Родительская гостиная «Роль сказки в развитии детской эмоциональности». (младшая группа).
методическая разработка (младшая группа)

Хижняк Светлана Викторовна

Сказка нужна всем: и большим и маленьким. Она помогает нам понять других, самих себя, своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительская гостиная «Роль сказки в развитии детской эмоциональности». (младшая группа).

Цель:  подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг и сказок играет огромную роль для  всестороннего развития детей.

Задачи:

  1. Расширять представления родителей о роли книг и сказок в воспитании ребёнка.
  2.  Стимулировать самообразование родителей.
  3. Прививать навыки читательской культуры.
  4.  Воспитывать бережное отношение к книге.

Подготовка:

1.Организация выставки « Сказки для малышей».

2.Изготовление буклетов.

План проведения:

1.Вступительная часть

2. Выступление воспитателя «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

3.Игра «Угадайте, о ком, о чем идет речь в этих сказках-загадках».

4. Инструктаж «Безопасность на водных объектах в зимний период» (Приложение №1).

5. Организационные вопросы.

6.Решение собрания.

Ход:

Здравствуйте, уважаемые родители сегодня на родительском собрании мы поговорим о сказках, ведь сказки это неисчерпаемый источник радости для детей, они учат мечтать. В сказках отражается вера в победу добра над злом, в силу любви и дружбы.  Дети любят сказки, потому что в них происходят необыкновенные события и приключения.

Сказка нужна всем: и большим и маленьким. Она помогает нам понять других, самих себя, своих детей.

Язык сказок понятен маленькому ребёнку. Прошагавшая через века, сказка остаётся интересной и современным детям. Нашим детям, которым сейчас навязывают мультфильмы, в большинстве своём, с сомнительным сюжетом: глупые, агрессивные, пустые и уродливые. Сказки же — пропитаны вековой народной мудростью и высокой духовностью.

Пожалуй, нет такого ребёнка, который не любил слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим  малышам, но мало кто задумывался о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребёнка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.

 Что даёт ребенку сказка?

Целительная сила народной сказки известна с древних времён. Сказки сменяют на своём посту мамины колыбельные, с которыми кроха успокаивался и сладко засыпал. Малыш подрос, и мы берём в руки книгу со сказками, ибо  сказка:

— легко и полноценно помогает ребёнку усвоить родную речь;

— сеет в маленькие души добро и остаётся там на всю жизнь!

— формирует в маленьком сердце понимание истинной любви: любви и уважения к родителям, своему отечеству и его  истории,  другим людям. Это понимание дети пронесут через много-много лет, и их половинки будут окружены заботой, верностью, уважением, вниманием и нежностью;

—  помогает ребёнку освоиться в этой жизни, понять окружающую действительность. Реальные поучительные истории плохо усваиваются ребёнком, малыши познают мир через игру. Сказка — элемент игры, устное повествование которой надолго запоминается детьми;

— развивает эмоциональный интеллект ребёнка;

— даёт умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, обогащает фантазию, учит думать;

— делает ребёнка здоровым душой;

— социализирует;

— благотворно действует на нервную систему ребёнка, успокаивает его и это доказано!

 Кроме того:

Эмоционально-телесный контакт, который возникает между вами и малышом в момент чтения сказок обеспечивает:

— близость и доверительные отношения с ребёнком;

— уверенность у ребёнка в вашей любви и защите;

— уменьшение у малыша тревожности, плаксивости, возбудимости;

— снижение агрессивности.

 “Если рядом Сказка, то ребенок”:

  • С радостью и без капризов укладывается спать;
  • соглашается
  • соглашается купаться и без капризов вылезает из воды;
  • делится игрушками;
  • съедает “волшебное” лекарство;
  • познает окружающий мир;
  • учится понимать и любить все живое;
  • пробует сочинять свои собственные сказки;
  • учится читать, считать, фантазировать, рисовать;
  • знакомится с трудными правилами и понятиями;
  • стремится стать лучше.

 “Сказкой можно”:

  • вылечить;
  • успокоить;
  • поднять настроение;
  • научить понимать другого, не похожего на тебя;
  • оградить от бед;
  • “измерить” настроение и самочувствие.

 “Сказка может”:

  • помочь скоротать путь;
  • познакомить с нравственными понятиями;
  • сблизить Родителя и Ребенка;
  • разрешить конфликт;
  • заставить взяться за нелюбимое дело.
  • Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребёнку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своём будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребёнка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребёнку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т.д.) похожее на ребёнка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребёнок сам почувствует помощь и найдёт выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребёнку сказку, обязательно её закончите, старайтесь говорить её обычным голосом и языком, доступным ребёнку, усвоенным в реальном общении с родителями.
    Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психо-эмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребёнку полезна, безразлична или даже вредна. 
    Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребёнка. Старайтесь рассказывать ребёнку добрые, волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.

