Статья "Левша – это нормально?"
статья

Старикова Елена Александровна

В данной статье рассматривается вопрос, волнующий многих родителей: "Нужно ли переучивать ребенка, если у него ведущая рука - левая?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levsha.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Левша – это нормально?

Около 90 % людей имеют правую ведущую руку, т.е. используют ее для письма и других видов деятельности. Многие ученые пытались объяснить феномен предпочтения правой руки.

Если подавляющее большинство людей предпочитает выполнять основные действия правой рукой, то откуда берутся те 10 %, которые, несмотря на жесткие условия «праворукого» общества, все же предпочитают действовать левой рукой?

Существует не одна теория причины леворукости. Одни ученые объясняют причины леворукости родовой травмой или повреждением левого полушария на раннем этапе развития ребенка. Другие, считают леворукость проявлением сложной теории набора и деления хромосом. Некоторые российские и зарубежные ученые указывают на большое влияние семейной леворукости. Проведены многочисленные исследования, накоплен богатый фактический материал, но причины леворукости еще ждут своего решения.

Чем же отличается леворукий ребенок от праворукого?

Наблюдения показали что у 95 % правшей и 70 % левшей центр речи находится в левом полушарии коры головного мозга. Из оставшихся 30 % левшей у одной половины контроль речи расположен в левом полушарии, у другой – центры реи представлены как в правом, так и в левом полушарии (билатерально). По данным медицинских заключений можно сделать вывод, что восстановление речи после заболеваний значительно быстрее происходит у леворуких людей, речь которых контролируется преимущественно одним полушарием, другое полушарие может быть «резервным» в значительно большей степени, чем у правшей.

При выполнении двигательных действий леворукии испытуемые показывают менее выраженную ассиметрию, то есть, результаты, показанные провай и левой рукой, у них меньше различаются, чем у праворуких.

Данные исследований ряда ученых показали, что некоторые координационные способности у левшей в 75 % случаев превосходят средние результаты детей с доминирующей правой рукой. Проблема интеллектуальных способностей человека с различными двигательными предпочтениями (левшей, правшей и амбидекстов, т.е. людей, одинаково владеющих обеими руками) еще до конца не изучена.

Одни ученые считают, что среди левшей больше умственно отсталых; другие полагают, что разница в умственных способностях право – и леворуких людей не существует; третьи, доказывая превосходство левшей, приводят такие известные имена леворуких, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Мендель, Гельмгольц, Павлов, Маяковский…

Для определения предпочтений одной руки другой существуют много методов. Это и совсем простые пробы, такие, как скрещение рук – «поза Наполеона», переплетение пальцев кисти, тест на аплодирование и др., где активная рука находится сверху. Это и методы более сложные: динамометрия, использование миокинетической психодиагностики, электроэнцелография и т.д.

Нужно ли переучивать левшей?

Этот вопрос волнует многих.

Если вы обнаружили, что Ваш ребенок левша, как отнестись к этому?

Какую тактику поведения избрать?

Напомним: чем отчетливее предпочтение одной руки другой, тем труднее происходит переучивание, тем серьезнее могут быть последствия, отрицательно влияющее на психику ребенка. Многие ученые полагают, что если леворукий ребенок спокойно реагирует на замечания родителей и воспитателей, свободно выполняет действия правой рукой и это не вызывает отрицательных явлений, то ему следует спокойным тоном напомнить, что карандаш нужно держать в правой руке. Но если он проявляет явное неудобство, беспокойство, капризничает, попытки следует немедленно прекратить. Неоправданное насильственное переучивание может привести к серьезным изменениям в психике ребенка: нарушению сна, энурезу, заиканию.

Как уже отмечалось, наиболее выраженное предпочтение проявляется в письме, рисовании. Поэтому вопрос, нужно ли переучивать левшей, необходимо решить уже в детском саду, с тем чтобы в школе у ребенка не возникли дополнительные трудности.

Развивать ли амбидекстрию?

Большинство ученым полагает, что на уроках физкультуры следует развивать обе руки. Многолетние наблюдения зарубежных и российских (ранее советских) ученых показывают, что формирование симметрии движений с самого начала обучения дает более высокие результаты, чем превращение ассиметричных движений в симметричные.

Проанализировав и обобщив результаты исследований и работы специалистов, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте необходимо развивать обе руки. Билатериальное (двустороннее) развитие не сказывается отрицательно на психике ребенка. Дети в этом возрасте спокойнее, особенно в игровой форме, относятся к выполнению упражнений «неудобной» рукой. В будущем такие дети быстрее добиваются высоких спортивных результатов, легче осваивают трудовые профессии, требующие быстроты двигательной реакции, высокой точности и согласованности движений.



 

Комментарии

Малинина Наталья Ивановна

Спасибо за интересную статью