Родительское собрание "Информационная безопасность дошкольников"
материал

Яшина Наталья Вячеславовна

Современную жизнь трудно представить без интернета и компьютерных технологий, которые стремительно развиваются. В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения и их родителей в вопросах использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Информационная безопасность дошкольников»

Современную жизнь трудно представить без Интернета и компьютерных технологий, которые стремительно развиваются. В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения и их родителей в вопросах использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Современный ребёнок рано знакомится с телевизором и компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за телевизором и компьютером. В результате взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребёнок из СМИ. Они не догадываются, что машина не только становиться для ребёнка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за телевизором и компьютером всё больше времени.

Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастет первое поколение «экранных детей» эти последствия становятся все более очевидными.

Одно из них – отставание в развитии речи. Дети мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание – дефицит концентрации. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.

Еще один факт, который отмечают педагоги и психологи – это резкое снижение фантазии. Детей ничего не интересует и не увлекает. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – детская жестокость и агрессивность. Подростки бьют и убивают друг друга, потому что теряют всякое чувство меры, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений. И всему виной телевизор, который поглощает внимание ребенка, подменяя собой общение с взрослым.

За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения в рамках национального проекта практически всех школ и ДОУ к Интернету пользовательская активность российских детей резко возросла.

С помощью компьютера дошкольник:

1. Растет технически грамотным.

2. Чувствует себя увереннее с любой техникой.

3. Развивает логическое мышление.

4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения.

5. Улучшает зрительную память.

6. Учится концентрировать внимание.

7. Учится визуально воспринимать объекты.

8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.

9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.

Сейчас используют современные технологии и создаются очень реалистичные игры для детей. Дошкольник может раскрашивать раскраски на компьютере, обучаться счёту и чтению и т.д. В целом, пользу от виртуальных игр можно выразить в следующем:

1. Воспитывается усидчивость.

2. Вырабатывается терпение и настойчивость в достижении цели.

3. Развивают и укрепляют связь между моторикой пальцев рук и мышлением.

4. Многие игры расширяют кругозор детей, знакомят его с историей, техникой, миром вокруг нас.

5. Игры учат детей мыслить аналитически, развивают сообразительность.

Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка. Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но бездумное его использование может нанести непоправимый вред здоровью ребенка!

Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере.

Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности. Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. К чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия.

Очень часто родители, чтобы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основана на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя». Очень важно, что находиться внутри компьютера, в какие игры играют дети.

Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста:

1. В игре должна быть текстовая информация о ходе и правилах игры.

2. Функции разъяснения должны выполнять специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.

3. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше, чем традиционный шрифт компьютера.

4. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.

5. Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.

6. В обучающих играх используется правильные ответы, доступные дошкольникам.

7. Нежелательно применение системы оценок в баллах.

8. Лучше, если программа имеет логическое завершение (построен дом, нарисован рисунок).

В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. Поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. От долгого сидения за компьютером у детей появляется искривление позвоночника. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.

Лучше не давать дошкольнику серьёзно «подсаживаться» на компьютерные игры. Всё-таки, обычные настольные игры гораздо предпочтительнее. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое.

Чтобы компьютер приносил детям пользу, нужно правильно обустроить рабочее место ребенка и придерживаться следующих правил, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером:

1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.

2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.

4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

5. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание.

 6. Неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

7. Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка.

8. Рекомендованное расстояние от глаз ребенка до монитора не менее 60 см.

9. В процессе игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.

10. Занятия за компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.

Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности:

1. Следить за тем, во, что играет ребенок, какие фильмы он смотрит.

2. Установить на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка полезному и нужному.

3. Проводить с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов.

4. Чаще играть с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность.

 5. Помогать ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.

6. Не оставлять ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей).

7. Ограничить время нахождения за компьютером.

Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативную информацию, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым. Так же стоит заметить, что чем больше родитель уделяет внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния отрицательной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники.

Ребенок, имеющий какие-либо увлечения, который ходит в различные секции, кружки, имеет меньше вредных привычек, ведет более здоровый образ жизни, и он меньше подвержен воздействию негативной информации. Поэтому постарайтесь организовать досуг ребенка. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Сценарий родительского собрания на тему: "Пожарная безопасность дошкольников"

В данной работе подробно описан сценарий проведения родительского собрания в ДОО на тему:  "Пожарная безлпасность детей страшего дошкольного возраста"....

Сценарий детско-родительской гостиной «Безопасность дошкольников на улице»

Родители - первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы, беря пример с вас. Уберечь ребенка от беды на дороге - долг всех взрослых. Поэтому предлагаю конспект детско-родительской г...

Родительское собрание "Безопасность дошкольников..."

Родительское собрание "Безопасность дошкольников..." старшая группа...

Родительское собрание «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»

Цели:            1. Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей»....

Родительское собрание. «Обучение дошкольников безопасному поведению»

   Все мы – педагоги и родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?» Давайте вместе постараемся найти ответ на ...