Рекомендации родителям по подготовке детей в школу
консультация (подготовительная группа)

Емельянова Виктория Алексеевна

Когда отдавать в школу?

Основные направления подготовки

Основные составляющие готовности ребенка к школе
 
Чем могут помочь родители?
 
Общие рекомендации
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_podgoovka_k_shkole.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по подготовке детей в школу

Многие родители ошибочно полагают, что определяющим фактором для поступления ребенка в школу является интеллектуальная готовность. Если ребенок знает буквы, считает и читает – пора отдавать в первый класс.

Но не стоит  забывать, что оценкой готовности ребенка являются единство всех компонентов — психологической, физиологической, педагогической готовности, речевого развития .

Родителям важно понимать, что желание ребенка пойти в школу вовсе не означает понимание важности учебы, осознание ответственности, самоконтроля, лишения некоторых привычных удовольствий.

Для ребенка, в основном, это изменение статуса — он чувствует себя взрослым, самостоятельным, у него появляются определенные права, ему не надо спать днем как в садике, появляются атрибуты взрослого — ранец, красивые канцтовары, пластиковые карты, сотовый телефон...

Когда отдавать в школу - в 6 или 7 лет?

К 6 годам ребенок еще не обладает усидчивостью, необходимой для полноценной учебы. Ребенку еще сложно осознавать себя частью коллектива, для него существует только «я», понятие «мы» - формируется к 7 годам.

Совершенно естественной формой деятельности для ребенка 6 лет является игровая деятельность, школьное образование требуют классно-урочной формы.

Очень важным фактором готовности для ребенка является произвольность психических процессов - умение сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия, умение управлять своим поведением, противопоставлять свои сиюминутные желания общим школьным требованиям.

 Произвольность формируется к концу дошкольного возраста — к 7 годам.

Основные направления подготовки:

  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Развитие логики, внимания, памяти, мышления;
  • Знакомство с окружающим миром, формирование целостной картины мира;
  • Обогащение активного словаря ребенка, развитие связной речи;
  • Развитие фонематического слуха, формирование грамматического строя речи;
  • Обучение чтению;
  • Психологическая подготовка к школе;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Подготовка руки к письму;
  • Физическая подготовка;
  • Приобретение навыков самообслуживания

Основные составляющие готовности ребенка к школе:

  • Психологическая (интеллектуальная, волевая, личностная, социально-коммуникативная);
  • Речевая (развитая речь);
  • Физиологическая (физическое состояние и здоровье ребенка, гигиенические навыки);
  • Педагогическая (умение читать, писать, пересказывать)

Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие определенных знаний по различным областям:

Окружающий мир 

  • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
  • знать в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира; 
  • знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
  • знать почему одних животных называют дикими, а других — домашними, объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку;
  • знать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи и т. п.
  • знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду;
  • примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, которые растут на деревьях.

Математика 

  • Цифры от 0 до 10. Состав числа.
  • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
  • Арифметические знаки: «+», «-», «=».
  • Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п, Фигуры: круг, квадрат, овал, ромб, прямоугольник.

Внимание

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Память 

  • Запоминание 7-10 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Мышление 

  • Заканчивать предложение: «Суп горячий, а компот ...», «Летом жарко, а зимой …»
  • Находить лишнее слово из группы слов.
  • Определять последовательность событий, что было вначале, что потом.
  • Находить несоответствия в рисунках.

Чем могут помочь родители?

Больше общаться с ребенком, разговаривать, объяснять, спрашивать - что непонятно. Гулять по улицам, городу, ходить в музеи, на выставки, в парки, в лес. На даче или в деревне показывать наглядно как растут овощи, фрукты. В лесу слушать пение птиц, отмечать эстетическую красоту природы, ландшафта.

Мотивационная (личностная) готовность к школе подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

Чем могут помочь родители?

Необходимо объяснять своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность к школе предполагает умения сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия, умения управлять своим поведением, противопоставлять свои сиюминутные желания общим школьным требованиям, выполнять неинтересную с его точки зрения работу.

Чем могут помочь родители?

