Главные вкладки

    «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»
    консультация

    Никитина Наталия Алексеевна

    Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения ребенка стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. С чем это связано, как бороться с проявлениями детской агрессивности? Попробуем обсудить эти вопросы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл agressiya_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx32.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

    Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не тольков обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии инасилия с экранов телевизоров и компьютеров. Впоследнее время изучение проблемы агрессивногоповедения ребенка стало едва ли не самым популярнымнаправлением исследовательской деятельностипсихологов всего мира. С чем это связано, как бороться спроявлениями детской агрессивности? Попробуемобсудить эти вопросы.

    Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, чтоозначает “нападение”, “приступ”. В психологическомсловаре приведено следующее определение данноготермина: “Агрессия — это мотивированное деструктивноеповедение, противоречащее нормам и правиламсуществования людей в обществе, наносящее вредобъектам нападения (одушевленным инеодушевленным), приносящее физический иморальный ущерб людям или вызывающее у нихпсихологический дискомфорт (отрицательныепереживания, состояние напряженности, страха,подавленности и т.п.)”.

    Портрет агрессивного ребенка

    Почти в каждой группе детского сада, встречается хотябы один ребенок с признаками агрессивного поведения.Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их,отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляетгрубые выражения, одним словом, становится “грозой”всего детского коллектива, источником огорченийвоспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого,грубого ребенка очень трудно принять таким, какой онесть, а еще труднее понять.

    Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей:“Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он“не успокаивается” до тех пор, пока взрослые невзорвутся, а дети не вступят в драку”.

    Однако агрессивный ребенок, как и любой другой,нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что егоагрессия — это, прежде всего, отражение внутреннегодискомфорта, неумения адекватно реагировать напроисходящие вокруг него события.

    Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным,никому не нужным. Жестокость и безучастностьродителей приводит к нарушению детско-родительскихотношений и вселяет в душу ребенка уверенность, чтоего не любят. “Как стать любимым и нужным” —неразрешимая проблема, стоящая перед маленькимчеловечком. Вот он и ищет способы привлечениявнимания взрослых и сверстников. К сожалению, этипоиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нами ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

    Родителям и педагогам не всегда понятно, чегодобивается ребенок и почему он ведет себя так,хотязаранее знает, что со стороны детей может получитьотпор, а со стороны взрослых — наказание.

    В действительности это порой лишь отчаянная попытказавоевать свое “место под солнцем”. Ребенок не имеетпредставления, как другим способом можно бороться завыживание в этом странном и жестоком мире, какзащитить себя.

    Агрессивные дети очень часто подозрительны инасторожены, любят перекладывать вину за затеяннуюими ссору на других.Такие дети часто не могут самиоценить свою агрессивность. Они не замечают, чтовселяют в

    окружающих страх и беспокойство. Им, напротив,кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

    Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивныедети боятся и ненавидят окружающих, а те, в своюочередь боятся их.

    Некоторые дети в группе часто являются проблемойдаже для самых выдержанных и спокойныхвоспитателей. Но педагоги-профессионалы должнынаучиться справляться со своим гневом и негативнымичувствами по поводу агрессивного ребёнка. Преждевсего необходимо выявить причину агрессивногодетского поведения, которая является источником еговызова окружающему миру.конфликты и наиболееподвержены нервным срывам.

    Агрессивное поведение определяется влияниемсемьи и общением со сверстниками. У детей один изглавных путей научения агрессивному поведению -наблюдение за чужой агрессией.

    Назовем диагностические критерии определенияагрессивности у детей старшего дошкольного возраста:

    1. Часто (по сравнению с поведением других детей,окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
    2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
    3. Намеренно раздражают взрослых, отказываютсявыполнять просьбы.
    4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении иошибках.
    5. Завистливы и мнительны.
    6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

    О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцеводновременно устойчиво проявлялись 4 критерия,можно говорить как о ребенке, обладающемагрессивностью как качеством личности. И таких детейможно называть агрессивными.

    Причины появления агрессии у детей могут бытьсамыми разными.

    Возникновению агрессивных качеств способствуютнекоторые соматические заболевания или заболеванияголовного мозга. Дети, проявляющие агрессию, частострадают какими-нибудь психическими расстройствами(эпилепсия, шизофрения, органическое поражениеголовного мозга) с негативными эмоциональнымисостояниями (тревога, страх, дисфория). Личностнымичертами таких детей являются высокая тревожность,эмоциональное напряжение, склонность к возбуждениюи импульсивному поведению. Внешне это проявляетсячаще всего прямой вербальной и физической агрессией.Эти ребята не пытаются искать сотрудничества сосверстниками, часто сами не могут внятно объяснитьпричины своих поступков. Обычно агрессивнымидействиями они либо просто разряжают накопившеесяэмоциональное напряжение, либо получаютудовольствие от причинения неприятностей другим.

    Повышенная агрессивность может быть обусловленатакже половыми причинами. Считается, что мальчикиболее склонны к проявлениям агрессии, однако это несовсем так, просто агрессия у девочек выглядитнесколько иначе. Как отмечает большинство ученых,сейчас разница в агрессивном поведении междудевочками и мальчиками уменьшается. Мальчишескаяагрессия обычно проявляется более открыто, грубо, онаменее управляема и контролировать ее ребята начинаютпозже, чем девочки. Девочек гораздо раньше начинаютучить сдерживать ее.

    Предрасполагать к агрессивному поведению может иопределенный тип темперамента ребенка. Каждомучеловеку присущ от рождения один из четырех типовтемперамента (холерик, сангвиник, флегматик имеланхолик). Естественной склонностью к активнойагрессии обладают холерики вследствие их крайнейнеуравновешенности как нервной, так и эмоциональной.Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, ихочень легко вывести из терпения. Повышеннаявозбудимость и быстрота ответных реакций приводят ктому, что многим детям-холерикам свойственно сначаласделать и только потом подумать, как нужно былопоступать. Если что-то их увлекло, они занимаютсячрезвычайно интенсивно, но быстро утомляются и немогут продолжать. Отсюда и частая смена настроения,резкие перемены интересов, нетерпеливость инеспособность к ожиданию. Нервный спад и общийупадок сил приводит к раздражению, а потому холерикичаще всего вступают в конфликт с окружающими.

    В дошкольном возрасте те или иные формы агрессиихарактерны для большинства детей. В этот период ещене поздно избежать трансформации агрессивности вустойчивую черту характера. Если упуститьблагоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенкавозникнут проблемы, которые помешают полноценномустановлению его личности, раскрытию индивидуальногопотенциала. Поэтому дети дошкольного возрастануждаются в коррекции агрессивности.

    Для коррекции агрессивного поведения детей вметодическом арсенале педагога, помимо игры, имеетсясистема неспецифических методов. Неспецифическиеметоды можно разделить на две группы:

    1. методы изменения деятельности детей;
    2. методы изменения отношения к ребенку.

    К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование,библиотерапия, куклотерапия.

    Музыкотерапия (музыкальное сочинительство,импровизации, слушание музыки, ритмическиедвижения) эффективное средство развития личностиребенка, коррекции его поведения. Подбор музыкальныхпроизведений осуществляется на основе темпа и лада.Оттенки гнева, волнения, тревоги передаются быстройминорной музыкой; спокойное, элегическое настроениесоздает медленная мажорная мелодия; а радость,веселье, торжество - быстрая мажорная музыка.Целесообразно использовать запись звуков природы.

    Библиотерапия (литература) имеет свои возможности длястановления произвольного поведения, профилактики икоррекции уже закрепившихся недостатков.Литературные произведения (сказки, былины, рассказы,басни и др.) воспринимаются ребенком не как вымысел, акак особая реальность. В процессе чтения, слушанияпроизведения дети учатся понимать не только чувства,поведение, поступки героев, но и свои собственные,получают представления об иных возможных способахповедения; имеют возможность проявить личныеэмоции и сравнить их с эмоциями других детей. То естьусиливается способность ребенка анализировать иконтролировать свои эмоциональные реакции,поведение. На примере работы со сказкой детям можнопредложить индивидуальное или коллективноепридумывание продолжения известной сказки;рисование по мотивам сказки; разыгрывание сказки, ееэпизодов с помощью кукол (куклотерапия). В сказочнойкуклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того какребенок совершенствует взаимодействие с куклой,меняется и его поведение. В сказке, как правило,представлено множество моделей поведения вразличных ситуациях, которые ребенок имеетвозможность «прожить», эмоционально переработать,«присвоить» и перенести в реальную жизнь.