(Лучшие книги для ребенка 2 – 4  лет

Выбирая книги для ребенка, обращайте внимание не только на автора, но и на качество иллюстраций и формат (макет) книги. Дети видят иллюстрации иначе, чем взрослые! Как?

Особенность 1. Иллюстрации помогают малышу понять текст и всю историю в целом. Кроме того, они помогают удержать внимание крошечного непоседы.

Исследования, которые проводились еще в 80-х годах прошлого века, подтвердили, что иллюстрации оказывают значительное влияние на понимание текста произведения ребенком на протяжении всего дошкольного возраста (до 7 лет). Особенно велико это влияние в раннем возрасте!

Особенность 2. Дети не воспринимают сложную перспективу, необычные ракурсы и светотень.

К сожалению, современные иллюстрации все меньше отвечают особенностям детского восприятия. Использование в рисунках чудес и спецэффектов компьютерной графики не только не обязательно, но даже и не приветствуется! Даже дети 5 – 7 лет с трудом воспринимают светотень. Им кажется, что персонаж «запачкался», если старательный художник заштриховал область под носом (там ведь должна быть тень).

Иллюстрации в детских книгах должны быть простыми (на них не должно быть нагромождения предметов, объектов, не должно быть и сложной перспективы), располагаться рядом с текстом, как бы поясняя его. Обратите внимание на то, каковы ракурсы изображенных героев (сложные ракурсы не воспринимаются маленькими детьми, так например, малыш может испытывать затруднения, рассматривая нарисованного в профиль человека). Ведь кроха точно уяснил к своим 2 – 3 годам, что у человека 2 руки, 2 ноги и два глаза. А на рисунке тогда КТО?

 Лучшие книги для ребенка 2 – 4  лет со стихами

Короткие, отлично рифмованные строчки, которые хорошо запоминаются – это то, что нужно малышу 2 – 3 лет! Самые лучшие стихи для ребенка раннего возраста – это стихи о близких и понятных крохе предметах. Например, об игрушках, о маме и папе, о доме и природе. Читайте стихи с выражением, несколько раз (не думайте, что малыш устанет от повторений, наоборот, детям приносит удовольствие еще и еще раз слышать знакомые слова). Инициируйте ребенка повторять отдельные слова, делая паузы и повторяя конечные слова вместе по слогам. Среди всех книг со стихами специалисты по раннему воспитанию рекомендуют проверенные временем (стихи А.Барто, Е.Благининой, С.Маршака, Д.Хармса).

Лучшие книги для ребенка 2 – 4 лет со сказками

Русские народные сказки вовсе не должны остаться в прошлом! Во-первых, они помогут крохе впитать уже с ранних лет настроение, колорит его родной культуры (получить фоновое знание о своей стране, о ее истории, о быте и традициях). Во-вторых, сказки отвечают особенностям детского восприятия: все, что описывается в сказках понятно и близко малышу. Чаще всего, герои сказок – это животные, которые помогают или противостоят людям. Читая сказку с мамой, кроха узнает о том, что животное может испытывать чувства и быть другом (такой малыш уже никогда не будет жестоко обращаться с домашними животными). Кроме того, ребенок узнает о том, что бывают плохие и хорошие герои (в сказках все преувеличено, и даже самый маленький читатель поймет, что лиса из сказки «Колобок» хитрая и коварная). Малышам все еще актуально читать «Курочку Рябу», «Репку», «Колобка» и, конечно, «Теремок».

 А вот примерный список произведений для детей 2 – 4  лет:

1. Поищите книги К. Чуковского (есть отличные издания с рисунками В.Сутеева). Малышу понравится простая история «Мухи-цокотухи», он с удовольствием рассмотрит иллюстрации к книге «Федорино горе», попытается отгадать «Загадки», смело познакомится с «Бармалеем», из «Мойдодыра» с удивлением узнает, что мыться не любит не он один.

2. Крохе понравятся добрые стихи о животных С. Маршака («Детки в клетке», «Сказка об умном мышонке»), С. Михалкова («Трезор», «Мы едем, едем, едем»)

3. Порадуют качеством иллюстраций и интересными сюжетами книги В.Сутеева (он не только писал рассказы, но и иллюстрировал их).

Иногда лучшие произведения для детей объединяются в большие издания «Самые любимые сказки малышей», «100 любимых стихов малышей» (издательство «АСТ»).

Предлагаю Вам немного поиграть.

 Угадайте, о ком, о чем идет речь в этих сказках-загадках.

