственности за поведение ребенка на дороге.

           Исследователи подчеркивают следующий момент: взрослые слишком часто считают, что ДТП является результатом неправильного поведения ребенка. Но!

Необходимо помнить, что привычка выбегать из-за предмета, мешающего обзору, не посмотрев, что там, формируется у детей незаметно от нас еще в раннем возрасте. Ребенок привыкает выбегать из-за дверей, мебели, из-за углов - возникает опасный отрицательный навык, с которым семи-восьмилетний пешеход включается в самостоятельную жизнь на городских улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок пересекает улицу, создает на дорогах опасную ситуацию, но ошибка, закончившаяся благополучно, не воспринимается ребенком как ошибка, и неправильный навык закрепляется и в дальнейшем будет повторяться с большей уверенностью, если на это не обратят внимание взрослые.

Вместе с этим, как показали другие исследования, большинство детей (91% из числа опрошенных), попадая на улицу с интенсивным движением, испытывает страх. Отсюда и знакомая многим водителям непредсказуемость поведения ребенка на улице. Для ребенка в этой ситуации каждая пропущенная машина - трудная победа над своим желанием не ждать и перебежать улицу. Поэтому нельзя расслабляться водителю, пока он не проедет ожидающих на обочине дороги детей.

У детей очень распространенным является мнение о гарантированной безопасности при пересечении дороги по переходу «зебре», а также о необходимости быстрого перехода дороги. Важно, чтобы при обучении детей у них не сложилось неверное представление в этом вопросе.

Нередки случаи, когда ребенок вырывается из рук. Статистика говорит, что каждого седьмого ребенка из пострадавших на улице перед этим держал за руку кто-то из взрослых.

 Дети любят подражать взрослым. Взрослый - эталон поведения для ребенка, и особую роль для него играет родительский пример. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или перейти на красный сигнал светофора - и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое. Результаты различных экспериментов показали, что родители способны добиваться успехов в вопросах обучения детей переходу через дорогу, и что приобретенные детьми навыки не утрачиваются спустя четыре месяца после окончания обучения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

 Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению; тенденцию к увеличению, а не к снижению, что связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее вообще. Еще в большей мере сказанное относится ко многим родителям, хотя первичные навыки безопасного поведения ребенка на улице должны сознательно прививаться семьей. Детский сад, школа могут помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей. Только они могут научить ребенка безопасно вести себя на дороге, правильно подготовить к движению на улице наших самых маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Но было бы несправедливо возлагать всю вину на сложившееся положение на дорогах и улицах страны только на детские сады, школы, родителей. Причиной дорожно-транспортных происшествий являются и сами дети, которые знают о правилах дорожной безопасности, но не спешат их выполнять.

    Для того, чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье было эффективным, необходимо соблюдения следующих принципов: систематичности, последовательности, наглядности. Формы проведения обучения могут быть самыми различными и выбираются в зависимости от сложности изучаемой темы, возрастных особенностей ребенка.
    В целом методика работы с ребенком должна включать не только формы, но и комплекс психолого-педагогических методов и приемов, основная цель которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного движения в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в дорожном движении. 
А.Дробушин, автор многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечает, что почти 2/3 и общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

 Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №21 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Тема:  «Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Подготовил: воспитатель IКК  

Халенко Ольга Вячеславовна

2016год

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Опыт работы с родителями МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 56" АГО по ПДДТТ....

Перспективный план работы с родителями по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.

Работу по профилактике ДДТП необходимо проводить не только с детьми, но и  с их родителями. совместная работа с родителями помогает привить детям элементарные навыки поведения на дорогах....

Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

В данной презинтации родителей знакомят с элементарными правилами дорожного движения....

Перспективный план работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

В перспективном плане раскрыта система работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма....