Главные вкладки
Консультация для родителей . Что такое логическое мышление и как его развивать.
консультация (старшая, подготовительная группа)
В данном материале раскрыты основные теоретические понятия: мышление, логическое мышление. Представлены рекомендации для родителей по развитию мыслительных операций у детей, имеющих речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»
Консультация для родителей .
Что такое логическое мышление и как его развивать.
Подготовила учитель-логопед
Новожилова М.А
Троицк, 2019 г.
В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Рассматривая развитие мышления дошкольника следует учитывать две взаимосвязанные стороны этого процесса – изменение его содержания и возникновение новых форм интеллектуальной деятельности у ребенка.
Высшей ступенью развития мышления является логическое мышление. Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. Логические операции имеют существенное значение для самого процесса формирования образа уже у детей 3-5 лет.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
- Сравнение – мыслительное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
- Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или отношениях.
- Умозаключение – форма мышления посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.
Маленьким детям не характерно обдумывать что-то теоретически, в уме. Первоначальными стадиями формирования у детей являются наглядно-действенное мышление и далее – наглядно-образное. Для понимания чего-либо детям надо видеть и дотрагиваться.
Наглядно-действенное – первая ступень развития мышления – наблюдение реальных объектов (0-3 лет, потом формируются понятия).
Наглядно-образное мышление – зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
Логическое мышление – процесс отсеивания второстепенного, поиск взаимных связей, создание умозаключений, поиск подтверждения и опровержения.
Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой. Мы отмечаем, что словесно-логическое мышление у детей с речевыми нарушениями ниже нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений, явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например, «Солнце взошло потому, что стало тепло»; «Солнце светит потому, что звенит капель». Дети могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, т.к. они стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.
Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично.
При исследовании речевого мышления детей с общим недоразвитием речи обнаруживаются особенности, которые по своему психологическому механизму первично связаны с системным недоразвитием речи, а не с нарушением собственно мышления. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом у этих детей нарушается из-за недостаточной сформированности внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот.
Особенностью логического мышления является поиск и установление самых разнообразных связей, существующих в действительности между разными сторонами одного явления и между различными явлениями окружающего мира.
Чтобы научить детей думать над тем, что они видят, с чем встречаются, необходимо воспитывать: во-первых, их любознательность, т.е. пытливость, желание узнавать новое; во-вторых, обогащать их опыт, расширять их знания и, в-третьих, систематически учить их методу анализа-синтеза.
Рекомендации по развитию мышления.
- Составлять группу из отдельных предметов.
- Учить выделять предметы по назначению, по характерным
признакам. ′
- Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
- Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
- Учить сравнивать предметы.
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
- Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
- Побуждать детей делать самостоятельные выводы.
- Учить детей отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
- Способствовать познанию свойств различных материалов, их функциональный потенциал, созданию образов, модели реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
- Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими. ′
- Учить ребенка устанавливать причинно -следственные связи.
- Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
- Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
- Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.
Игры и упражнения на развитие мыслительных операций.
- "Разложи картинки" (учить учитывать последовательность событий).
- «Закончи слово" (учить заканчивать слово по начальному слогу).
- "Найди лишний предмет" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
- "Творческий подход" (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
- "Антонимы" (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый -легкий", "сильный - слабый" и др.).
- "Лото»,
- "Домино",
- Пазлы,
- Различные виды конструктора,
- Квадрат Воскобовича,
- Геоконт,
- Уникуб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в данном материале представлены советы для родителей по развитию логического мышлени детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителейпо развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста...
Игра, а точнее обучающая игра - эта та волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребёнка писать, читать, считать, а главное думать, рассуждать, изобретать и доказывать....

Рабоа подготовлена для родителей чьи дети посещают 2 младшую группу....

Консультация для родителей по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Предлагаю вам игры для развития логического и интеллектуального мышления у детей в домашних условиях....