  • “Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые….” (“Колобок”)
  • “Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребется, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…” (“Репка”)
  • “Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить…, ни отставать…” (“Золушка”)
  • Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве –

Дело было на Руси… Стариков про то спроси.

Жили-были дед и баба, жили дома с птицей рядом

Баба птицу ту любила, её зёрнами кормила. («Курочка Ряба»)

 В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».

* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

* «У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».

* «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

Если вы ежедневно будете читать своим детям сказки на ночь, то ваша семья приобретёт замечательную и душевную традицию. Пронеся ее через года, ваши дети одушевят ею и свой дом, свою собственную семью.

Подарите своему малышу незабываемое путешествие в мир сказок УЖЕ СЕГОДНЯ!

Приложение №1.

«Безопасность на водных объектах в зимний период»

     

     В зимний период во время понижения температуры окружающей среды до отрицательных значений, на водных объектах начинает образовываться ледяной покров. Однако каждый год многие люди пренебрегают мерами предосторожности и выходят на тонкий лед, тем самым подвергая свою жизнь смертельной опасности.

          Следует знать, что:

Безопасным для человека считается лед толщиною не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 сантиметров в соленой воде.

В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.

Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней подряд, то прочность льда снижается на 25 %.

Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета – прочный, белого – прочность его в 2 раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком – лед ненадежен.

Категорически запрещается проверять на прочность лед ударами ноги.

При вынужденном переходе водоема по льду следует наметить маршрут и убедиться в прочности льда с помощью пешни. Если лед непрочен, необходимо прекратить движение и возвращаться по своим следам, делая первые шаги без отрыва ног от поверхности льда.

Не допускайте скопления людей и грузов в одном месте на льду.

Исключите случаи пребывания на льду в плохую погоду: туман, снегопад, дождь, а также ночное время суток.

Не катайтесь на льдинах, обходите перекаты, полыньи, проруби, края льда. При отсутствии уверенности в безопасности пребывания на льду лучше обойти опасный участок по берегу или дождаться надежного замерзания водоема. 

Убедительная просьба родителям: не допускайте детей на лед водоемов (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.

          Необходимо выполнять следующие действия при проваливании под лед (самопомощь):

Позвать на помощь.

Не паниковать, не делать резких движений, стабилизировать дыхание.

Раскинуть руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения.

Попытаться осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед.

Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползти к берегу (при этом, необходимо ползти в ту сторону, откуда Вы пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность).

Добравшись до плавсредства (берега), надо немедленно раздеться, выжать намокшую одежду и снова надеть.

          Человек провалился под лед, Вы стали очевидцем:

немедленно крикните ему, что идете на помощь;

приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув руки;

подложите под себя лыжи, фанеру или доску, чтобы увеличить площадь опоры и ползите на них;

к самому краю полыньи подползать нельзя, иначе и сами окажитесь в воде;

ремни и шарф, любая доска, лыжи, санки помогут Вам спасти человека;

бросать связанные предметы нужно за 3-4 м до пострадавшего;

если Вы не один, то, взяв друг друга за ноги, ложитесь на лед цепочкой и двигайтесь к пролому;

действуйте решительно и быстро, пострадавший коченеет в ледяной воде, намокшая одежда тянет его вниз;

подав пострадавшему подручное средство, вытащите его на лед и ползком двигайтесь от опасной зоны.

          Первая помощь пострадавшему:

Снимите и отожмите всю его одежду, потом снова оденьте (если нет сухой одежды) и укутайте полиэтиленом (происходит эффект парника);

При общем охлаждении пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в теплое (отапливаемое) помещение, тепло укрыть, обложить грелками, напоить горячим чаем, в дальнейшем направить в медицинское учреждение;

При попадании жидкости в дыхательные пути, пострадавшему необходимо очистить полость рта, уложить животом бедро так, чтобы голова свисала к земле, энергично нажимая на грудь и спину, удалить воду из желудка и легких, приступить к выполнению искусственного дыхания, растереть пострадавшего, чтобы согреть его.

Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Не подвергайте свою жизнь и близких Вам людей опасности!
Соблюдайте меры безопасности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в развитии детской эмоциональности.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития....

Роль сказки в развитии детской эмоциональности

Роль сказки в развитии детской эмоциональности...

РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.

РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир пр...

Роль сказки в развитии детской эмоциональности

Материал раскрывает механизм развития в ребенке тонкого понимания мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. О том, как ребенок учится понимать внутренний мир героев, ...

Роль сказки в развитии детской эмоциональности

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Роль сказок в воспитании детей велика.Рассказывая малы...

Роль сказки в развитии детской эмоциональности

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив. Они – существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания в...

Роль сказки в развитии детской эмоциональности

Дети очень любят слушать невороятные истории и  сказки, расширяющие их познание и кругозор....