    Рисование. В работе с агрессивными детьми дошкольноговозраста показывает высокую эффективностьиспользование элементов арт-терапии.

    Детям нравится играть с водой, с глиной. Необходимоиспользовать различные способы рисования: пальцами,ладошками, ступнями. Участие ребенка визобразительной деятельности в рамках коррекционнойработы направлено не столько на то, чтобы научить егорисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолетьнедостатки в поведении, научиться управлять им.Поэтому интересны особенности поведения ребенка впроцессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка;принятие задачи, сохранение или трансформация ее напротяжении рисования; последовательность выполненияотдельных частей рисунка, собственная оценка;спонтанные речевые высказывания ребенка, характерэмоциональных реакций, особенности взаимодействия ссоавтором рисунка. В рисунках детей с агрессивнымповедением поначалу, как правило, преобладает«кровожадная» тематика. Постепенно содержаниеагрессивных сюжетов переводится в «мирное русло».Закрашенный зеленой краской лист вызовет, возможно, уребенка иные ассоциации (созидательные,умиротворенные), что позволит изменить егопервоначальные намерения. Эффективно, например,совместное рисование, когда агрессивные детисоздаютобщий рисунок. Развивается единый сюжет,состоящий из отдельных историй: у каждого ребенка онасвоя. Переживание совместного творчества, полнотыэмоционального общения, дружеского участия ипонимания могут вызвать ряд изменений во внутреннейжизни ребенка, его поведении. Помимо рисованияцелесообразно использовать игры и упражнения скрасками, бумагой, пластилином, мелом, глиной.

    Ко второй группе - методам изменения отношения кребенку - относятся: личный пример взрослого исверстника, игнорирование поведения ребенка,«разрешение» на поведение, изменение статуса ребенкав коллективе.

    Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что словолишь карлик, а пример - великан, взрослые должныреализовать произвольное, социально одобряемоеповедение как в общении с детьми, так и друг с другом.

    Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способпрекратить нежелательное поведение - перестать на нихреагировать.

    Разрешение на поведение. Этот прием противоположенпредыдущему. Эффект заключается в том, чтонеконструктивное поведение, став разрешеннымидоступным детям, утрачивает свою былуюпривлекательность, ценность и ребенок отказывается отнего.

    Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенкавозлагается действительно ответственное поручение.Оно может быть разовое - помочь воспитателюподготовить пособия к занятию, или постоянное -проводить физминутки.

    Таким образом, работа с агрессивными детьми должнаносить комплексный, системный характер, сочетать всебе элементы приемов и упражнений из разныхнаправлений коррекционной работы.

    Различайте наказание и дисциплину

    Одна из значимых задач педагогов – научить детей тому,какое поведение

    приемлемо в вашей группе, а какое недопустимо. Еслинашей целью является заставить детей вести себяхорошо, то задача это решается довольно просто.Взрослые старше, чем дети, и могут заставить детейвести себя хорошо. Но дети, которых принуждают кправильному поведению, стыдят иди ругают, скореевсего будут думать о себе:

    «Я плохой(ая)»

    «Мне нужно остерегаться взрослых»

    «Мне лучше бы не попасться »

    Эти дети ведут себя хорошо только тогда, когда за нимиследят, потому что они не хотят быть наказанными. Онине учатся тому, какое поведение приемлемо, и почемуповедение нетерпимо. Наказание может временноприостановить

    определённое негативное поведение детей, но оно непоможет развить у них навыки самодисциплины.

    Вместо этого наказание может усилить их негативныечувства о себе.