  • учить понимать и принимать задачу, ее цель.
  • направлять, помогать в достижении цели;
  • приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
  • воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, конструировании, играх-головоломках и т.п.
  • учить принимать помощь взрослых при выполнении задания;
  • приучать ребенка думать о качестве и результате работы;
  • почаще играть в настольные игры с правилами, в игры «Да и нет не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры.

Социально-коммуникативная готовность к школе проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

Чем могут помочь родители?

В целях развития коммуникативной готовности следует поддерживать доброжелательные отношения ребенка с окружающими. Приглашать к себе в гости друзей, ходить в гости. Способствовать активности ребенка в общении, проявлении инициативы, умение идти на компромисс. Личный пример родителей терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Физиологическая готовность к школе подразумевается общее физическое развитие ребенка и соблюдение основных гигиенических норм:  

нормальный рост и вес, нормальные пропорции тела, соответствующее возрасту состояние зрения, слуха, состояние нервной системы, состояние сердечно-сосудистой и эндокринной системы, развитая мелкая моторика рук

Чем могут помочь родители? 

  • наладить и соблюдать четкий режим дня, при этом оптимальное время вечернего укладывания — 21 час. Полноценный сон ребенка в возрасте 6-7 лет составляет 11- 12 часов в сутки (включая дневной сон).
  • перед сном определенный отрезок времени (20—30 минут) хорошо отвести для спокойных, не возбуждающих занятий. Не следует рассказывать и разрешать читать детям перед сном пугающие или сильно возбуждающие их воображение сказки или рассказы.
  • перед сном нужно обязательно проветривать помещение.
  • важно обеспечить разнообразное питание, в холодный период можно дополнить меню специальными детскими витаминами, содержащими йод, калий, магний, фолиевую кислоту и другие микроэлементы.
  • создавать возможность для активного времяпровождения, спортивных игр и упражнений как дома, так и на улице
  • обязательно развивать мелкую моторику рук (рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, игры с мелкими предметами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, обводилки, штриховки, трафареты и т.п.)

Общие рекомендации:

  • помните, что ребенок еще живет в дошкольном детстве - мире игр и игрушек, мире свободного времени
  • он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо», «должен»
  • его работоспособность пока невелика, обязательно нужен отдых или переключение на другой вид деятельности
  • он будет более подвержен заболеваниям
  • ему обязательно нужен свежий воздух после занятий и движения
  • Вашему сыну или дочери в первое время обучения будет необходимо, чтобы рядом была мама: проводить в школу, встретить из школы, вместе погулять. Постарайтесь взять отпуск или отгул на это время.
  • ребёнку нужны положительные эмоции: похвала, одобрение, понимание, любовь, доверие, забота.
  • не стоит "натаскивать" ребенка под определенную школьную программу. Гораздо лучше, например, научить ребенка общему алгоритму работы с цифрами (увеличить на «1» - значит это следующее число, уменьшить на «1» - значит предыдущее.
  • не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то новую секцию или кружок. Если это необходимо — сделайте это за год до школы или со 2 класса.
  • Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира. В 1 классе часто начинается снижение зрения, обязательно посетите окулиста перед школой и в середине учебного года.
  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения
  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком
  • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка
  • Признавайте права ребенка на ошибки
  • Никогда не запугивайте ребёнка школой
  • Следите за осанкой, не разрешайте наклоняться при письме
  • Занятия не должны быть для ребенка принудительными
  •  Развивайтесь повсеместно — на улице, считая лавочки и ворон, в парке — наблюдая за признаками времен года, в транспорте — читая вывески и рекламу, в магазине — попросите ребенка выбрать 2 овоща или 1 фрукт, попросите назвать то, что он видит на стеллажах, просто идя по улице — скажи, сколько человек идет перед нами, а что находится сейчас справа от тебя, а слева от меня и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе

Мезенцева О.А., Пронина М.И.,ГОУ детский сад комбинированного вида № 583 Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе.Качество подготовки ребёнка к школе и дальнейшие школьные ...

Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе

Мезенцева О.А., Пронина М.И.,ГОУ детский сад комбинированного вида № 583 Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе.Качество подготовки ребёнка к школе и дальнейшие школьные ...

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаю рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни. Рекомендации для родителей:...

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе...

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ1. Подготовка к школе должна быть разносторонней. Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развития физических и...

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаю рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни....

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе....