Консультация для родителей . Что такое логическое мышление и как его развивать.
консультация (старшая, подготовительная группа)

В данном материале раскрыты основные теоретические понятия: мышление, логическое мышление. Представлены рекомендации для родителей по развитию мыслительных операций  у детей, имеющих речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_myshlenie.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 7»

Консультация для родителей .

 Что такое логическое мышление и как его развивать.

Подготовила учитель-логопед

Новожилова М.А

Троицк, 2019 г.

В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Рассматривая развитие мышления дошкольника следует учитывать две взаимосвязанные стороны этого процесса – изменение его содержания и возникновение новых форм интеллектуальной деятельности у ребенка.

Высшей ступенью развития мышления является логическое мышление. Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. Логические операции имеют существенное значение для самого процесса формирования образа уже у детей 3-5 лет.

Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

  • Сравнение – мыслительное установление сходства или различия предметов по существенным     или несущественным признакам.
  • Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или отношениях.
  • Умозаключение – форма мышления посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

 

Маленьким детям не характерно обдумывать что-то теоретически, в уме. Первоначальными стадиями формирования у детей являются наглядно-действенное мышление и далее – наглядно-образное. Для понимания чего-либо детям надо видеть и дотрагиваться.

Наглядно-действенное – первая ступень развития мышления – наблюдение реальных объектов (0-3 лет, потом формируются понятия).

Наглядно-образное мышление – зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

Логическое мышление – процесс отсеивания второстепенного, поиск взаимных связей, создание умозаключений, поиск подтверждения и опровержения.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой. Мы отмечаем, что словесно-логическое мышление у детей с речевыми нарушениями ниже нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений, явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например, «Солнце взошло потому, что стало тепло»; «Солнце светит потому, что звенит капель». Дети могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, т.к. они стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.

Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично.

При исследовании речевого мышления детей с общим недоразвитием речи обнаруживаются особенности, которые по своему психологическому механизму первично связаны с системным недоразвитием речи, а не с нарушением собственно мышления. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом у этих детей нарушается из-за недостаточной сформированности внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот.

Особенностью логического мышления является поиск и установление самых разнообразных связей, существующих в действительности между разными сторонами одного явления и между различными явлениями окружающего мира.

Чтобы научить детей думать над тем, что они видят, с чем встречаются, необходимо воспитывать: во-первых, их любознательность, т.е. пытливость, желание узнавать новое; во-вторых, обогащать их опыт, расширять их знания и, в-третьих, систематически учить их методу анализа-синтеза.

Рекомендации по развитию мышления.

  • Составлять группу из отдельных предметов.
  • Учить выделять предметы по назначению, по характерным

признакам.

  • Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  • Учить сравнивать предметы.
  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
  • Побуждать детей делать самостоятельные выводы.
  • Учить детей отвечать на вопросы, делать умозаключения.
  • Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
  • Способствовать познанию свойств различных материалов, их функциональный потенциал, созданию образов, модели реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
  • Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
  • Учить ребенка устанавливать причинно -следственные связи.
  • Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
  • Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
  • Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.

Игры  и  упражнения  на  развитие мыслительных операций.

  • "Разложи картинки" (учить учитывать последовательность событий).
  • «Закончи слово" (учить заканчивать слово по начальному слогу).
  • "Найди лишний предмет" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
  • "Творческий подход" (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
  • "Антонимы" (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый -легкий", "сильный - слабый" и др.).
  • "Лото»,
  • "Домино",
  • Пазлы,
  • Различные виды конструктора,
  • Квадрат Воскобовича,
  • Геоконт,
  • Уникуб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста

в данном материале представлены советы для родителей по развитию логического мышлени детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителейпо развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Игра, а точнее обучающая игра - эта та волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребёнка писать, читать, считать, а главное думать, рассуждать, изобретать и доказывать....

Консультация для родителей «Как развить логическое мышление у детей дошкольного возраста?"

Рабоа подготовлена для родителей  чьи дети посещают 2 младшую группу....

Консультация для родителей по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей по развитию логического мышления у детей

Предлагаю вам игры для развития логического и интеллектуального мышления у детей в домашних условиях....