    Хотя слова «дисциплина» и «наказание» частоиспользуются в одном контексте, но они имеют оченьбольшое различие. «Дисциплина» означает направлениедетей в русло приемлемого поведения. Самая важнаяцель установления дисциплины – помочь детям развитьсамоконтроль. Педагоги, стремясь установитьдисциплину, помогают детям понять и усвоитьпоследствия их действий, поступков и поведения.

    Что могут сделать педагоги

    Чтобы научить детей контролировать своё поведение,воспитатели должны предлагать детям выбор ивозможности принимать самостоятельные решения, знаяо логических последствиях того или иного их действия.Педагоги должны заранее предложить детям выбор,чтобы дети подумали и о его последствиях. Например,они могут сказать:

    «Саша! Если ты будешь разрушать Светину постройку изкубиков, то ты покинешь Центр Строительства. Тыможешь построить свою башню и ломать её, если хочешь.Или делать что-либо ещё».

    Этот тип сообщения поможет детей в развитиисамоконтроля, потому что он устанавливает ограниченияи предлагает выбор. В отличие от наказания, в этомслучае меньше борьбы за власть и агрессии, гнева.

    Педагоги могут использовать разные подходы и способы,направляя поведение

    детей. Ни один из способов не срабатывает на 100процентов во всех ситуациях и со всеми детьми. Всёзависит от конкретного ребёнка и конкретной ситуации.Педагоги должны знать детей и их проблемы.

    Позитивное руководство включает следующиерекомендации для педагогов:

    Ожидайте заранее и планируйте то, что может явитьсяпроблемой:

    «Эта новая игрушка станет очень востребованной. Всезахотят в неё играть. Прежде чем я её представлюдетям, я установлю систему очередности, чтобы детимогли играть с ней по очереди».

    Ищите причины плохого поведения детей. Обсудитеситуации с коллегой:

    «Машина мама сейчас в больнице. Возможно, девочкапереживает за неё». Фокусируйтесь на поведенииребёнка, а не делайте акцент на личности ребёнка: «Мненравится, как ты вытираешь стол, Лена». Это лучше, чемоценочная похвала «Ты хорошая девочка, потому что тывытираешь стол».

    Помогите детям понять последствия их действий:

    «Анна и Лариса, кукла сломалась, потому что вы обетянули её за руки. Теперь вы должны подождать, пока еёпочинят, тогда вы сможете играть с неё снова».

    Объясните имеющийся выбор детям:

    «Если ты хочешь играть с машиной, ты должна возить еёпо ковру, а не под мольбертами».

    Помогите детям развивать навыки решения проблем:

    «Я вижу, Серёжа, что тебе трудно делиться с детьмитвоим медвежонком. Куда ты его положишь до твоегоухода домой?»

    Помогите детям обращать внимание на свои ошибки,чтобы они могли самостоятельно исправлять их:

    «Твоя краска в баночке разлилась. Давай найдём губку,чтобы вытереть её».

    Наблюдайте, нужна ли детям физическая разрядка.Предоставьте детям, которым нужно выплеснуть своюэнергию и гнев, место, где они смогут сделать это:

    «Ирина, мне кажется, что ты выглядишь обеспокоеносегодня. Почему бы тебе и Кириллу не полазить сейчас. А японаблюдаю, как вы это делаете».

    Очень важно, чтобы высказывания педагогов былиясными, твёрдыми и позитивными. Разработайтепростые, но чёткие правила и ограничения для детей идайте детям возможность самим контролировать ихсоблюдение. Не должно быть слишком много правил,они обескуражат детей. Дети научатся следоватьправилам, если они понимают, для чего вводятся этиправила, и сами принимают участие в их обсуждении иформулировании. Например, чтобы объяснить детям, чтос водой нужно играть только в Центре «Вода и песок», выможете спросить их: «Что случится, если вы забрызгаетепол водой?» Вероятно, что дети ответят: «Когда водапрольётся, пол станет скользким, кто-нибудь упадёт иударится». Затем можно подумать о правиле «Водадолжна находиться в Центре «Вода и песок». Дети могуттакже предложить вам, что губки и полотенца должнынаходиться рядом с водой, чтобы любой из детей, ктопролил воду, мог бы вытереть её за собой.

    Формулируйте правило твёрдо и позитивно, чем жёстко иосуждающе.

    Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает.

    Однако это происходит только при терпеливой исогласованной работе педагога и родителей.

    Работая с агрессивными детьми, воспитатель долженпрежде всего наладить контакт семьей. Он может либосам дать рекомендации родителям, либо в тактичнойформе предложить им обратиться за помощью кпсихологам.

    Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцомустановить не удается. В таких случаях рекомендуетсяиспользовать наглядную информацию, которую можноразместить в уголке для родителей.

    Стили родительского воспитания (в ответ наагрессивные действия ребенка)

    Почему ребенок так

    поступает

    Резкое подавление

    агрессивного поведения

    ребенка

    Прекрати!”

    Не смей так говорить”

    Родители наказывают ребенка

    Агрессивный

    Ребенок может прекратить сейчас , но выплеснет

    свои отрицательные

    эмоции в другoe время и в другом месте)

    Ребенок копирует

    родителей и учится у

    них агрессивным

    формам поведения

    Игнорирование

    агрессивных вспышек

    ребенка

    Родители делают вид,

    что не замечают

    агрессии ребенка или

    считают что ребенок

    еще мал

    Агрессивный

    (ребенок продолжает действовать агрессивно

    Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивныеформы поведения закрепляются

    в черту характера

    Родители дают

    возможность ребенку

    выплеснуть агрессию

    приемлемым способом и в

    тактичной форме

    запрещают вести себя

    агрессивно по отношению

    к другим

    Если родители видят, что ребенок разгневан они могут вовлечьего в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняютребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

    Скорее всего ребенок

    научится управлять

    своим гневом

    Ребенок учится

    анализировать

    различные ситуации и

    берет пример со своих

    тактичных родителей

    Подобная таблица или другая наглядная информацияможет стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с воспитателями и с учителем.

    Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когдаребенка резко отлучают от груди и общение с матерьюсводят к минимуму, у детей формируются такие качествакак тревожность, подозрительность, жестокость,агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении сребенком присутствуют мягкость, ребенок окружензаботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

    На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

    Исследования показали, что родители, резкоподавляющие агрессивность у своих детей, вопрекисвоим ожиданиям” не устраняют это качество, анапротив, взращивают его, развивая в своем сыне илидочери чрезмерную агрессивность, которая будетпроявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, чтозло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

    Если же родители вовсе не обращают внимания наагрессивные реакции своего ребенка, то он очень скороначинает считать, что такое поведение дозволено, иодиночные вспышки гнева незаметно перерастают впривычку действовать агрессивно.

    Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справляться с агрессией.

    Шпаргалка для взрослых или правила работы сагрессивными детьми

    1. Быть внимательным к нуждам и потребностямребенка.

    2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

    3. Быть последовательным в наказаниях ребенка,наказывать за конкретные поступки.

    4. Наказания не должны унижать ребенка.

    5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

    6.Давать ребенку возможность проявлять гневнепосредственно после фрустрирующего события.

    7. Обучать распознаванию собственногоэмоционального состояния и состояния окружающихлюдей.

    8. Развивать способность к эмпатии.

    9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

    10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтныхситуациях.

    11. Учить брать ответственность на себя.

    Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правила работы с гиперактивными детьми

    В статье вы найдете рекомендации для работы с гиперактивными детьми. Я надеюсь, что советы приведенные ниже помогут вам преодолеть возможные трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания. Он...

    Правила работы с агрессивными детьми

    1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.4. Наказания не...

    Консультация "Правила работы с агрессивными детьми"

    правила работы с агрессивными детьми...

    Публикация«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

    Консультация на тему «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»...

    "Детская агрессия. Формы работы с агрессивным ребёнком" Консультация для родителей

    Детская агрессияАгрессия  - мотивированное деструктивное поведение ребенка, которое противоречит нормам и правилам общения в детском коллективе; отражение внутреннего дискомфорта, неумение адеква...